Формирование ценностных ориентаций, как условие нравственного воспитания дошкольного возраста
статья

Тарасевич Дарья Геннадьевна

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_roditeley.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Именно в дошкольном детстве происходит закладка жизненно важных компонентов структуры психики детей, структуры их личности, которые впоследствии определяют ход их дальнейшей жизни. Одним их таких важных новообразований является возникновение «внутренних этических инстанций» (Л. С. Выготский), обеспечивающих  возможность нравственных действий и поступков. Исследования многих психологов (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон, Ж. Пиаже) свидетельствуют о том, что именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования этических представлений.

Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

Своеобразие нравственного воспитания дошкольников и его методики нашли отражение в трудах Т.И. Бабаевой, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Микляевой, С.В. Петериной, Е.О. Смирновой, A.M. Счастной и других авторов. В них красной нитью прослеживается мысль о самоценности дошкольного возраста. По мнению большинства ученых, именно в этот период формируются основы таких нравственных качествах личности, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, любовь к труду, принципиальность, бережливость и пр.

Детский сад воспитывает у каждого  дошкольника не только осознанную потребность в труде, но и высокую культуру труда, поведения, умения правильно на основе моральных принципов строить отношения в трудовом коллективе, через ценностные ориентации способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Обобщение представленных методологических позиций позволяет представить личностно-ориентированное воспитание как деятельность по формированию воспитательной системы (воспитательной среды), позволяющей в полной мере реализовать личностный потенциал воспитуемого с целью достижения им ценностных (жизненных) ориентиров в интересах его образовательной подготовки и профессиональной деятельности. Такой подход придает воспитанию определенное своеобразие - предполагает субъект - субъектные отношения воспитателей и воспитуемых, а также признает приоритетность личностных ценностей последних в воспитательной деятельности педагога.

Время скоротечно, меняется всё вокруг, в том числе и требования к человеку, к его образованности. Жизнь выдвинуло общественный запрос на воспитание творческой личности, способной самостоятельно мыслить, предлагать оригинальные идеи, принимать смелые, нестандартные решения. Поэтому ориентиром содержания образования является развитие личности.

Сегодня в педагогической науке ярко заявляет о себе личностно ориентированный подход, обеспечивающий создание новых механизмов воспитания и основывается на принципах глубокого уважения к личности, самостоятельности лица, учет индивидуальности.

Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность ребёнка стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно-полезной деятельности.

Содержание личностно-ориентированного воспитания призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для формирования ценностных ориентаций патриотического воспитания средствами многополярной традиционной культуры Санкт-Петербурга»

доклад на тему "Создание условий для формирования ценностных ориентаций патриотического воспитания средствами многополярной традиционной культуры Санкт-Петербурга"...

Статья "Формирование ценностных ориентаций и оценочных отношений у детей дошкольного возраста"

Статья "Формирование ценностных орентаций и оценочных отношений у детей дошкольного возратста"...

Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЭКОЛОГИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольнᡃое детство – нᡃачальнᡃый этап форᡃмирᡃованᡃия личнᡃости человека, его ценᡃнᡃостнᡃой орᡃиенᡃтации в окрᡃужающем мирᡃе. В этот перᡃиод закладывается позитивнᡃое отнᡃошенᡃие к прᡃирᡃоде, к...

семинар для педагогов "Духовно - нравственное воспитание дошкольного возраста посредством музейной педагогики"

laquo;Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».Академик...

Проект «Все работы хороши» Формирование ценностного отношения к труду детей младшего дошкольного возраста.

Предлагаемый проект направлен на  реализацию задач трудового воспитания в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста. Основной аспект проекта раскрывает содержание формирован...


 

Комментарии

Тюсина Юлия Владимировна

Актуальная тема современного мира, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно идти в приоритете образовательных областей. Спасибо за консультацию.