ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Ахметова Елена Ивановна

Статья посвящена изучению эффективного использования различных видов наглядных средств в образовательной деятельности по развитию речи старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._statya.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Ахметова Елена Ивановна, воспитатель

                                                         МБДОУ «Детский сад «Солнышко» станции    Миннибаево» Альметьевского муниципального

района   Республики Татарстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: статья посвящена изучению эффективного использования различных видов наглядных средств в образовательной деятельности по развитию речи старших дошкольников. Необходимо использование традиционных и инновационных наглядных средств в сочетании со словом и практической деятельностью для повышения качества их обучения и речевого развития.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, развитие речи, наглядные средства, виды наглядности в обучении.

Использование средств наглядности в образовательной деятельности играет огромную роль в обучении старших дошкольников. Применение наглядных материалов способствует развитию речи, мыслительных операций детей, оно также повышает качество усваиваемой информации, расширяет кругозор дошкольников, формирует наблюдательность, облегчает понимание учебного материала. Также наглядность облегчает понимание нового, способствует закреплению пройденного, подводит детей к выводам и обобщениям, помогает систематизации изучаемого материала и повышает качество его усвоения.

Довольно полное обоснование использования средств наглядности в образовательном процессе описывается в работах известных педагогов (В.И. Евдокимов, Л.В. Занков, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский и т.д.). По их мнению, наглядность осуществляет переход от конкретного к абстрактному, реализует связь теории и практики, формирует познавательный интерес детей.

Проблема развития речи дошкольников, в том числе и детей старшего дошкольного возраста, остается одной из актуальных проблем в детском саду, так как речь является основой для развития таких видов деятельности детей как познание, общение, исследование. Поэтому от качества речи зависит успешность обучения дошкольников. Наглядные средства являются одним из основных средств развития речи, которые вызывают у детей старшего дошкольного возраста интерес, работу мысли и речевую активность. Однако обеспечив лишь наличие пособий в образовательной деятельности нельзя решить проблему речевого развития дошкольников. Они сами по себе не могут оказать заметного влияния на развитие речи детей и останутся только средством развлечения, если их применение не сопровождается словом воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.

Введение наглядных средств в процесс обучения дает возможность более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексический запас, активировать их пассивный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные типы предложений, описывать предметы, составлять рассказы и т.д.

Следует сказать, что в развитии речи используются различные виды наглядных средств, выбор которых зависит от уровня сформированности у дошкольников речевых умений и навыков, от их жизненного опыта, от содержания и характера языкового материала. Среди различных видов наглядности – естественной, картинной, объемной, символической и т.д. – широкое применение в развитии речи старших дошкольников находит символическая наглядность. Практика показывает, что в повышении  результативности работы по развитию речи старших дошкольников большую роль играет метод наглядного моделирования, основанная на работе с символической наглядностью.

В настоящее время увеличилось число наглядных средств, которые широко применяются в образовательном процессе в дошкольных организациях. Они связаны с такими носителями информационных технологий, как компьютеры, интерактивные и мультимедийные средства, с помощью которых можно создать виртуальную и компьютерную наглядность.

Комплексное применение наглядного материала несет в себе высокие познавательные возможности, способствует развитию зрительной памяти, концентрации внимания, развитию речи. Как показывает практика, наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении. Применение наглядности в сочетании со словом и практической деятельностью в образовательной деятельности является необходимым. Использование традиционных и инновационных наглядных средств в развитии речи детей старшего дошкольного возраста повышает качество их обучения, создает благоприятные условия для развития речи и словесного отвлеченного мышления.

Список использованной литературы

  1. Васильева, Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов / Е.В. Васильева. – М.: Сфера, 2017. – 64 с.
  2. Соболева, О.Л. Радуга речи. Речевое развитие в дошкольном детстве / О.Л. Соболева. – М.: Линка-Пресс, 2016. – 168 с.
  3. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
  4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2015. – 96 с.
  5. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2017. – 448 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной технологии в процессе физического развития старших дошкольников.

Метод проектов очень эффективен и актуален. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...

Использование музейной педагогики в познавательно – речевом развитии старших дошкольников с ОВЗ.

Принятие новых федеральных государственных требований к основным образовательным программам обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности. Одной и...

Технология интервьюирования как средство повышения уровня речевого развития старших дошкольников с ОНР

Уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников....

Использование синквейн-технологии (метода) в речевом развитии старших дошкольников

Популяризация применения синквейн-технологии (метода) в работе с дошкольниками....