Консультация для родителей " Фольклор и его значение в музыкальном воспитании"
консультация (старшая группа)

Левчикова Полина Эдуардовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fevral_2023.docx332.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №7

236010, г. Калининград, ул. Вагоностроительная, 7, Тел./факс 96-23-03/96-31-24, e-mail: ds007@edu.klgd.ru 

Консультация для родителей

«Фольклор и его значение в музыкальном воспитании детей»

https://static.tildacdn.com/tild3732-3238-4439-b762-623065376537/photo.jpg

Подготовила: музыкальный руководитель

Высшей квалификационной категории

Левчикова Полина Эдуардовна

г. Калининград, 2023

Фольклор и его значение в музыкальном воспитании детей.

 В процессе музыкального развития школьников значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре.  

           Народное музыкальное творчество Н.В.Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное «отрубание» своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому одну из задач воспитания ученые видят в обогащении детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.

Основой при развитии эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, фундаментом, которого является фольклор – источник знаний о действительности, о человеке, средство развития важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Английское слово «фольклор», т.е. народная мудрость, народная традиция, чаще всего употребляется в применении к народному поэтическому искусству, но наряду с этим говорят и о музыкальном и изобразительном фольклоре.

Фольклор развивает национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа. Сказки, песни, былины, уличные представления – все это разные жанры фольклора, народного устно-поэтического творчества. Они отличаются своими специфическими особенностями, различна их роль в народном быту, по-разному они живут и в современности. Сейчас фольклор постоянно и широко используется в музыкальном воспитании, его применение опирается на четкие педагогические принципы.

   В школе детям дается ясное представление о народном творчестве; в процессе музыкального развития слуха народным мелодиям отводится важная роль, особенно в осознании ладовых тяготений; в детских хоровых коллективах народная музыка занимает почетное место во всех возрастных группах; в издательствах регулярно печатаются сборники, нередко целиком состоящие из народных образцов и имеющие определенные воспитательные задачи. Обучение музыкальному фольклору строится на таких известных дидактических принципах при обязательном учете возрастной психологии детей: - постепенность и последовательность, - доступность и систематичность, - наглядность и достоверность, - активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, - комплексное основание материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

Известно, что детские вкусы изменчивы: для каждого возрастного периода характерны свои особенности. Народная педагогика, обращенная к миру малыша, освещена поэзией и добром. Считалки, попевки, игры и другие жанры творчества наиболее соответствуют законам «детской эстетики», которая учитывает возрастную психологию, художественные вкусы, предпочтения и творческие возможности. Малышам близки и понятны родные напевки, считалки, прибаутки, попевки, игры и пр., равно как полезны и доступны. Поэтому именно с детского фольклора целесообразно начинать музыкальное развитие и образование ребенка. Обучение музыкальному фольклору строится на таких известных дидактических принципах при обязательном учете возрастной психологии детей: - постепенность и последовательность, - доступность и систематичность, - наглядность и достоверность, - активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, - комплексное основание материала, - индивидуальный подход в условиях коллективного обучения. Вместе с тем занятия фольклором не должны носить обособленный, оторванный от современной жизни характер. По мере продвижения в учебе школьники знакомятся и с композиторским творчеством. На первых порах они больше слушают произведения композиторов, нежели исполняют их. Преимущество отдается классикам, которые в своем творчестве талантливо разрабатывали народный мелос (например, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка и др.). Год от года удельный вес профессиональной музыки, используемой в школьной программе эстетического воспитания, должен возрастать. При этом расширяется круг композиторских имен и примеров современной и зарубежной музыки, включая развлекательную. Хороший художественный вкус и верные ценностные ориентации, приобретенные школьниками в процессе овладения высокими образцами народно-песенного творчества, помогут им в дальнейшей музыкальной адаптации: объективнее оценивать музыкальные направления и на этой основе строить свои предпочтения. Еще один существенный момент следует учитывать в организации обучения музыкальному, фольклору — его синкретизм, соединение в нем пения, танца, игры на народных инструментах, драматического действа. Такое гармоническое сочетание различных видов творческой деятельности открывает большие возможности: переключая внимание учащихся с одного вида творчества на другой, педагог снимает с них усталость, психофизические нагрузки, активизирует формы занятий, делает их более продуктивными. Кроме того, учащиеся получают равные возможности для раскрытия своих способностей в том или ином виде творчества, пробуя свои силы.

Включая в музыкальную работу произведения словесного фольклора (прибаутки, скороговорки, считалки, потешки, жеребьевки, приговорки, загадки), элементы народных танцев и ролевой игры, учитель создает необычную, неформальную обстановку, способствующую раскрепощению, непринужденному поведению, то есть основу для свободного творчества. Такое нетрадиционное обучение нуждается в особых условиях, и прежде всего в просторном, хорошо проветриваемом помещении, где дети могут не стесняясь плясать, играть, шуметь, радоваться, не боясь эмоционально ярко проявить свои чувства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Фольклор и его значение в воспитании детей".

Фольклор и его значение в воспитании детей (Консультация для педагогов)                                    ...

Консультация для родителей "Музыка и малыши" (о влиянии музыкального воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста)

Данный материал содержит информацию о положительном воздействии музыки на развитие младших дошкольников, на формирование личности ребенка и охрану его здоровья....

Консультация для родителей "Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста".

Консультация для родителей "Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста"....

Консультация для родителей "Фольклор-как средство патриотического воспитания ребенка". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель

Консультация для родителей "Фольклор-как средство патриотического воспитания ребенка". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель...

Консультация для родителей: ""Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста""

quot;Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30042145","attributes":{"alt":"","class":"media-im...

Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"

Принципы формирования экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание....

Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"

Использование   музыки в экологическом воспитании – даёт возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется...