Консультация "Развитие словообразования у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Андреева Ирина Анатольевна

Формирование словообразования у старших дошкольников - важная ззадача логопедической работы. Развитие  и совершенствование основных способов образования слов  позволяет им успешно овладеть системой языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: учитель – логопед

Андреева Ирина Анатольевна,

 Развитие словообразования  у детей старшего дошкольного возраста

Овладение способами словообразования – один из главных показателей нормального речевого развития. Словообразование рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка, механизм создания производных слов. Формирование словообразования у старших дошкольников – важная задача логопедической работы. Развитие и совершенствование основных способов образования слов позволяет им успешно овладеть системой языка и пользоваться ими.

Словообразование – образование новых слов из исходных,  определенными способами (доступными для дошкольника) и является частью лексико-грамматического строя речи в русском языке.

Как  и вся грамматика, словообразование усваивается в социуме и только по подражанию. При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребенка спонтанно, как результат активного использования уже полученного им речевого опыта (образцов окружающей речи) и развивающего самоконтроля.

Умение использовать разные способы словообразования – один из важнейших показателей речевой готовности ребенка к школе. Существуют несколько способов словообразования, но старшие дошкольники пользуются в основном морфологическим (добавление к исходной части окончания, приставки, суффикса), а при достаточной практике – слиянием двух основ или слов и переходом одной части речи в другую.

Развитие словообразования представляет собой сложный постепенный многоуровневый процесс. Он начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в школьном.

При обследовании речи у старших дошкольников отмечается неуверенность в словообразовании. Поэтому в детском саду ведется целенаправленная  работа педагогов и родителей по развитию данного умения, помогающая детям практически «услышать» приемы словообразования и впоследствии научиться ими пользоваться.

Игры, направленные на развитие и совершенствование словообразования

«Назови ласково»

 Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

гриб-грибочек, кровать -…., чашка - ….., стол-…, корзина-…. и т.д.

«Гномик»

Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

жил гномик. Он был очень маленький, поэтому у него была не голова, а головка. А как же мы скажем про другие части тела?

Нос- носик, уши-…, руки - …, ноги -…., плечи -…, локти-…, палец - …,б щека-…, лоб-…, глаз-…, колено-, голова -.., спина -….

«Малыши»

Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Назовите детенышей животных: у волка – волчонок, у медведя-…, у зайца-…, у лисы-.., у лося-….., у белки-…, у кошки-…., у утки- …. и т.д.

«Что из чего»

Цель: образование относительных прилагательных

Книга из бумаги – бумажная, сок из винограда – сок какой?...., стол из дерева- …,ваза из стекла - …., ложка из серебра -…, кружка из глины - …, подушка из пуха -…, сапоги из резины – сапоги (какие?)…. и т.д.

«Чьи хвосты»

Цель: образование притяжательных прилагательных

Про хвостики

Во дворе сидели гости,

Каждый взял с собою хвостик.

Каждый хвостиком вертел

И похвастаться хотел.

               Первый хвостик был винтом,

               Перепачканный притом,

               У того , кто падал в грязь

               И похрюкивал, смеясь. Чей хвост?

У второй, рогатой гостьи

Длинной, кисточкою хвостик.

Хоть рисуй, а хоть пиши

Хочешь просто помаши.  Чей хвост?

                     Третий хвостик полосатый,

                     А хозяин - плутоватый.

                     Утром возле колбасы

                     Он облизывал усы.  Чей хвост?

Вот четвертый хвост красивый,

А его хозяйка с гривой

Любит по полю бежать

И при этом громко ржать.  Чей хвост?

                      Пятый хвостик-как шнурок,

                      А хозяйке невдомек,

                     Что за ней следит прохвост,

                      Полосатый хитрый хвост. Чей хвост?

А шестой прекрасный хвостик

Изогнулся, словно мостик,

Он как радуга, цветистый,

А хозяин – голосистый. Чей хвост?

 Задрожал седьмой хвостишка.

До чего же он трусишка!

Спрятан хвостик под лопух

                     У того, кто длинноух. Чей хвост?

Симпатичный хвост восьмой

Не пускал чужих домой,

Но своих готов принять

И по-дружески вилять. Чей хвост?

                     Маловат девятый хвост,

Пухом-перьями оброс.

То он бегает в саду,

                     То он плавает в пруду. Чей хвост?

Хвост коротенький десятый,

А хозяин бородатый.

Не забыл он до сих пор,

Как вчера бодал забор. Чей хвост?

Во дворе сидели гости,

Каждый взял с собою хвостик.

Чьи тут собраны хвосты?

                     Я не знаю, ну а ты?  

                                                (Кристина Стрельникова)

«Назови профессию»

Цель: образование существительных с помощью суффикса –щик.

Кто носит багаж?  - носильщик

Кто сваривает трубы? – сварщик

Кто вставляет стекла? – стекольщик

Кто работает на кране? – крановщик

Кто чинит часы? – часовщик

Кто точит ножи? – точильщик

Кто кроит платье? – закройщик

Кто кладет камни? – каменщик

Литература:

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Козырева Т.Д. «Игры на развитие словообразования для старших дошкольников», журнал «Логопед»№ 9/ 2015 г., стр. 49

Стрельникова Кристина «Про хвостики», г.Екатеринбург, ООО  Издательский дом «Литур»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста»

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они осв...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Разработанные тесты для определения степени сформированности грамматических форм словоизменения  и непосредственно комплекс упражнений по формированию навыка словообразования является непосредств...