Родительское собрание в старшей группе «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через разные виды деятельности»
материал (старшая, подготовительная группа)

Кузенкова Ирина Борисовна

Родительское собрание способствует  укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей; содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, понимания, доверия, эмоционального настроя на сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания в старшей группе.

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через разные виды деятельности»

Дата: февраль

Форма проведения: круглый стол

Участники: воспитатели, родители (законные представители) воспитанников группы  

Ответственные: воспитатели

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи: 

- познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; с особенностями знакомства детей с финансовой грамотностью;

- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности детей через разные виды деятельности;

- расширить кругозор родителей посредством практической деятельности  экономической направленности.

Ход родительского собрания:

I. Информационный блок  

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами и надеемся, что эта встреча будет для вас интересной, и пройдет с пользой, как для вас, так и для нас.  Разрешите познакомить вас с повесткой собрания, которая представлена на данном слайде.  

Повестка собрания:

1. Выступление воспитателей по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через разные виды деятельности».

2. Практикум с родителями «Игровой мир экономики»

Чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку «Шуточные вопросы». Готовы?

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)

- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)

И ответы на вопросы, подсказали, что сегодня мы поговорим  о формировании основ  финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. А что такое финансовая грамотность, как вы думаете? Ответы родителей. 

Финансовая грамотность – это эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, оптимизация соотношения между сбережениями и потреблением.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое способствует обогащению социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка. Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. д.).

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования   ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

В сентябре 2017 г. была утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 – 2023гг.», одним из направлений, решающих стратегические задачи, является образовательное направление. «Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования…». Документ нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. И на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности.

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка:

-  бережливости (продление жизни готовой вещи);

- деловитости (практические навыки овладения);

-  рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»);

- трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности);

- здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

1. Формирование первичных экономических представлений и компетенций

2. Развитие экономического мышления дошкольников

3. Расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета

4. Укрепление семейных связей

5. Получение навыков совершения реальной покупки в магазине

6. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики

7. Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях

8. Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги

Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

- стимулирование интереса к изучению мира финансов;

- активизация коммуникативной деятельности детей;

- формирование у детей положительной мотивации к финансовой культуре и овладению финансовой грамотностью;

- повышение ответственности и самоконтроля;

- воспитание уважения к своему и чужому труду, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;

-воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Возможности развивающей предметно – пространственной среды (РППС)  обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда включает предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:

-информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);

- занимательно - экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);

- деятельностно - игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).

     Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Решение  данной  задачи возможно при  использовании  плакатов или коллажей о предприятиях, работающих на данной территории. Такие плакаты создаются  детьми  совместно с педагогом, или родителями совместно с детьми, как например, итоговое мероприятие по реализации темы недели.  Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми.

Используются для формирования основ финансовой грамотности дидактические игры, разработанные и созданные педагогами для решения конкретной педагогической задачи. (ПОКАЗ ИГРЫ)

Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, коллекции денег.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно - ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.  И при знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно-ролевых игр используем макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, зданий банков (ПОКАЗ) и  тематическое игровое  оборудование  (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк).

Формирование предпосылок у дошкольников финансовой грамотности осуществляется  через различные виды деятельности:

- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

-познавательно-исследовательскую (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.);

-игровую (игры, игрушки);

-трудовую (оборудование и инвентарь для разных видов труда);

-коммуникативную (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);

-продуктивную (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

-музыкально-художественную (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.);

-двигательную (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения. 

II. ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ

Уважаемые родители, предлагаю Вам отправиться в «Игровой мир экономики». Итак,  Вам предстоит угадать, что лежит в шкатулке.

Их делают из бумаги и металла.

У одних людей их много, а у других мало.

В разных странах их называют по-разному.

Что это?

- Правильно, деньги - это неотъемлемая часть экономики.

Игра «Собери банкноту»

Вывод. Такие игры направлены на знакомство детей  с историей происхождения денег, с элементарным товарообменом, с эволюцией денег. Кроме того, дети знакомятся с работой банка, с услугами, которые оказывает банк, с профессиями людей, работающих в банке.

«Составление рекламы»

- Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

- Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ.

- Для чего нужна реклама? Она помогает купить самые лучшие товары. Помогает узнать, где можно купить дешёвые товары.

- Какие виды рекламы вы знаете? Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты. 

- Итак, молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого «МОЛОЧНОЕ» и «ШОКОЛАДНОЕ».

Задание. Придумать слоган, т. е. лаконичную, легко запоминающуюся фразу, выражающую суть рекламного сообщения, к рекламе мороженого.

- Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ.

/Родители озвучивают слоган/

Вывод. Эта игра поможет понять качество, функции товаров, развивает творческие способности.  

В домашних условиях можете поиграть с ребенком игру «Потребности и желания». Готовите карточки с иллюстрациями, корзину, в которую следует положить картинки, на которых изображено то, без чего человек не может жить. И конверт, в который вы положите картинки, на которых изображены предметы, которые хочется купить, но они не являются жизненной необходимостью. Эта игра поможет  объяснить детям значимость потребностей человека.

Уважаемые родители,  дети думают,  можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь?  Так ли это. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги. На одной стороне нарисуйте яблокоТеперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Хорошо. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.

А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку  нужно планировать заранее.

Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

«Экономика в сказках»     

- В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

- Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

- В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).

- В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

- В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).

- В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой).

- Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

- В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).

- В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка»).

Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.

- Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

- Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.

  • Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т.к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

  • Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

  • Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.

Решение экономических задач» 

Многие экономические представления, понятия и категории невозможно рассматривать вне математики, поэтому математическое содержание обеспечивает интеграцию процесса обучения основам финансовых знаний в курсе по математике для старших дошкольников.

• Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

• Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

• Где дороже бутылка «Пепси» - в пустыне или на севере?

• В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5руб. за 1 кг, а в другом по 6 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

• Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 руб. за 1 кг, к концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

Подводя итог необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к основам финансовой грамотности - это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы.

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через проектную деятельность.

План по самообразованию предназначен для воспитателей детей  старшего дошкольного возраста.  Материал разработан на год. и содержит в себе разные формы и методы работы с детьми и родителями ...

Краткосрочный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы «Чудо деньги»

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Опыт работы. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Опыт работыФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности....

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...