Использование проектной технологии в процессе физического развития старших дошкольников.
проект (старшая группа) на тему

Елена Анатольевна Картавцева
Метод проектов очень эффективен и актуален. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменчивому миру. Главное же умение, которое приобретает ребенок – это умения работать с проблемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartavtseva_e.a.docx128.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектной технологии в процессе физического развития старших дошкольников.

     Метод проектов актуален и эффективен. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям.

      В работе над проектной деятельностью в нашем ДОУ мы столкнулись с тем, что детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформировать проблему, определить цель (замысел) проекта. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Педагоги так же преобразовываются. У воспитателей появляются умения учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегая прямых инструкций, умение не сдерживать инициативу детей, не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, умение помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

      В процессе проектной деятельности мы выявили ряд трудностей:

  • проект не может быть эпизодичным, им нельзя занимать весь воспитательно- образовательный процесс;
  • невозможно точно определить сроки и способы проектной деятельности,
  • поиск средств вовлечения детей с разной степенью познавательной активности в проектную деятельность,
  • преобразование способа мышления воспитателей и освоение ими навыков ОТСМ – ТРИЗ.  

   На протяжении мы занимаемся проектной деятельностью в образовательной области «Физическое развитие» со старшими дошкольниками. Наши проекты, такие как «Смешарики с хвостиком», «Что взять с собой в поход», «Неопасная опасность», «Школа тренеров», «Книга спортивных рекордов» принимали участие в окружных и Всероссийских конкурсах. Все проекты были высоко оценены и занимали призовые места.

   При составлении и реализации  плана проекта мы придерживались алгоритма организации деятельности:

  • Анализ программы и выделение в ней возможных тем для выполнения проектов.
  • Выявление проблемы, которую необходимо решить в ходе выполнения проекта.
  • Определение типа проекта и формулировка темы.
  • Определение цели предстоящей деятельности.
  • Составление плана работы над проектом.
  • Организация исследовательской деятельности в ходе выполнения проекта.
  • Использование моделей ОТСМ – ТРИЗ при решении проблем.
  • Выбор формы презентации проекта
  • Дальнейшее использование результата проекта.

       Идея исследования, какого - либо объекта или явления социальной жизни исходит от детей, мы взрослые только помогаем правильно ее сформулировать. Проектную деятельность осуществляем поэтапно («Проблема», «Копилка», «Картотека», «Модель», «Продукт», «Презентация», «Новая проблема»).

   Наша проектная деятельность начинается с того, что мы учим детей выделять и формулировать проблему, по схеме:

1 этап: Проблема

Что имеем?

Интерес детей к различным видам спорта, желание участвовать в соревнованиях, физкультурных досугах и праздниках. Быть сильными, здоровыми и смелыми.

Что хотим?

Учить детей классификации  видов спорта по разным основаниям, выстраиванию линии развития и составлению рассказа. Расширять и углублять знания об истории олимпийского движения.

Что мешает? Дети слабо владеют умениями анализа и синтеза информации. Недостаточно широкий круг представлений у детей о спорте и его значении для здоровья человека.

Цель: обогащение представлений старших дошкольников об Олимпийском движении, спортивных играх и их значении для здоровья человека; освоение детьми процесса ведения исследования (умение работать с литературой и интернетом; анализ и обобщение полученной информации; подготовка докладов на основе моделирования).

Задачи:

1.Формировать обобщенные представления об Олимпийских играх и видах спорта, включенных в них.

2.  Способствовать становлению поисково-исследовательской деятельности детей: проблема, цель и задачи, копилка, картотека, модель, продукт, презентация, постановка новой проблемы, дальнейшее использование продукта.

3.  Воспитывать старших дошкольников в духе олимпийских идеалов.

Толчком к началу проекта послужил вопрос: «Какой вид спорта был основан на территории России?». Дети, родители, педагоги и специалисты проявили большой интерес к тематике олимпийского движения.

2 этап: Копилка

Собирая копилку, мы использовали:

 1. Информационные материалы: изучили карту Мира, материки, океаны и моря; узнали, в каких странах были основаны разные виды спорта, познакомились с легендарными чемпионами, что способствовало развитию у детей к занятиям физической культуры и спорта. Получили знания о растительном и животном мире разных материков.

2. Созданы дидактические игры и пособия, олимпийская викторина, кроссворды по всем видам спорта, подбор  художественных произведений.

3. Изготовлен олимпийский флага и олимпийский факел, собраны символы всех прошедших олимпиад с 1968 по 2014 год.

4. Организована экскурсия в спортивную школу боевых искусств, футбольный клуб «Спартак», плавательный бассейн и т. д.

5. Родителям были даны рекомендации: в выходные дни посещать различные городские соревнования.

В нашей работе мы использовали различные формы работы.

 Дети с удовольствием рассматривали рисунки амфор и греческих ваз. Читали произведение «Солнечный факел» Евгения Ильина, опираясь на это произведение, мы изучили историю Олимпиады, как зарождались и изменялись с течением времени Олимпийские игры. Дети совместно с родителями изготовили Олимпийский флаг и Олимпийский факел. Родители для детей изготовили медали с логотипом Олимпиады и нашего детского сада «Василёк».

3этап: Картотека

В результате анализа в морфологической таблице по вертикали выделены виды спорта: самбо, баскетбол, волейбол, фигурное катание, бокс, хоккей, футбол, лыжный спорт, плавание; по горизонтали – их признаки: место, основатели, физические качества, виды, логотип, правила, количество, ориентировка в пространстве, цвет, включение в олимпийское движение, время года, легендарные спортсмены.

4 этап: Модель

На 4 этапе мы создали модель рассказа о  спорте, включающую вышеназванные признаки.

C:\Users\Дс16\Pictures\2014-03-03\001.jpg

5 этап: Продукт

        Продукт нашего проекта воплотился в  авторскую настольно-печатную игру «Увлекательное путешествие по материкам и океанам».

Цель: формирование представлений о материках и разных видах спорта; становление познавательно – исследовательских умений и навыков.

Задача: закрепить знания о географическом расположении материков, о растительном и животном мире, о коренных жителях, о видах спорта, основанных на разных материках; упражнять в классификации информации по разным основаниям и составлении связного рассказа на основе моделирования.

Для игры используются географическая карта Мира, кубик с картинками материков, карточки с разными видами спорта,  животными и растениями, фишки.

6 этап: Презентация

Следующий этап – презентация по основным этапам проекта.

7 этап: Новая проблема

На данном этапе у нас появилась новая проблема:

  • На основании изученных видов спорта придумать новую подвижную игру с двумя мячами, объединяющую элементы волейбола и футбола.  

Участвуя в проекте, дети получили конкретные знания и представления об Олимпиаде и Олимпийских играх, им также приходилось много общаться, размышлять, выступать перед детской и взрослой аудиториями. Это благоприятно повлияло на развитие у них коммуникативных навыков, совместной деятельности, направленности на сотрудничество.    

Участие в проекте помогло детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником общего дела. Проект объединил семьи воспитанников, позволил родителям проводить больше времени с детьми, записать их в различные спортивные секции, в зависимости от предпочтения детей, которые проявились в проектной деятельности.

Дети овладели умением добывать информацию самостоятельно и с небольшой помощью взрослых из разных источников; операциями классификации на основе анализа  имеющейся информации; использованием моделей при составлении рассказа о спорте.

Вывод: нами установлено, что метод проектов очень эффективен и актуален. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменчивому миру. Главное же умение, которое приобретает ребенок – это умения работать с проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»

описание ситемы работы  «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитани...

Инновационный педагогический опыт «Использование Олимпийского образования в процессе физического развития дошкольников»

Включение Олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию, дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие це...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена изучению эффективного использования различных видов наглядных средств в образовательной деятельности по развитию речи старших дошкольников....

Использование синквейн-технологии (метода) в речевом развитии старших дошкольников

Популяризация применения синквейн-технологии (метода) в работе с дошкольниками....

"Особенности использования проектной технологии в процессе совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагогов в ДОУ"

laquo;ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИВ ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕДАГОГОВ В ДОУ»...

«Современные образовательные технологии в процессе физического развития дошкольника»

Успешно использую в своей работе проектную деятельность. В моем направлении был реализован педагогический проект, «Быть здоровым - здорово» который,  предусматривает  развитие пр...

Родительское собрание «Использование инновационных технологий в вопросах речевого развития старших дошкольников» . Форма проведения : организационно-деятельностная игра «Встреча в кафе»

Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей, которые  мы  выделяем, это - родительские собрания. Однако  все мы знаем, что  на непосредственное проведение встр...