Сюжетно-ролевая игра как социализация дошкольников
консультация (старшая группа)

Описательная статья как вляет игра на социализацию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дятлова Юлия Валерьевна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара 

uliadatlova328@gmail.com

                                         Нянькина Ольга Викторовна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара

onyankina@mail.ru

   Детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми [5,с.116].

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра  – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети-играющие, объединяются между собой по собственной инициативе, сами задумывают сюжет игры, распределяют роли, готовят игровой материал.  Важно, что следуя взятой на себя роли, дети отражают те моменты окружающей действительности, которые привлекли их внимание, вызвали живой интерес, произвели особое впечатление. Конечно, все это возможно лишь при наличии предметно-пространственной развивающей среды, при необходимости, ненавязчивой помощи взрослого. Особая роль в процессе социализации отводится родителям, родственникам, воспитателям, учителям. Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

 Это необходимо, чтобы обогащать сюжет игры, обращать внимание детей на важные акценты во взаимоотношениях персонажей. Все, что пропущено ребенком через игру, становится его опытом и усваивается надолго. Происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации, определенные социальные взаимоотношения между людьми. Замещение и моделирование явлений действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые используют взрослые, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнить игровые действия (стул вместо автобуса, кубик вместо мыла),также ребенок может заменить предмет на предмет из жизни людей реального времени, например сумка превращается в чемоданчик - с доставкой еды,или книга в планшет для заказа одежды, пиццы, и т.д. Все это толкает детей на путь поиска предметов заместителей, что способствует развитию воображения и творчества .

Обогащая сюжеты игр детей, важно донести до их сознания, что в окружающей действительности взрослые не только совершают разные полезные дела, но и постоянно вступают в контакты друг с другом.  Большое влияние на развитие игровой деятельности оказывают знания, полученные дошкольниками в результате ознакомления с художественной литературой, в беседах о профессиях и труде людей, результаты конструктивно – модельной деятельности, аппликации ,рисования. В ходе наблюдений за трудом взрослых внимание детей обращается не только на действия, которые они выполняют, но и на личные качества человека, раскрывается значимость их труда для других.

На примере сюжетно-ролевой игры «Пекарня», воспитатель перед тем, как ввести новую игру  беседует с детьми по теме «Откуда пришел хлеб...», где рассказывает от выращивания пшеницы  до получения людьми муки,объясняет значимость всех профессий (агроном»,«тракторист»,«комбайнер»; пекари,тестомес,разделочник,заведующийпекарней,экспедитор,  водитель,грузчик), кто учавствовал  от выращивания хлеба до его мастера (пекаря),  рассматривает тематические картинки о хлебобулочных изделиях, объясняет кто печет нам хлеб и разные булочки и на примере  настоящего  похода-экскурсии в Пекарню,дети уже могут увидеть весь процесс выпечки хлеба. Тем самым   полученные знания закрепляются на других занятиях по творчеству ( лепке и аппликации  «Испечем мы пирожки», «кредельки от пекаря» и т.д.) и в режимные моменты, читают соответствующие произведения, проигрывают разные дидактические игры «Что для чего?» (кухонные приборы и продукты, анализируют профессии). Так полученные знания и умения, дают ход совместной игре, где уже дети могут  реализовывать и развивать сюжет игры, опираясь на ранее полученные знания.

 Можно сделать вывод о том, что только комплексное  воздействие на детей, способно сделать процесс социализации успешным. Игра как деятельность является средством социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка. Разнообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей,  формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений

Литература:

1.Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; / под ред. Г.М. Ляминой. - М.: «Просвещение», 2000 г.

2.Зворыгина Е.В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.//Дошкольное воспитание.-2005.-№7.-с.4.

 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М.: «Просвещение»,1992г.

3. Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей «Играем с малышами» - М.: «Просвещение», 2007г

4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество: Учебник. М., 2004, 9-е изд., доп.

 5. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов. - М.: «Академия», 1999 г.

6. Н.Михайленко, Н.Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду.-М.: Линка-Пресс, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников

 Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. ...

Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников

Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие спос...

Консультация для родителей «Значение сюжетно - ролевой игры в социализации дошкольников».

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников

Сообщение для педагогов на педагогическом совете "Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников"...

Консультация для родителей "Значение сюжетно - ролевой игры в социализации дошкольников"

Консультация для родителей.«Значение сюжетно – ролевой игры  в социализации дошкольников» В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их разв...