Консультация для родителей «Роль похвалы в жизни ребенка»
консультация (младшая группа)

Гордеева Татьяна Владимировна

Дошкольников совершенно необходимо хвалить! Хвалить часто, эмоционально и преувеличенно. Именно такой стиль общения соответствует потребностям ребёнка на этом возрастном этапе. Кроме этого, похвалой мы устанавливаем для ребёнка ту или иную систему координат. Жизнь для малыша – это безбрежное море. Он часто теряется, ещё не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему определённые ценности, и мы своей похвалой даём малышу правильные ориентиры. К сожалению, многие родители недопонимают воспитательного значения похвалы или принимают её однобоко: в основном, хвалят детей за успехи в обучении.

Старайтесь хвалить ребёнка разнообразно, не ограничивайтесь словами «умница» и «молодец». Давайте понять, что у него много достоинств и много возможностей проявить себя с хорошей стороны.

Характеры у всех разные. То, что одному ребёнку даётся легко, другой делает со скрипом. Те качества, которыми ребёнок обделён, воспитывать довольно трудно, но возможно. Относитесь к ним как к хилым росточкам, которые требуют особенной заботы, особенно тщательного ухода. Мы же не попрекаем их тем, что они плохо растут, а стараемся создать благоприятные условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rol_pohvaly_-_kopiya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как правильно хвалить ребенка»

Татьяна Владимировна Гордеева,     воспитатель

 МДОУ - детский сад №44 «Колокольчик»,   г. Серпухов,2019г.

      «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка,

придумайте это!» - советует психиатр и психотерапевт

В. Леви,  в своей книге «Нестандартный ребенок»

Дошкольников совершенно необходимо хвалить! Хвалить часто, эмоционально и преувеличенно. Именно такой стиль общения соответствует потребностям ребёнка на этом возрастном этапе. Кроме этого, похвалой мы устанавливаем для ребёнка ту или иную систему координат. Жизнь для малыша – это безбрежное море. Он часто теряется, ещё не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему определённые ценности, и мы своей похвалой даём малышу правильные ориентиры. К сожалению, многие родители недопонимают воспитательного значения похвалы или принимают её однобоко: в основном, хвалят детей за успехи в обучении.

Старайтесь хвалить ребёнка разнообразно, не ограничивайтесь словами «умница» и «молодец». Давайте понять, что у него много достоинств и много возможностей проявить себя с хорошей стороны.

Характеры у всех разные. То, что одному ребёнку даётся легко, другой делает со скрипом. Те качества, которыми ребёнок обделён, воспитывать довольно трудно, но возможно. Относитесь к ним как к хилым росточкам, которые требуют особенной заботы, особенно тщательного ухода. Мы же не попрекаем их тем, что они плохо растут, а стараемся создать благоприятные условия.

Во-первых, нужно особенно их хвалить за те поступки, которые даются им с наибольшим трудом. А во-вторых, стараться облегчить задачу. Скажем, застенчивого ребёнка не следует посылать самого, знакомиться с чужими ребятами, а лучше подойти вместе с ним, предложить детям игру. Дома сказать папе так, что бы мальчик слышал: «Какой Ваня сегодня был общительный, заговорил с незнакомыми ребятами и даже поиграл с ними!». Существует много историй как именно «лавры в кредит» помогали детям преодолеть панический страх перед уколами, сверлением зубов и прочими медицинскими манипуляциями. Хваля ребёнка почаще, называйте его хорошие качества. Это будет способствовать нравственному развитию, которое по ряду причин нередко отстаёт от интеллектуального. Дети без острых психологических проблем остро в одобрении окружающих не нуждаются, им не требуется постоянно «подслащивать пилюлю», поскольку у них всё складывается достаточно удачно. Шумный, возбудимый ребёнок страдает от своей не успешности, и свои промахи переживает тяжелее, чем обычные дети. Поэтому родительская похвала может лишь частично вознаградить ребёнка за тягостные переживания.

А ещё, если мы не хотим подпитывать похвалой детский эгоизм следует почаще хвалить ребёнка за то, что он делает не для себя, а для других.

Всё выше сказанное не означает, что ребёнку не следует делать замечаний и исправлять его недостатки. Однако замечание должно быть намного, в несколько раз меньше, чем похвал. Общий фон, настрой, обязательно должен быть позитивным.

Слова: «Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший» - хочет и должен слышать каждый ребёнок, чтобы нормально расти и развиваться.

Советы психолога

 Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто — нарисовать птичку»

Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее семи раз в день.

Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.

Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.

Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.

Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».

Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

Как же надо хвалить? Только искренне, серьёзно и убедительно, а также в определенных дозах, соразмерных с целью, для которой это делается. Хвалить за успех, за результат, и за старание.

Похвала используется как поощрение и закрепление положительного поведения. Она должна носить конкретный характер, иметь определенный адрес, а не сообщать ребенку то, что он вообще хороший. "Ты хороший мальчик" - так говорить не советую. "Мне нравится, как хорошо ты сегодня убрал свою комнату" - так гораздо лучше. Родителям следует не упускать возможности похвалить ребенка за хороший поступок, избегая при этом пустых похвал в его адрес.

Список литературы

1. Леви В.Л.  Нестандартный ребенок / Торобоан, 2007. - 416 с.

2. Рей Берк , Рон Херрон. Воспитание на основе здравого смысла/СПб:              

    Изд. «Весь». 2011-453стр.

3. Электронный ресурс: 

http://upsihologa.com.ua/Kak_hvalit_rebenka-

     ElenaMitina.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в жизни ребенка"

Что же такое дидактические игры для дошкольников?Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей....

Консультация для родителей: "Роль сенсорного воспитания в жизни ребенка"

Консультация для родителей: "Роль сенсорного воспитания в жизни ребенка"...

Консультация для родителей «Роль подвижной игры в жизни ребенка»

И݀г݀р݀а к݀а݀к в݀е݀д݀у݀щ݀а݀я д݀е݀я݀т݀е݀л݀ь݀н݀о݀с݀т݀ь д݀о݀ш݀к݀о݀л݀ь݀н݀и݀к݀а и݀м݀е݀е݀т б݀о݀л݀ь݀ш݀о݀е з݀н݀а݀ч݀е݀н݀и݀е д݀л݀я ф݀и݀з݀и݀ч݀е݀с݀к݀о݀г݀о݀, у݀м݀с݀т݀в݀е݀н݀н݀о݀г݀о݀, н݀р݀а݀в݀с݀т݀в݀е݀н݀н݀о݀г݀о ...

Консультация для родителей "Роль театрализованной деятельности в жизни ребенка"

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...

Консультация для родителей "Роль подвижной игры в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Роль подвижной игры в жизни ребенка"...