тезисы "Опытно-эксперементальная патриотическое воспитаниедетей"
материал (младшая группа)

Бобкова Любовь Евгеньевна

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Патриотическое воспитание младших дошкольников представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе.

Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д.

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) путём сенсорного анализа, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами в жизни и обществе.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании (ст.14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу». Современная педагогика ориентирует детское экспериментирование в игровой  деятельности, как одно из главных  естественных проявлений детской психики. 

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира посредством экспериментирования, мы,  взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, доброта,  настойчивость, любознательность, толерантность, трудолюбие.

Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Формирование личности ребёнка происходит эффективней, если он вовлечён в продуктивную познавательную деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства.

Для ребёнка вполне естественно, что волшебное и реальное, живое и неживое могут совмещаться в одном предмете. Его ум напряжённо работает, совершая своеобразные открытия, которыми малыш охотно делится со взрослыми: «А правда, что мандарин – это сын апельсина?»,  «Мама, посмотри, хомяки сделаны из мышек!». Подобные вопросы и умозаключения ребёнка свидетельствуют о появлении у него потребности познавать мир.

 Дети очень рано начинают понимать разницу между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличают добро от зла, жадность от щедрости и т.д.

Но сталкиваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать морально – этические нормы, например, поделиться со сверстником игрушкой или лакомством, ребёнок часто поступает совсем наоборот, а попытки взрослого указать на него неправоту встречают отпор.

Так продолжалось до тех пор, пока взрослый не заменил абстрактное объяснение новым, конкретным, а помогла сказка!

    Cказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, не одобрять жадность и вероломство, искренне желать победы добра. Одним из главных её уроков является то, что в ней в чистом виде представлены противоположные стороны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость. Этим и воспользовались психологи, проводя формирующие эксперименты. Психологом  С.Г. Якобсон был проведён следующий эксперимент. Дошкольники распределяли между собой красивую кукольную одежду и привлекательные машинки. Детям, которые отличались особой жадностью и равнодушием, предложили оценить свои действия через сравнения их с поведением известных персонажей – Буратино (Мальвина) и Карабаса-Барабаса. Многие дети после такого испытания резко меняли своё поведение, начинали отдавать сверстникам столько же игрушек, сколько брали себе, а иногда и больше. Им очень не хотелось быть похожими на Карабаса-Барабаса (этот образ эмоционально неприемлем для ребёнка), что сделало их поведение осознанным и произвольным. Буратино, Мальвина, Белоснежка,  Дюймовочка… Каждая сказка имеет своих положительных героев. И у любого ребёнка есть самый любимый персонаж, о приключениях которого он  с замиранием сердца готов слушать много раз. Чтобы советы психологов были эффективными в преодолении подобных проблем, необходимо сначала подумать о том, какая сказка сможет лучше всего помочь в каждом конкретном случае. Предложить детям разыграть выбранную сказку и поручить самому «проблемному» ребёнку лучшую, положительную роль. Вынужденный в соответствии с ролью поступать благородно, ребёнок впервые сможет ощутить радость от возможности помогать другим и дарить им что – то, от благодарности партнёров за то, что он хороший!

 В ролевой игре ребёнок может забыть о своём упрямстве, отойти от привычного поведения. Полного успеха формирующий эксперимент достигал тогда, когда не только высвечивались носители добра и зла в виде художественных образов, но и имелась уверенность окружающих, которую чувствовал ребёнок, что он в целом соответствует положительному эталону. У каждого человека есть естественная и необходимая потребность в самоуважении, формирование которой начинается в самом раннем детстве. Задача воспитателей и родителей  заключается в том, чтобы помочь ему разобраться в самом себе, посмотреть на себя со стороны и честно признаться в своей неправоте. Ребёнок должен знать, что родные и близкие любят его несмотря ни на что, ждут от него только хорошего, верят в его доброту, но отдельные его поступки могут их огорчать. Это поможет стать ему лучше на самом деле. Разговаривать с ребёнком нужно деликатно и уважительно, без этого невозможно воспитать в нём нравственные качества. Авансом наделяя его ими, вы сможете наладить тёплые взаимоотношения, а через них – воздействовать на формирование его личности.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, познавательная культура и ценностное отношение к реальному миру. И у родителей, и у воспитателей общая задача – сделать детей счастливыми, создать радостный настрой, обеспечить право ребёнка на выдумку, шутку, веселье...

Только в атмосфере любви и уважения может формироваться полноценная личность. Именно это, в свою очередь, является базой  для  полноценного нравственного развития  личности  ребёнка.

 Источник : https://infourok.ru/konsultaciya-nravstvennopatrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-posredstvom-eksperimentirovaniya-3282301.html

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...