ИКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
консультация (старшая группа)

Сычёва Ольга Александровна

ИКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ  ВОСИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сычева Ольга Александровна

Воспитатель

МБДОУ»Детский сад «1» г.о.Самара

ИКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ  ВОСИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ формирует интерес к обучению, воспитывает стремление к  самостоятельности, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения  ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

  • Привлекать не совсем активных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез и др.);
  • ИКТ позволят воспитателю достаточно широко  общаться на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, семинары, вебинары и др.
  • значительно сокращается работа с бумажными документами;
  • значительно меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к образовательной деятельности.
  • с помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.
  • Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

  Применение ИКТ:

  1. Оформление групповой документации, отчётов.
  2. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
  3. Подбор дополнительного познавательного материала.
  4. Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов.
  5. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени. 
  6. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми .
  7. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени. 

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет значительно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет оживить реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ позволяет:

• В игровой форме показать информацию на экране, что вызывает у детей большой интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

• Ярко, в доступной форме,  преподнести ребятам материал.

• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития  дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать ОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В ходе воспитательно-образовательной  деятельности дошкольников, мы очень часто   используем ИКТ, как средство подачи нового материала и закрепление изученного. Например, на занятии по формированию элементарных математических представлений нами был создан компьютерный анимированный проект для детей с участием мультипликационных героев. С помощью программы Киностудия мы создали обучающее путешествие, анимировали героев, а используя приложение Voice Changer герои разговаривали с детьми, тем самым нами были достигнуты поставленные задачи и цели.

Вид занятия: интегрированный: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Формы организации образовательной деятельности: фронтальная.

Цель: формирование представлений о бытовой технике и о ее значении в жизни человека через математические умения и навыки .

Задачи:

- воспитывать морально-этические нормы поведения.

- познакомить с порядковым значением числа 4;

-  учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»;

- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- формировать пространственное расположение предметов, употребляя предлог «под»;

- формировать умение ориентироваться в карточках, выполняя задание по словесной инструкции;

- закреплять знания основных цветов;

- продолжать закреплять коммуникативные навыки общения;

- продолжать формировать умение работать самостоятельно,  в подгруппах.

- продолжать развивать мыслительные операции: внимание, мышление, логику;

- умение аргументировать свои высказывания;

-закреплять знания о бытовых приборах на основе математических заданий

Также ИКТ мы применяли  в ходе другой образовательной деятельности по теме «Мир профессий» . Поставленные цели и задачи:

Цель:

- Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;

- Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам;

С помощью программы  PowerPoint , телевизора и  музыкального сопровождения мы в увлекательной форме преподнесли детям новый материал по решению арифметических задач, а также воспитывали морально-этические нормы поведения.

В ходе воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по теме «Правила важные – пожаробезопасные» для подачи нового материала и воспитанию у детей правил пожарной безопасности,  мы использовали видеопроектор. В интересной, увлекательной форме с помощью видеопроектора мы подготовили для детей различные игры и задания : «Пожарные предметы», дети должны были выбрать из появившихся картинок на доске пожароопасные предметы (кукла, утюг, кастрюля, пирамидка…), «Угадай-ка», дети должны назвать тех животных расположенных на доске, которых не было в сказке «Кошкин дом», игра «Что нужно пожарному» и другие задания.

Еще одна из наиболее удачных и часто применяемой нами форм подготовки и представления нового материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Начиная со старшего возраста на любой тематической неделе мы готовим и используем мультимедийные презентации: «Морские обитатели», «В мире насекомых», «Чудесное лукошко» и.т.д. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Таким образом в  ходе воспитательной, игровой, образовательной деятельности дошкольника, с использованием  компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, воображение, способность прогнозировать результат действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения и воспитания дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  1. Звук, движения мультипликация значительно надолго привлекает внимание детей и повышает у них интерес к изучаемому материалу.
  2. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост растения, вращение планет, движение водопада, вот идёт снег;
  4. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
  5. Воспроизведение информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  6. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  7. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты в космос, разлив рек, неожиданные и необычные эффекты);
  8. Использование ИТ побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Информационно коммуникативные технологии мы применяем и при взаимодействии с родителями. Взаимодействие детского сaда и семьи – очень важное и необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так кaк лучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют вместе.  Работа с родителями в ДОУ в соответствии с требованиями   ФГОС в настоящее время направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. 

   Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повышают качество работы с родителями воспитанников,  помогают педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Преимущества  использования ИКТ технологий  во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:

  • родителям  предоставляется  возможность  быть в курсе всех программ, которые  реализуются в ДОУ ;
  • минимизируется  время  доступа родителей к информации;
  • обеспечивается оперативность в  осведомленности в вопросах организации   образовательного, воспитательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка; реализуется возможность воспитателя демонстрировать фотоматериалы, связанные с деятельностью ребёнка в детском саду;
  • обеспечивается  индивидуальный  подход к родителям воспитанников.

В своей работе с родителями и детьми мы используем образовательные маршруты с использованием ИКТ на различные темы.

Образовательный маршрут (Web-навигатор) – инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительской деятельности родителей с детьми в сети Интернет обучающего, воспитательного, развивающего или творческого характера; организации семейного досуга с использованием средств и сервисов ИКТ.

Нами были разработаны и представлены родителям  электронные образовательные маршруты на тему «ЗИМА», «Огонь-друг, огонь-враг»

Таким образом,  в современном образовании  компьютер конечно же не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс воспитания , обучения и развития детей  достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть яркой, интересной, эмоциональной,  с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эфектов. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Список литературы

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. –– М., 2018.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. –– М., 2015.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Планирование организационной деятельности воспитателя с детьми //авт.сост. Лободина Н.В. –– Волгоград: Учитель, 2016.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. –– М., 2019.

Помараева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений : Старшая группа. –– М., 2017.

Комарова Т.С., Туликов А.В. Информационно коммуникативные технологии в дошкольном образовании –– М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства совершенствования процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Пути и средства совершенствования процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников...

Консультация для воспитателей на методическом объединении "Использование игры как терапевтического средства в процессе игры"

Терапевтические игры ставят своей целью устранение эффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающее - достижение более адекватной адаптации и социализации детей....

Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.

В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....

Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей

Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей...

Семинар-практикум «Сказка как коррекционно-развивающее средство в процессе детско-родительского взаимодействия»

В рамках данного мероприятия, происходит знакомство родителей со сказкой как коррекционно-развивающим средством в процессе взаимодействия с ребенком....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена изучению эффективного использования различных видов наглядных средств в образовательной деятельности по развитию речи старших дошкольников....

Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста...