Развитие психических процессов - залог успешного познавательного развития.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лахтина Ольга Владимировна

Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности являются достаточно развитые память и внимание.

Ежедневно выполняя несложные упражнения в игровой форме, можно достичь хороших результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_fevral_23.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ЛАХТИНА О.В.

Развитие психических процессов - залог успешного познавательного развития.

Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. Одна из важных задач современного педагога – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

У детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы позволяют проигрывать в уме ход деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Данные игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки (дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать).

Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности являются достаточно развитые память и внимание.

Ежедневно выполняя несложные упражнения в игровой форме, можно достичь хороших результатов.

Ниже приведены примеры игр, подобранные для развития памяти и внимания.

«Какой игрушки (картинке) не хватает?». 

Разложите перед ребенком несколько игрушек, затем попросите его отвернуться, уберите одну или две и спросите, что изменилось.

«В чем отличия?».

Находить разницу между двумя картинками очень полезно не только для развития памяти, но и для усиления внимательности.

«Опиши товарища». 

Это игра для группы малышей. Малышей просят посмотреть внимательно на соседа, запомнить, как он выглядит, во что одет, а потом отвернуться и рассказать про его внешность.

«Восстанови последовательность». 

На стол выкладываются 5-6 кусочков тканей. Ребенку с завязанными глазами предлагают пощупать их. Затем кусочки тканей перемешивают и предлагают ребенку выложить их на столе в той последовательности, в которой они были изначально.

«Повтори движения». 

В эту игру можно играть как с одним малышом, так и с группой. Детям нужно показать танцевальные движения, двигаясь от простых к сложным, и попросить их повторить.

«Остановись вовремя!». 

Перед началом игры нужно договориться с ребенком или с группой, какое движение под запретом (например, хлопок в ладоши). Игра заключается в повторении движений вслед за ведущим. Когда ведущий делает запрещенное движение, все должны остановиться. Тот, кто не среагирует вовремя, выбывает из игры.

«Найди лишнее».

 Нужно зачитать малышу несколько несвязанных между собой слов — четко, делая небольшие паузы (например, яблоко, пальто, кровать и т. п.). Потом попросить его повторить те слова, которые он запомнил. Зачитать еще раз те же самые слова, но добавить в список пару новых. Спросить у малыша, какие слова в первый раз не были произнесены.

«Назови второе слово». 

Для игры необходимо подготовить 10 пар слов, связанных по смыслу.

Например: мышь-сыр, зима-санки. Прочитать все пары слов ребенку, не торопясь, давая время запомнить. Потом объяснить, что основная задача — вспомнить и назвать второе слово после того, как будет названо первое в паре.

«Свяжи слова, близкие по смыслу». В этой игре задача обратная: нужно подготовить пары слов таким образом, чтобы они не были связаны по смыслу, но при этом среди других пар должно найтись слово, которое можно объединить с первым названным. Пример: изначальный вариант — яблоко-море. Другая пара слов: груша-лодка. Яблоки и груши можно съесть, а на лодке можно плавать по морю.

«Продолжи смысловой ряд». 

Взрослый называет слово — например, «школа». Ребенок должен продолжить смысловой ряд (например, «дети», «учитель», «книга» и т. п.).

«Закончи предложение». 

Взрослый начинает предложение, а ребенок должен закончить его так, чтобы все совпадало по смыслу.

 Например: «Машина не может ехать дальше, потому что у нее… (сломан двигатель)».

Общие рекомендации по развитию памяти т внимания у дошкольников.

Память ребенка постоянно трансформируется и совершенствуется: поначалу это механическое запоминание, которое с течением времени становится все более и более осознанным. Для ускорения и улучшения результатов можно использовать игры, приведенные выше, как упражнения, способствующие максимальному раскрытию способностей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Повышение психологической компетентности участников педагогического процесса - залог успешного развития личности дошкольника.

Исходя из того, что профессиональное развитие- это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и  ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно...

Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко

Презентация «Интеллектика»  часть  1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

Рабочая программапо образовательной области «Познавательное  развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Познавательное  развитие (Озна...

«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик»    Презентация на тему: «Нейропсихологические игры &nda...

«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик»    Презентация на тему: «Нейропсихологические игры &nda...

«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик»  Презентация на тему: «Нейропсихологические игры –как основа...