«ЕДИНСТВО СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ТРАДИЦИЙ ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация

«Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери» В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»

Консультация для родителей

Тема:

«ЕДИНСТВО СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ТРАДИЦИЙ ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила:

Музыкальный руководитель:

Веретина Е.В.

Воронеж 2023г.

«Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце,

так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери»

В.А.Сухомлинский

Добрый день, уважаемые родители! Представляю вашему вниманию консультацию на тему: «Единство семейных традиций и традиций детского сада в воспитании дошкольников». Свое выступление хочется начать со стихотворения И. Некрасовой:

Традиции ….

В них – мудрость наших предков

Традиции …

В них времени печать.

Традиции – прекрасное наследие.

Его мы будем детям завещать.

Воспитание ребенка - это сложный, многогранный, ответственный процесс, который объединяет в себе все сферы человеческой жизни. Все, что окружает ребенка в первые годы жизни главным образом влияет на формирование его личности, на успешную дальнейшую адаптацию и социализацию в обществе.

Одним из основных принципов дошкольного образования, заложенного в федеральный государственный образовательный стандарт, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Не надо забывать, что вся жизнь каждого человека строится на основе семьи. Семья – это главное место, где происходит развитие наших детей, закладываются общечеловеческие ценности, такие как любовь и уважение, чувство патриотизма, доброта и т.д.

Необходимо приобщать детей к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. Без взаимопомощи родителей и педагогов детского сада невозможно обеспечить решения поставленной задачи в полной мере. Родители являются бессменными лидерами и авторитетами для своих детей, а педагог только лишь помогает воспитывать подрастающее поколение. Идеальным условием для гармоничного развития личности ребенка будет являться единство требований семьи и образовательной организации.

Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо объединить усилия дошкольной организации и семьи. Главная цель работы с семьей – это:

  • педагогическое просвещение родителей.
  • расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
  • способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;
  • повышать педагогическую культуру родителей;        
  • поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями

Задачи:

  • Приобщать дошкольников к семейным традициям на основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
  • Развивать интерес к семейным традициям и традициям детского сада.
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в ДОУ, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.
  • Предоставить возможность родителям и другим членам семьи быть полноценными участниками образовательных отношений в вопросах приобщения детей к традиционной народной культуре.

 Взаимодействие с родителями воспитанников в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.

Содержание воспитания уважительного отношения к традициям в ДОУ  определяют и программы воспитания. Они выделяют следующие направления: формирование интереса к своей родословной, рассматривание семейных альбомов, беседы о родственниках, привлечение детей к подготовке различных семейных праздников.

Активно взаимодействуя с семьями воспитанников, мы организуем мастер-классы для них, проводим различные конкурсы, выставки, создаем детско-родительские проекты. 

Таким образом, привлекаем родителей на мероприятия, способствующие совместной деятельности родителей и детей.

В деятельности с дошкольниками используем следующие формы работы:

  • Беседы в ходе которых у детей формируется представление о семье и своем месте в ней, дети узнают, что в семье все должны заботиться и любить друг друга, воспитывается гордость за свою семью, знакомятся с основными правилами почитания и уважения старших.
  • В процессе дидактических игр у детей закрепляются представления о родственных отношениях в семье, они пытаются найти внешнее сходство со своими близкими, больше узнают о профессиях родных. Ценность данных форм заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связей между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания и взаимопомощи. Следующие формы:
  • Выставки семейного творчества.  
  • Создание фотоколлажей по теме.
  • Творчество детей: рисунки, изготовление подарков близким.
  • Чтение художественной литературы для формирования ценностей у дошкольников.
  • Совместные праздники, которые сближают, находят эмоциональный отклик в сердце детей. Традиционны и любимы такие праздники и развлечения, как «День матери», «День защитников Отечества».

Жизнь детей в нашем детском саду строится по народному земледельческому календарю, с использованием русского народного фольклора. Мы не акцентируем внимание детей на православном смысле праздников, а рассказываем им лишь о том, чем в прошлом занимались наши предки, какую начинали или заканчивали работу в поле, саду, огороде, какие примечали события в природе. Для более глубокого знакомства детей с народным  искусством, была создана студия "Посиделки".

Работа в которой осуществляется по следующим направлениям: знакомство с народными праздниками, с русскими народными песнями, хороводами, потешками, частушками, русскими народными  играми, игра на русских народных шумовых инструментах.

  Кроме основных обязательных праздников: "Праздник Осени", "Новый год", "Праздник 8 марта", "Выпуск в школу", мы проводим  традиционные праздники и развлечения в соответствии с земледельческим  календарем: "Рябинник", "Покров", "Кузьминки", "Введение" "Рождество", "Крещение", "Сретение","Масленица", "Сороки", "Благовещение", "Пасха", "Троица", "Иван Купала", "Яблочный Спас", "Медовый Спас", "Емелина Неделя", в которой принимают участие все группы детского сада.  "Емелина неделя"- это действо, где каждая из групп представляет свою театральную постановку. В которую привлекаются родители для совместного изготовления костюмов, реквизитов и участия в театральной постановке.

            Во время проведения народных праздников мы используем русские народные песни, заклички ("Зазимка-зима", "Колядки", "Веснянки" и др.), частушки, хороводы ("Ой, ладушки-ладу", "Как на масленой неделе", "Во поле березка стояла", "На Кузьму-Демьяну"), русские народные игры ("У медведя во бору", "Плетень", "Жмурки", "Катание на карусели", "Дударь", "Тетёра", "Пузырь", "Вейся, капустка"), обрядовые действия (колядование, гадание, угощение блинами, плетение венков). 

         Народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его.

           Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.

В каждой семье есть семейные традиции.

В семьях наших воспитанников сложились свои семейные традиции. Это – совместный отдых на природе и совместный отпуск; прогулки по лесу и помощь старшему поколению на даче; совместное приготовление пирогов и совместный ужин, чаепитие; сказки на ночь, празднование Дня рождения, совместные игры взрослых с детьми, путешествия; украшение елки и встреча Нового года; посещение Храма и украшение яиц к Пасхе; совместная рыбалка и поход в лес; катание на коньках и семейные занятия в бассейне; празднование совместных праздников, соблюдение религиозных дат; почитание праздника День победы, участие в акции «Бессмертный полк» и многие другие. Благодаря этим мероприятиям у ребенка развивается чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу.

Семейные традиции способствуют сплочению семьи и формированию личности ребенка.

Таким образом, проведенная работа способствует: сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, что благотворно влияет на позитивные отношения в семьях воспитанников, развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим близким, повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений.

 И главным результатом является усвоение детьми вечных ценностей, воспитания милосердия, сострадания, любви к родным и близким.

Соблюдая и бережно передавая  традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.

Известно, что успех процесса воспитания в любой образовательной организации, зависит от отношений между родителями, педагогами и воспитанниками.

Чтобы сформировать правильно сотрудничество между детьми и взрослыми, очень важно сформировать коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплочена, в которой интересно жить. Если совместная деятельность родителей, педагогов и воспитанников будет правильно сформирована, то удастся достигнуть поставленных задач.

Поэтому, целесообразнее большую часть воспитания организовывать совместно, с родителями и воспитанниками, а возникающие проблемы, поставленные цели и задачи, решать сообща, для того, чтобы прийти к согласию, учитывая интересы друг друга, и объединить силы для достижения высоких результатов.

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания становится успешным тогда, когда родители и педагоги объединяют свои силы. Основой данного союза является единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, выработанные вместе общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

                                                                             А.С. Макаренко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"

Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...

Программа брендирования "Традиции семьи - традиции детского сада" в рамках РИП ИнКО.

Так как мы являемсся участниками РИПиНКО наш детский сад начал работу по созданию и реализаций Программы брендирования "Традиции семьи - традиции детского сада"....

Лаборатория идей – брифинг Тема: «Традиции семьи – традиции детского сада».

   Подведение итогов работы по программе брендирования «Традиции семьи- традиции детского сада»....

Презентация "Единство семейных традиций и традиций детского сада в воспитании дошкольников"

Презентация к консультации для родителей "Единство семейных традиций и традиций детского сада в воспитании дошкольников"...

Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников

Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников...

Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников

Формирование патриотического воспитания дошкольников через семейные традиции...