"Логопедическая гостиная" для родителей
материал

Шейко Наталья Александровна

В нашем ДОУ  одной из приоритетных форм работы яляется взаимодействие с родителями. Результат коррекционно-развивающей  работы  напрямую зависит от тесного  сотрудничества с семьями воспитанников . С целью  повышения компетентоности  родителей в вопросах речевого развития дошкольника, предпосылок к дальнейшему успешному обучению в школе, организована "Логопедическая гостиная". Задачи которой заключаются  в установлении партнерских отношений с семьями воспитанников и вовлечении в коррекционно - образователный процесс, повышении и актуализации образовательного уровня родителей в вопросах речевого развития детей,   посредством практических  рекомендаций и обогащения методической копилки  дидактическими  пособиями и  играми для дальнейшего использования в домашних условиях по закреплению речевого материала  с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всеобуч   для родителей воспитанников  

 подготовительной к школе группе  с ТНР по теме:

«Основы обучения элементам грамоты»

Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению элементам грамоты.

Задачи:1. Расширять знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах.

2. Уточнять представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова).

3. Тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости.

4. Закреплять навык звукового анализа слова.

5. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Ход  просветительской деятельности:

    Одной из важных актуальных  задач при подготовке ребенка к школе является овладение элементами грамоты. Перед нами встает вопрос, а как же лучше подготовить наших детей и себя к обучению в школе, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений, как у детей так и у родителей. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

    Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты делится на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в дошкольном возрасте.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность фонетической  системы языка, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех групп (свистящих, шипящих, соноров и т.д.);
  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
  • знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой
  • владение навыками послогового чтения.
  • Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложение? (Ответы родителей)
  • Предложение – это слова связанные между собой по смыслу.
  • Предложение состоят из слов.
  • Слова состоят из слогов.
  • Слоги состоят из звуков.
  • Звуки бывают - гласные, согласные.
  • Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом. (Предлагается родителям вспомнить и назвать гласные звуки).
  • Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык.
  • Согласные звуки бывают глухие и звонкие.
  • Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит.
  • При произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Работа с родителями с опорой на графические схемы:

Глухие звуки - К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ (называют родители по схеме)

Звонкие звуки - Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р (называют родители по схеме)

Согласные звуки, которые могут быть твёрдыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Давайте немножко поиграем, а называю звук, а вы поднимаете синий или зелёный кружок. А теперь называю слово. Если в начале слова услышите твёрдый звук, поднимите синий круг, если мягкий – зелёный (Снег, зима, мак, лимон, дом…)

Звуки на письме обозначаем буквами. Родители в домашних условиях могут обучать чтению своего ребенка, но при этом должны знать, что:

1. Звуки отличаются от букв? Что такое звук?

Звук - это то, что мы слышим, произносим.

Что такое буква?

Буква это то, что мы видим и пишем.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. в результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению, предусмотрено называние букв по из звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) мы предлагаем использовать следующие задания:

-написать букву в воздухе;

-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;

-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

-вылепить из пластилина, теста;

-написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;

-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Место звука в слове

Звук может стоять в начале, середине и конце слова. Для определения места звука в слове, нам понадобится звуковая дорожка. Если нужно определить место гласного звука, мы берем красный квадрат, для определения согласного твердого – синий, и согласного мягкого – зеленый. Уважаемые родители, определите место звука А в словах: аист, мак, роза. Теперь, определите место звука М в словах: лимон, машина, сом. (родители определяют место звука в слове с помощью звуковых дорожек).

Звуко-буквенный анализ слова

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).

Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)

Работа со схемой слова:

МАЛИНА              

  • определяем количество звуков в слове;
  • называем звуки по - порядку;
  • определяем количество слогов.
  • произносим 1-й слог МА-
  • какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 2 слог? ЛИ
  • какой звук в этом слоге1-й? (Л) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
  • какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 3 слог НА
  • какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
  • сколько согласных звуков;
  • назвать первый звук, последний, третий;
  • сколько в слове звуков? Сколько букв.

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.

Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя картинка и набор букв и сигнальных квадратов).

Деление слов на слоги.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов.

Сколько в слове гласных столько и слогов.

Анализ предложения.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Анализ предложения.

Кошка сидит.

Серая кошка сидит.

Серая кошка сидит дома.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.

С целью ускорения и  облегчения процесса подготовки к обучению элементам грамоты в работе с детьми использую метод наглядного моделирования. Который позволил мне разработать и создать дидактические пособия и игры по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты. А также индивидуальные альбомы «Грамотейка» и «Я читаю», которые позволяют отработать сформированные навыки и успешнее подготовиться к процессу обучения в школе.

(Логопед приглашает родителей на следующую встречу – семинар – практикум с участием детей по  подготовке детей к овладению грамоты.)



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с участием родителей и воспитанников с ТНР:

«Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов»

Цель: познакомить родителей с игровыми приемами, способствующими успешной  автоматизации звуков в речи.

Ход мастер-класса:

Ведение

У детей с тяжелыми нарушениями речи страдают сразу несколько сторон: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи. О коррекции звукопроизношения мы сегодня и поговорим.

1. Что такое автоматизация звуков? Её этапы.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука. Необходимо сразу уточнить для родителей, у детей которых нарушено сразу несколько групп звуков, что работа над исправлением следующего звука ведётся тогда, когда в достаточной мере автоматизирован предыдущий звук. 
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.
           Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях; 
• автоматизацию звука в предложениях;

• автоматизацию звука в чистоговорках, стихах;

• автоматизацию звука в  связной и свободной речи.
         Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих коррекционно-развивающих занятиях, далее  даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком  в домашних условиях. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям предлагаю различные игровые приёмы.

2. Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?
Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речи. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.
Условно я разделила эти приёмы на четыре группы:
• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики, самомассажа игольчатыми мячами, Су-   Джок терапией, кинезиологическими упражнениями;
• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;
• Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;
• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов;
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.
Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка.

Я предлагаю Вашему вниманию следующие упражнения (логопед вместе с аудиторией родителей и воспитанников):
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца. 
«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово). 
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
         Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.).

Можно назвать следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке. Лепка шариков из пластилина.
         Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. Однако, необходимо помнить, что перед использованием любой из таких игр необходима консультация учителя-логопеда. (Логопед с помощью экрана и ноутбука демонстрирует игры для автоматизации звуков).
Самая большая группа приёмов - упражнения с различными предметами.
(Логопед демонстрирует выполнение упражнений)
Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок. 
Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.
Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку, если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.
Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.
Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
Скакалка – на каждый прыжок называем слог.
Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.
«Альпинист». На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звука (слог, слово).
Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки. 
Можно подготовить несложное пособие. К карандашу приклеиваем или привязываем тонкую (0,5 мм) ленту длиной 10-15 см. 
         Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке. 
Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя.
Давайте мы с вами попробуем выложить дорожку из цветов: поможем принцу добраться до замка принцессы.
(Родители называют слова на заданный звук и с помощью магнитов прикрепляют к доске цветы в соответствии с намеченной дорожкой.)

Заключение

         Многие выше  перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость. 
         Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя –логопеда!



Предварительный просмотр:

Консультативная помощь родителям воспитанников, находящихся в группе риска (в рамках службы  по раннему сопровождению детей в условиях ДОУ)

по теме «Детские ошибки.   Не обращать внимания или поправлять?»

            Часто у родителей возникает вопрос: как относиться к грамматически неправильно построенным детским словам?

             Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.

  • Одна из хорошо известных логопедам ошибок является замена, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука «Ш» ребенок заменяет им звук «С» («ширость» - «сырость»).

Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадет в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение скаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженные им слова. Если неправильное произнесение ребенком носит стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.

  • Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, можем восторгаться словотворчеством ребенка, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать …» Вы должны очень четко произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами.
  • Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы.

            К примеру: «вставаю», «лизаю», то есть ребенок использует одну стандартную форму      глагола.

           Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну     форму языкового значения, то он распространяет ее на другие.

  • Следующий тип ошибок связан с изменениями существительных по падежам.

 Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам «возьмем все стулы и сделаем поезд».

  • Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего около 3-4% от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности и во время игр: страшный, злой, добрый, умный.

          Обязательно исправляйте ошибки в речи своего ребенка, но делайте это тактично.

Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.

          Помните: Речь взрослого – эталон для подражания!

  • Старайтесь четче проговаривать слова, особенно это касается незнакомых и сложных по слоговому составу слов.
  • Больше читайте ребенку, демонстрируя иллюстрации. А после беседуйте, составляя небольшие пересказы.
  • Обогащайте глагольный словарь и словарь признаков. Развивайте интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, круглый, синий) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).



Предварительный просмотр:

Консультация – всеобуч   для родителей воспитанников группы риска по вопросам  раннего сопровождения  в условиях  ДОУ: 

«Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка»

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу.

         Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.
        Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

          Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
        Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя 
«тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
        Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

         Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
        Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком. Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив 
речевую систему, знают, где включается компьютер.

         В итоге можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

1.Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно. 

4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

         Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.



Предварительный просмотр:

Практикум - всеобуч для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР  на тему:

«Графический диктант,

как средство развития  графо-моторных навыков и предпосылок к дальнейшему школьному обучению»

 Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.                                                                

    Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность.

Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития  пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.

Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Их можно выполнять в двух вариантах:                                                                                                                    1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.                 2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. Графические диктанты можно дополнять   загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В результате чего ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас. Задания подбирайте по принципу «от  простого к сложному». Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение.        В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.  

 Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого.                                                              Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Результат работы всегда должен удовлетворять, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам. Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошего обучения  навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите  и никогда ни с кем не сравнивайте. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради. Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Графический диктант – это схематичное изображение предмета. Поговорите о том, что изображено. (Можно, например уточнить  у ребенка какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее).     Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами: 1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог. 2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую. 3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками. 4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться. Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.

А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно поупражняться.

Логопед предлагает родителям поупражняться,  предоставив различные варианты графических диктантов.



Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ:

«Кинезиология, как метод коррекции недостатков речевого развития

у детей дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи»

   Следует отметить, что за последние годы число детей с ТНР увеличивается.  Для данного контингента воспитанников характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной  речи (дислексии и дисграфии), расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая  соматическая ослабленность,  отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

По мнению  нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

 Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы.   Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. 

Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного  взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

   Задачи:

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
  • Развитие речи.
  • Формирование произвольности.
  • Снятие эмоциональной напряженности.
  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Профилактика дислексии и дисграфии.

    Методологическая основа:

Кинезиология относится к здоровьесберегающей  технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий: 

  • Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;
  • Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
  • Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Методы и приемы:

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Массаж – воздействует  на биологически активные точки.
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

     Широко использую в своей практике следующие приемы, которые вызывают у моих  дошкольников особый интерес и положительные эмоции: плетение кос на специальном тренажере, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы и  прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, рисование в воздухе «лежащей восьмерки», зеркальное рисование.

                         

   А сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики. Сначала мы с воспитанниками разучиваем эти упражнения, отрабатывая технику.

Логопед демонстрирует кинезиологические упражнения и предлагает родителям присоединиться к совместному выполнению. (Выполняют базовые упражнения).

А затем, используем представленные вашему вниманию упражнения и в сюжете совместно придуманных сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление. И тогда сказка выступает в качестве продукта нашей совместной деятельности, который я и предлагаю вашему вниманию (демонстрирует посредством воспитанников).

Кинезиологическая сказка «Два котенка»

(способ организации детей  - сидя  за столами)

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок). 

Он очень любил  прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой  со словами).

Он быстро помчался  к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе). 

Котенка звали Уголек.  Они подружились и стали бегать  друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал  примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).

 И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка»).

 И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем  и  опять играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр. «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже  отправились домой (упр. «Кошка»).

По дороге они наблюдали,  как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба»).

Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает  положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации  детей, снижает утомляемость, повышает способность  к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

 



Предварительный просмотр:

Кинезиологическая гимнастика для дошкольников

- способствует  развитию межполушарного взаимодействия,  активизирует мыслительные процессы, снимает напряжение.

iCA146PH4

Кинезиологические упражнения следует выполнять ежедневно, в течение 5-10 мин, в доброжелательной обстановке, сопровождая художественным словом.

  1. «Кулак-ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в    кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак,  И так повторять смену позиций.

«Вот -  ладошка, вот – кулак! Все быстрее делай так».

  1. “Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно.

Картинка 87 из 166

  1. «Оладушки». Правая рука лежит  ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Одновременная смена позиции.                         «Мы играли в ладушки, жарили оладушки. Так пожарим, повернем - опять играть начнем».
  2. «Лягушка» (кулак-ребро-ладонь).  Три положения руки на столе.

«Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь); лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!»

Картинка 35 из 166

  1. Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
  2. «Нос-ухо»                 i_060
  3. «Наши уши».   Прощупать  подушечками пальцев  раковины ушей сверху-вниз (сначала одно ухо, затем перейти на другое). Затем надавливая, растирая, покалывая.
  4. Зеркальное рисование.  Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. iCATMYACT
  5. Игровые приемы,  вызывающие особый интерес и положительные эмоции: собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, собирание карандашей поочередно правой, левой рукой, а затем одновременно обеими.

        Кинезиологическая гимнастика оказывает положительное влияние на  развитие интеллекта, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.



Предварительный просмотр:

Всеобуч для родителей:

 « Развитие фонематического восприятия,

навыков звукового анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста с ТНР».

             Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ТНР многие исследователи (Г.А. Каше, Р.Е.Левина, Г.А. Никашина) отводят формированию фонематического  восприятия-способности воспринимать и различать звуки речи – фонемы.

             Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального и временного эффекта. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние, но освоение письма.

          Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

 Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. Таким образом, без целенаправленного коррекционного воздействия,  включающего  специальные упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с ТНР не овладевают грамотным чтением и письмом.

    Зачастую  выпускники речевых групп уходят в общеобразовательные школы  с низким уровнем сформированности  фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, и как следствие этого, у них наблюдаются  элементы дисграфии и дислексии. Но благодаря организованной системной коррекционной  работе можно повысить  уровень развития фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

При построении работы в данном направлении следует обратиться к методике Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза».

    Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведется в следующей последовательности:

  1. Формирование фонематического слуха.
  1. Развитие навыка узнавания неречевых звуков;
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
  3. Различение  слов, близких по звуковому составу;
  4. дифференциация фонем;
  5. дифференциация слогов.

  1. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  1. Определение порядка звуков в слове;
  2. Выделение отдельных звуков;
  3. Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой-звонкий, твердый-мягкий);
  4. Построение моделей слов (схем).

          Многие авторы Т.А.Ткаченко, Н.Г.Алтухова, А.И. Кравченко советуют начинать  работу по формированию  фонематического восприятия  со следующих упражнений:

Упражнение № 1

 На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п.

 Педагог предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем  ребенку нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображены звучащие предметы.

Упражнение № 2

 Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху  ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, стучит карандашом о чашку, водит карандашом по бумаге, мнет бумагу. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Постепенно вводятся модели на которых схематично изображено то или иное действие. Ребенок должен показать или выложить на столе в определенном порядке последовательность моделей действий.

Упражнение № 3

  В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т.п.) помещают сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку  при ее встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

 

Упражнение № 4

  Воспроизведение ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте) используется схематическое изображение ритмического рисунка.

Упражнение № 5

   Кто из детей позвал ребенка (дети стоят в кругу, отгадывающий - отворачивается).

Упражнение № 6

  Определить далеко или близко находится звучащий объект (показать нужную карточку).

Упражнение № 7

  Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты), или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

-Кто сидел на моем стуле?

-Кто ел из моей чашки?

-Кто спал в моей постели?

-Кто же был в нашем доме?

Ребенок должен показать нужный кружок (большой – М.И, средний- Н.П., маленький – М.).

Упражнение № 8

  Взрослый дает ребенку 2 кружка: красный и зеленый. И предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок,  а если неправильное – красный. Затем показывают картинку и громко, медленно, четко произносят звукосочетания:

БАМАМ                                               АЛЬПОМ

ПАМАМ                                               АЛЬМОМ

БАНАН                                                 АБЛЕМ

БАНАМ                                                 АЛЬБОМ

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

          Развивая фонематический слух, проводятся игры  на угадывание голосов и различных шумов. Для этого используются символы-заменители предметов и явлений окружающего мира животных, птиц,  человека, моря и пр. Предлагая детям игры на идентификацию источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки  или музыкального инструмента), для этого используются схема группы и модель источника шума.

          При воспроизведении ритмического рисунка, отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте, с детьми составляют модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек и кружков. После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используют кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длины (длинна высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация) и др.

           В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза используют различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зеленые кружки). Для дифференциации твердых и мягких согласных звуков можно использовать домики синего (твердый звук) и зеленого (мягкий звук) цветов. Ребенку даются картинки с заданным звуком и он должен расселить их по нужным домикам. Так же можно использовать изображения травы и льда: трава – мягкий  согласный звук, а лед - твердый. Аналогично можно сделать домики для дифференциации гласных-согласных звуков (красный, синий, зеленый). Так же можно использовать карточки с моделями нот (обозначает гласный звук т.к. он поется; зачеркнутая нота-согласный, т.к. петь нельзя).

           Для обозначения глухих и звонких звуков  рекомендуют использовать изображения колокольчика (звонкий-согласный) и перечеркнутый колокольчик – (глухой).

   Н.Г.Алтухова рекомендует использовать модели круга для обозначения твердости и мягкости согласных. Ребенку даются картинки с заданным звуком или читаются слова, а он должен построить модель (с помощью  кругов).

          Для определения местоположения звука в слове – используются «звуковые рыбки».

    Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и  интересным для дошкольников.

 



Предварительный просмотр:

ВЕСЁЛАЯ СКАЗОЧНАЯ  ГИНАСТИКА

ДЛЯ  ЯЗЫЧКА

-Залог красивой и правильной речи!

*Гимнастику  рекомендуется выполнять   ежедневно в спокойной  доброжелательной обстановке в течение 5 минут;  

*Каждое упражнение необходимо выполнять под счёт до 10, удерживая язычок в определённом зафиксированном  положении.

  1. «Язычок спит на мягкой губке-подушечке»  -  рот открыт, распластанный широкий язык лежит на нижней губе и не шевелится.
  2. «Язычок  выглядывает из окна- ротика» – длинный узкий язычок выглядывает изо рта вперёд и спрятался в ротик обратно.  
  3. «Язычок ищет друзей » – длинный  узкий язык выглянул изо рта и смотрит максимально направо, затем  налево.
  4. «Язычок смотрит вверх -вниз– длинный  узкий язык выглянул изо рта и тянется вверх, затем смотрит вниз.
  5. «Язычок моет потолок в домике» - длинный  узкий язык, при открытом ротике передвигается по твёрдому нёбу, от горла к передним верхним резцам.
  6.  «Язычок моет стеночки – щёчки» – длинный  узкий язык, при открытом рте моет по кругу правую щёчку (левую щёчку). 
  7. «Язычок  красит  заборчик - зубы у домика» - язык при открытом ротике передвигается по   верхним зубам  с внутренней  и внешней стороны, затем по нижним зубам с внутренней и внешней  стороны.
  8. «Язык пьёт чай из чашечки» -  края языка загнуть кверху в форме «чашечки» и удержать.
  9. «Язык слизывает вкусное варенье с верхней губки» -  длинный узкий язык  при открытом рте слизывает «воображаемое варенье» с  верхней и нижней губы .
  10. «Зубки заборчиком  от злого волка» - губки в  улыбке, зубы стиснуты, оскал.
  11. «Рупор» – зубы закрыты, губы раздвинуты рупором, язык чашечкой вверх (произноси ШШШШШШШ)
  12. Забор – рупор – чередование забора и рупора.
  13. Губы в улыбке  - губы закрыты в улыбке.
  14.  Губы  трубочка – губы вытягиваем вперёд трубочкой, произнести (ООООООООО).
  15.  Трубочка – улыбочка -  чередование трубочки и улыбочки.
  16. Язычок скачет на лошадке –  язычок прищёлкивает по твёрдому нёбу.
  17. «Язычок собирает грибы» – рот открыт, широкая спинка языка присасывается к твёрдому нёбу, а подъязычная связка натягивается (удержать в таком положении).
  18.  «Язычок играет на гармошке» – улыбнуться, сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, медленно открывать и закрывать рот, стараясь удержать язык в и.п.
  19. «Хомячок-дружок» - надувание щёк поочередно и одновременно.
  20. «Суслик » - сдувание щёк и максимальное втягивание в ротовую полость.
  21.  «Язычок стучит в барабан» – рот открыт, улыбка, широкий кончик языка стучит в альвеолы за верхними резцами: «ДДДДДДДДДДДДД».
  22.  «Язычок сердится»– язычок на нижней губке, верхние резцы покусывают широкий язычок,  начиная с кончика: «ЛА-ЛА-ЛА-ЛА».
  23.  «Язычок успокаивается» – язычок также на нижней губке, верхняя губа шлепает по языку: «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ».
  24.  Язычок засыпает  на мягкой  губке - подушечке –широкий распластанный язык лежит спокойно на нижней губе.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/102/99/102099076_x_de3c01f9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Октябрь,2013год №2

Немного о журнале.Одна из задач, стоящих перед Учителем- логопедом ДОУ – это взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей и коррекции речи, а также оказание консу...

Логопедические игры родителей с детьми дома

Логопедические игры родителей с детьми дома...

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Ноябрь 2013год, №3

Содержание Рубрика «Тема дня»«Шпаргалка для родителей» ..………………………………..……..2 Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры». Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза...

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Ноябрь,2013год №3

Содержание Рубрика «Тема дня»«Шпаргалка для родителей» ..………………………………..……..2 Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры». Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза...

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Январь 2014год, №5

Рубрика «Тема дня» - «Готовимся к школе»Подготовить ребенка к школе..……………………………………..……..2Создание позитивной установки к обучению…………………………….212 заповедей мамы и папы будущего первоклассника………………….....

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Февраль 2014год, №6

Рубрика «Тема дня» - «Еще есть время» «Специфические» ошибки при чтении и письме…………………….…..2Оптическая дисграфия………………………………………….………….4Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника….……...