СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
материал

Ряснянская Оксана Ивановна

Необходимость создания ситуации успеха давно осознана педагогической общественностью. К.Д.Ушинский в педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес проявляется только тогда, когда есть вдохновение дающееся от успеха в овладении знаниями.

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха. Что же такое ситуация успеха? Стоит разделить понятия «ситуация успеха» и собственно «успех», хотя связь этих понятий несомненна и органична.

Успех - понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_seminara_moy.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ

Цель семинара: содействовать формированию у педагогов потребности использования в своей работе ситуации успеха.

Задачи:

  1. познакомить педагогов с научно-методическими и психологическими подходами к принципу обучения и воспитания успехом;
  2. формировать осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных условий ситуации успеха;
  3. познакомить с проектированием позитивных программ действий для создания ситуаций успеха на занятии;
  4. формировать навыки коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.

Ход семинара.

I. Теоретическая часть.

Необходимость создания ситуации успеха давно осознана педагогической общественностью. К.Д.Ушинский в педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес проявляется только тогда, когда есть вдохновение дающееся от успеха в овладении знаниями.

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха. Что же такое ситуация успеха? Стоит разделить понятия «ситуация успеха» и собственно «успех», хотя связь этих понятий несомненна и органична.

Успех - понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной тактики педагога на получение запрограммированных результатов.

Задача педагогов в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к познанию и обучению, но достижение успеха затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и навыков, психофизиологические особенности развития и слабую саморегуляцию ребенка. В связи с чем педагогически оправданным считается организация для ребенка ситуации успеха с помощью ряда операций в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации), так и невербальными (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты) средствами и приемами.

Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ребёнка, это залог положительного отношения к обучению, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ребенок слабой успеваемости, так и ребенок высокой продуктивной деятельности.

Ситуация успеха - это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Здесь речь идет не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно развивается и совершается на занятиях.

Алгоритм создания ситуации успеха для детей на занятии и во время совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста следующий:

  1. Обязательное условие. Атмосфера доброжелательности в группе на протяжении всего занятия и во время непосредственно-образовательной деятельности. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
  2. Снятие страха — авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу. («Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает...», «Люди учатся на своих ошибках и находят разные способы решения проблемы...», «Ты справишься с этим...», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь...»).
  3. Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив -сильнейший механизм («Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться...» и др.).
  4. Реальная помощь в продвижении к успеху - скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути ее выполнения, т.е. инструктирование ребенка о способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с... а затем...», «Ты конечно же не забудешь о...» и др.).
  5. Мобилизация активности, педагогическое внушение («Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу...», «Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно...» и др.).
  6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
  7. Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы («Здорово придумал...», «Тебе особенно удалось...», «Самое замечательное в твоем ответе...», «Так чудно...», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.).

Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых - педагогов, родителей, окружающих.

II. Практическая часть

(работа в группах).

Задание для 1-й группы.

Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на занятии и во время непосредственно-образовательной деятельности ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты.

Действия педагога.

  1. Останавливает внимание на негативном.
  2. Излучает улыбку, добрый ; взгляд.
  3. Интересуется каждым ребенком, великодушно относится ко всем.
  4. Дает прозвища (плохой, ленивый...).
  5. Сравнивает одного ребенка с другим.
  6. Отмечает персональную исключительность.
  7. Аргументирует надобность действий.
  8. Учит алгоритму действий.
  9. Оценивает действия ребенка, делая акцент на детали.
  10. Много говорит вместо детей.
  11. Выражает недовольство ребенком, группой детей.
  12. Верит в способность ребенка.
  13. Предупреждение и угрозы, следующие за невыполнение требований.

Задание для 2-й группы.

Просим проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке и во время непосредственно-образовательной деятельности ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий педагога, которые мешают созданию ситуации успеха.

Задание для 1 -й и 2-й групп.

Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ребенка во время выполнения заданий. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько слов, которые все время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие — сильное оружие в построении самоуважения ребенка. Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке? Абсолютно верно, диапазон односложных высказываний типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» — весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения.

Просим вас привести 20 -25 возможных вариантов (способов) сказать ребенку: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай так же хорошо работать», «Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

III. Презентация наработок творческих групп.

Решение:

  • Успех в юности – завтрашний успех в жизни!
  • Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности ребёнка. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к занятиям, к труду, т. е. способствует эффективности обучения.
  • каждому педагогу взять за основу предложенный алгоритм создания ситуации успеха на занятии;

IV. Рефлексия.

Просьба ко всем участникам семинара заполнить небольшую анкету — оценить работу организатора семинара по 5-балльной шкале.


АНКЕТА

Уважаемые участники семинара!

Просим вас оценить работу организатора семинара по 5-балльной шкале (обвести в кружок)

1. Практичность                                1        2        3        4        5

2. Доступность                                1        2        3        4        5

3. Научность                                        1        2        3        4        5

4. Актуальность                                1        2        3        4        5

5. Активизация внимания                1        2        3        4        5

6. Отметка организатору                        1        2        3        4        5


МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №167»

СЕМИНАР

Тема: «Создание ситуации успеха  

в работе с детьми»

Подготовил:

учитель - дефектолог Ряснянская О.И.

Воронеж 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Залог успешной интеграции ребенка – создание ситуации успеха для ребенка.

Выступление с докладом на малом педсовете (с участием специалистов - логопед, дефектолог). Заинтересует как педагогов, так и родителей детей....

Создание ситуации успеха

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...

Консультация-тренинг для воспитателей: Технология создания ситуации успеха ребёнка-дошкольника.

Построение ситуации успеха, как и само воспитание ребенка,  кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, с...

Воспитателям о создании ситуации успеха

материал для воспитателей...

Технология создания ситуации успеха у дошкольников в работе учителя-логопеда

Я расскрываю основы "Ситуации успеха" методики Белкина А.С., а так же применения ее в своей работе с дошкольниками в рамках коррекционно-образовательного процесса....

Мастер-класс «Создание ситуации успеха в работе с дошкольниками»

Мастер-класс  «Создание ситуации успеха в работе с дошкольниками»...

Создание ситуации успеха в работе с детьми

Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открыти...