Родительский клуб "Заботливые родители"
учебно-методический материал

Калашникова Алёна Валерьевна
Цели:
устанавливать сотрудничество ДОУ и семьи
социализировать ребёнка через поиск и внедрение новых эффективных форм работы с родителями
раскрывать роли семьи, как социального института становления личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabotlivye_roditelirodit_klub.docx112.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

ДС №10 «Белочка»

http://dooc.ouvlad.ru/files/2018/12/5-.jpg

«Заботливые родители»

Воспитатель:

Калашникова А.В.

г. Нижневартовск, 2021г

Родительский клуб «Заботливые родители»

«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»

Актуальность

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. 

Учёные (В.М. Дружинин, С.В. Ковалёв, В.В. Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный  микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Заботливые родители» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Положение  о клубе «Заботливые родители»

1. Общие положения.

1. Клуб «Заботливые родители» образован в средней группе МБДОУ ДС № 10 «Белочка» г. Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА.

1.2. Клуб «Заботливые родители является  одной из форм деятельности совместной работы педагога и родителей, объединённых общими интересами, общением  друг с другом, сотрудничеством  с педагогами школы, специалистами города Отрадный по работе с семьей.

2.Основные цели и задачи Клуба «Заботливые родители».

2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба:

    –   повышение психолого-педагогической культуры родителей путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений;

    –   предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем;

    –   создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию  равноправных партнёров.      

2.2. Задачи:    

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
  • развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия  и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
  • обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.

3.  Условия реализации Клуба

Место проведения – в средней группе МБДОУ ДС № 10 «Белочка» г. Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА.

Сроки реализации – Заседание Клуба«Заботливые родители» проводится 1 раз в два месяц в течение 2021 – 2022 уч. г. Запланировано 5 тематических встреч (по запросу родителей могут быть дополнительные заседания

Время – длительность занятий 40 – 60 минут в зависимости от настроя группы,  количества участников и т.д.

Материалы и инструменты – ИКТ, магнитофон, диски с релаксационной музыкой, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв. бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.

Содержание программы

Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.

Участниками Клуба могут быть: родители учащихся, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.

Формы организации работы Клуба: «круглый стол», психологический практикум, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.

Структура заседаний Клуба:

1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы  «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.

3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в  различных специально созданных ситуациях (игровых).

4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.

Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания:

  • позитивный настрой;
  • отсутствие назидательности и нравоучений;
  • «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.

Содержание заседаний Родительского Клуба «Заботливые родители»

Тема заседания №1  «Наши дети» 

Цель

Ознакомление участников с целями и задачами Клуба; формирование установки на активную работу и доверительные отношения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми.

Теоретическая часть

Предоставить информацию об особенностях семейного воспитания; провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания  семье и особенностями поведения  ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их  взаимоотношений с детьми.

Практическая часть

В практическую часть включены игры, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

1) телесно-ориентированные упражнения;

2) ролевые игры;

Обратная связь

Возможные формы организации:

1)  домашнее задание: изготовить с детьми «Тетрадь моих достижений»

2) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №2 «Вместе с мамой, вместе с папой»

Цель

Активное включение родителей и детей в двигательную активность, привития им навыков здорового образа жизни.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются тезисы, раскрывающие различные грани понятия «здоровье», рассматриваются вопросы, связанные с здоровым образом жизни.

Практическая часть

В практическую часть включены упражнения и игры, направленные на развитие двигательной активности.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– «Весёлые эстафеты»

Обратная связь

Возможные формы организации:

1) буклет «Здоровый образ жизни»

2) 3) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №3 «Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами»

Цель

Создание ситуации и условий для взаимодействия и сотрудничества детей совместно с родителями в игровой ситуации,  ролевых играх.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как игры с песком и водой, и др.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации: 

Игры и упражнения с детьми  для развития мелкой моторики

Обратная связь

Возможные формы организации:

– буклет «Мокрые игры»

– мастер-класс

– вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №4 «Нетрадиционные

техники рисования» 

Цель

ознакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющие проанализировать и выделить преимущества нетрадиционного рисования, особенности развития детей,

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

Игры и упражнения с детьми  для развития  воображения детей

Обратная связь

Возможные формы организации:

– «буклет Виды нетрадиционного рисования»;

– «Мастер-класс»;

– «совместное рисование под контролем воспитателя».

Тема заседания №5 «Семейные ценности» 

Цель

Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как музыкотерапия, театральная деятельность и др.

Практическая часть

В практическую часть включены театральные постановки, с привлечением детей и их родителей, импровизация.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– танцевальные и вокальные номера;

– совместное пение под караоке и  торжественное чаепитие.

Обратная связь

Возможные формы организации:

– анкета о работе Клуба «Семейная гостиная»

– пожелания родителей на будущий учебный год (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Прогнозируемый результат:

Участие в работе Клуба поможет родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появится желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону.

Повысится психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию  равноправных и равноответственных партнёров.  К тому же родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.

Литература

  1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
  2. Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.
  3. Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.
  4. Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.
  7. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010.
  8. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011.
  9. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительского уголка "Родителей за все благодарим"

Для каждого родителя самое главное в жизни - это их дети. А для воспитателя главное, чтобы дети ходили в детский сад с удовольствием и охотой. Многое зависит и от того, как воспитатель умеет общаться ...

Родительское собрание "Родителям о речи ребёнка"

Родительское собрание "Родителям о речи ребёнка"...

Родительское собрание: Родители – обязаны, педагоги – должны

Родительское собрание, на котором родители создают картину по теме...

Родительское собрание «Родителям о воспитании мальчиков и девочек» (лекция-практикум)

Родительское собрание по теме: «Родителям о воспитании мальчиков и девочек» (лекция-практикум)Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее ...

Проект родительского собрания «Родители – гиды по пути познания»

Повышение педагогической компетентности родителей в приобщении  детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности....

Информационно-тематическое родительское собрание «Родителям о речи ребенка»

Познакомить родителей с тем, как развивается речь ребенка в норме, патологии, о необходимости устранения отклонений в речевом развитии ребенка до школы....