Памятка для родителей
статья

Горшкова  Валентина  Макаровна

 Памятка для родителей

"Учите детей думать и говорить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Учите детей думать и говорить

         В своей работе "Мышление и язык" А. Спиркин отмечает, что язык - это универсальное средство выражения мысли. С помощью языка мысль не только формулируется, но и формируется. Мышление, язык и речь находятся в неразрывной органической связи. Их нельзя отделить друг от друга, не нарушив органической связи.

        Детский психолог Л.С. Выготский  высказал мысль о том, что речь и мышление играют решающую роль в формировании психических процессов и что основным путем анализа развития высших психических функций является исследование той перестройки психических процессов, которая совершается под влиянием речи и мышления.

        Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

        Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью.

         Как можно научить ребенка  думать и говорить? 

Занимаясь с ребёнком, проговаривайте всё, что делаете сами, и активизируйте речь ребёнка. Создавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжению. Никогда не думайте за ребёнка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености мысли.

          Как часто, спрашивая о чём-то, мы тут же слышим от детей «Я не знаю, я не умею». Ребёнку просто не хочется думать. В этих случаях надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно использовать наводящие вопросы, наглядность, привлечь прошлый опыт.

         Большое значение для умственного развития детей имеет формирование у них всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. В зависимости от возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления. Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Основой  абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления служит высокий уровень речевого развития. Именно к этому и должны стремиться вы в ваших занятиях с детьми.

          Учить детей логическому мышлению надо постоянно. В любой ситуации  надо думать. Пусть ребёнок сам  ищет наиболее рациональное решение, например:  как достать тот или иной предмет, как поступить, если в лесу нашли несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.

         Дети очень  любят загадки. Их можно отгадывать и гуляя, и играя, на улице и дома. Придумайте сами и учите детей сочинять загадки.

  • Зимой на прогулке вы спрашиваете: «Что это? «Белый, лёгкий, в воздухе кружится и падает на землю»; «Зимой и летом одним цветом», «Маленькая, летает, зернышки клюет».
  • Особое удовольствие вызывает у детей игровые действия. Например, загадывая загадку, взрослый производит определённые действия, по которым ребёнок и должен её отгадать (взрослый на двух ногах прыгает, руки держит над ушами, изображая зайца).
  • Вы читаете коротенький текст, содержание которого может быть понятно лишь при анализе ситуации. Ребёнок должен понять смысл и сделать вывод. Например: Мама  шла из магазина и несла в руках тяжёлые сумки. Мальчик решил помочь маме и сказал: «Мамочка, дай мне одну сумку, а меня возьми на ручки».

Правильно ли поступил мальчик?

                   Не забывайте  расширять словарный запас ребёнка. Для этого не обязательно проводить  специальные занятия. На отдыхе, во время совместной прогулки и т.п. играйте «в слова».

  • Кто больше придумает слов на заданную букву или назовёт  больше птиц, предметов мебели и одежды.
  • Предложите ребёнку называть слова противоположные по значению (Узкий  – широкий, сладкий - горький и т.д.).
  • Можно называть признаки знакомых предметов.

Например:  книга – большая, новая, красочная.

  • Можно предложить ребёнку закончить предложение. Например, взрослый начинает: «Днем светло, а вечером…», «После лета наступает…», «В огороде мы посадили….»

                  Для мыслительной активности детей полезны задания на установление закономерностейhttps://docs.google.com/drawings/d/spdU00ABAiu96pc0tnvwjLA/image?parent=1DAmW2QrZ_L0IXtBLhJYYBZUuU4Tn0zHTg9gRqppd-jE&rev=1&h=27&w=39&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/s1Sqt6JAPishnzQ4_bDCaqw/image?parent=1DAmW2QrZ_L0IXtBLhJYYBZUuU4Tn0zHTg9gRqppd-jE&rev=1&h=22&w=37&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/sjU0JLavZdqob1Tyr4eB4Vw/image?parent=1DAmW2QrZ_L0IXtBLhJYYBZUuU4Tn0zHTg9gRqppd-jE&rev=1&h=31&w=40&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/s-ZigXfo8onEOllEaBKlTLg/image?parent=1DAmW2QrZ_L0IXtBLhJYYBZUuU4Tn0zHTg9gRqppd-jE&rev=1&h=25&w=42&ac=1

      -     Предложите ребёнку закончить ряд;  

      -    Попросите ребёнка сказать, какие фигуры пропущены в указанном ряду с учётом последовательности их расположения;https://docs.google.com/drawings/d/sE5kn2HJMZdWb9qMc5B2P7w/image?parent=1DAmW2QrZ_L0IXtBLhJYYBZUuU4Tn0zHTg9gRqppd-jE&rev=1&h=34&w=36&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/sR3QUcc0tnioBrdMnNPrEqQ/image?parent=1DAmW2QrZ_L0IXtBLhJYYBZUuU4Tn0zHTg9gRqppd-jE&rev=1&h=42&w=55&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/sVrR3ONj34dFoNzM6E41n8A/image?parent=1DAmW2QrZ_L0IXtBLhJYYBZUuU4Tn0zHTg9gRqppd-jE&rev=1&h=34&w=39&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/sgJtDUsRKG8hODe-mK70DyQ/image?parent=1DAmW2QrZ_L0IXtBLhJYYBZUuU4Tn0zHTg9gRqppd-jE&rev=1&h=42&w=51&ac=1

      - Предложите ребёнку заштриховать квадратики в такой последовательности, чтобы получилась шахматная доска.

      Несмотря на всё многообразие внутренних процессов речи, каждое слово тесно связанно с мышлением. Мышление развивает речь, а речь в свою очередь служит локомотивом развития мышления. Таким образом,  своевременно и планомерно развивая  речь и мышление, мы можем воспитать будущего успешного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....