"Характеристика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Елена Александровна Галанина

Информация для родителей о познавательном развитие ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_pohnavatelnogo_razvitiya_oktyabr_2021.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика познавательного развития детей

старшего дошкольного возраста

Для формирования личности чрезвычайно важное место занимает как нормальное физическое, так и психическое развитие. Поэтому целесообразно подчеркнуть особенности физического развития старших дошкольников.

Психологическими основами познавательного развития детей старшего дошкольного возраста являются особенности развития их познавательных процессов. Проанализируем их более подробно. Начнем с сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Именно сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу интеллектуального развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, учитывая то, что полноценное восприятие необходимо для эффективного обучения и других видов деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

У детей 6-7 лет восприятие приобретает стойкий целенаправленный и произвольный характер, наблюдается дальнейшее развитие аналитического восприятия: умение ориентироваться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измеримые величины. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе.

Память – это отражение прошлого опыта человека в виде чувств, мыслей и образов ранее воспринятых предметов и явлений через его сохранение и последующее воспроизведение. У детей шестого-седьмого года жизни активно развивается произвольная память. Дети способны уже выборочно и осознанно запоминать. Значительно увеличивается к концу дошкольного возраста объем памяти, благодаря накопленному ребенком жизненному опыту. Главное задание воспитателя – развивать все виды памяти, при этом основное внимание следует обратить на развитие умения управлять процессом памяти, независимо от того, на какой срок и какого вида материал запоминается.

Что касается мышления, то в 6-7 лет ребенок все больше начинает действовать со знаками. Такие действия требуют отвлекаться от реальных предметов. Как заменители этих предметов используются слова и числа.

Речь. Наиболее весомым достижением дошкольного детства является овладение родным языком как средством познания и способом человеческого общения. В старшем дошкольном возрасте дети уже пользуются развернутыми фразами, могут выдумывать небольшие сюжетные рассказы.

Внимание в старшем дошкольном возрасте набирает произвольного характера, благодаря чему ребенок уже способен подчинять свое внимание требованиям взрослого, сосредотачиваться, управлять своей психической деятельностью. Внимательность детей 6-7 лет развивается в процессе их игровой деятельности, благодаря поисковым наблюдениям и усиленному интересу к тому, над чем они работают.

Воображение. Старшие дошкольники способны уже управлять процессом фантазирования для достижения определенной цели. В этом возрасте можно говорить о развитии не только репродуктивного воображения, но и зарождении творческих форм воображения.

В связи с формированием внутреннего мира ребенка его самооценки, образа «Я», появляется особый вид воображения – мечта, которая находит свое выражение в создании образов желаемого для ребенка будущего.

Также следует отметить, что на основе любознательности формируется интерес детей к учебе. Развитие познавательных способностей создает основу для формирования творческого мышления, а это дает возможность преодолеть трудности при решении учебных задач. Возникает обобщение собственных переживаний. Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку в дальнейшем перейти к сотрудничеству в обучении.

Познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  дает такое определение познавательного развития – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании – они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.

Рассматривая процесс формирования познавательной деятельности у дошкольников 6-7 лет можно выделить два основных пути. Первый путь – непосредственная активность самого дошкольника. Именно на основе активности дошкольников возникает ряд специфических детских видов деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Второй путь – целенаправленное воздействие педагога.

Информацию подготовил: учитель-дефектолог Галанина Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимые для характеристики особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Значимые для характеристики особенности развития детей старшего дошкольного возраста...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...