Буклет "Игры для развития фонематического слуха"
консультация

Буклет для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx234.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов. Иногда развитие фонематического слуха у детей задерживается. Это приводит к специфическим недостаткам произношения, свидетельствующим о том, что усвоение звуковой стороны языка не закончено и вызывает трудности в овладении письмом и чтением.

Развитие фонематического слуха у дошкольников является важнейшей предпосылкой обучения детей чтению, подготовкой к грамотному, правильному письму.

Недоразвитие фонематической стороны речи является наиболее сложным в преодолении нарушением. Дети пропускают звуки в речи, заменяют, смешивают их или используют звук в ошибочной артикуляции.

Игры для развития фонематического слуха

1. Подними нужный символ (например флажок). Взрослый произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разных положениях. Ребенок должен поднять флажок, если звук находится в том месте слова, которое заранее определено.

2. Найди необходимый символ среди многих. Взрослый и ребенок определяют символы, адекватные тому или иному звуку, например звук «с» - это насос, звук «ж» - это жук, звук «з» - звонок. Далее при произнесении предъявление различных слов взрослым – ребенок должен поднять соответствующий символ, в случае если в слове есть, тот или иной звук.

3. Сделай соответствующее движение на заданный звук. Взрослый и ребенок определяют символы, адекватные тому или иному звуку: например звук «ч» Чебурашка, «о» олень, «т» топор. Далее при произнесении различных слов взрослым – ребенок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.

4. Узнай звук по артикуляции. Взрослый показывает артикуляцию того или иного звука. Ребенок должен назвать его.

5. Узнай звук по символу. Взрослый показывает символ того или иного звука. Ребенок должен назвать его. Символами звука могут служить поза тела, какая – либо фигурка, предмет или его графическое изображение.

6. Выбери среди многих. Взрослый называет слоги, слова, в которых присутствует (или нет) определенный звук. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если звук находится в этом слове, слоге. Можно также выбрать из нескольких картинок, изображающих предметы, ту, в названии которой есть нужный звук.

7. Правильно – неправильно.(преднамеренные ошибки педагога). Тут открывается большой простор для творчества взрослого: можно, например, показывать на то или иное слово, звук, символ (неправильные) или показывать неправильное движение.

8. Звукоподражание, стихи – потешки (ребенок считает сколько раз прозвучал заданный звук.) В процессе произнесения речевого материала ребенок отхлопывает, отстукивает, встает, садится, когда услышит нужный (оговоренный) звук.

9. Повтори за мной цепочку слогов (за-жа-за)

10. Узнай символы, проговори слог с гласным звуком. Например, при предъявлении символа «насос» ребенок произносит звук «с» с любым гласным – «са», «со».

11. Сколько раз услышишь хлопки, столько раз произнеси заданный слог. (два раза «за», три раза «жа»).

12. Считалка Взрослый показывает цифры –ребенок произносит слоги соответствующее количество раз.

13. Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов, повтори их.

14. «Продолжи слово» (в кругу с мячом)

Взрослый бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога, и перебрасывает мяч взрослому. Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».

15. Упражнение «Найди нужные слова»

Взрослый выставляет все картинки, дает задания.

 Назовите слова,- в которых есть звук «ж».

•  В каких словах есть звук «ш»?

•  Назовите слова со звуком «ц».

•  В каких словах есть звук «ч»?

•  Какие слова начинаются с одинаковых звуков?

•  Назовите четыре слова со звуком «ль».

•  Назовите слова со звуком «у».

•  Назовите слова с ударным звуком «о».

•  Назовите три слова с ударением на «а».

16. Игра «Один — много» (в кругу с мячом)

Взрослый называет один предмет, дети называют слово, обозначающее много таких предметов.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 50»

Упражнения и игры по формированию фонематического слуха.

Составитель: Любомирская Е.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....