Консультация для родителей "Детская агрессивность, как ответная реакция на неблагополучные условия воспитания в семье"
консультация (старшая группа)

Ирина Николаевна Полякова

   Семья – это первая социальная ступень в жизни ребенка. Она с первоначальных дней формирует волю ,сознание, чувства детей.  Под  чутким руководящем родительским началом, ребёнок усваивает свой первый жизненный опыт, основные знания об окружающей среде, социальные навыки и умения. Эмоции детства сохраняют след на всю жизнь человека. Детские переживания оказывать влияние на всю дальнейшую жизнь, на все дальнейшее развитии ребенка, хотя часто они и остаются в подкорковой области. Человек может забыть о них, но они, вне зависимости от его воли, часто определяют его поведение.

Устойчивость первых эмоций ребёнка от окружающей жизни – вот главная причина влияния семьи на ребенка. Первые знания ребёнок приобретает в семье,  и на их базе формируется характер и сознание.

  Особенность семейного воспитания в том, что оно чувственно по содержательности и рассчитывает на любовь родителей к детям и встречные эмоции детей к родителям. Теплота семейных отношений, комфортность состояния дома располагают ребёнка к восприятию принятых в семье норм, правил, устоев, традиций, убеждений и направленностей. Сила влияния родителей – в доверии к ним ребёнка, в его убеждении, родные постоянно правы, а решения и поступки их объективны. Дети хотят быть похожими на своих родителей и инстинктивно им подражают. Это желание делает родительский пример главной движущей силой семейного воспитания. Стиль жизни родителей – основа их авторитета среди детей. Требования, которые предъявляются ребенку, не должны разниться с собственным поведением. Дети  каждый  день бессознательно  отражают и  осуществляют контроль над поведением своих родителей. Что накладывает на родителей особенную ответственность, обязует их следить за своим поведением при детях.

Основное формирование личности ребенка с середины дошкольного возраста группируется в области социальных отношений и основным фактором этого, является пополнение общественных коммуникаций ребенка с миром, концентрирование опыта его общения с близкими взрослыми за счет контактов с ровесниками и окружающими людьми. Социальное окружение ребенка становится объектом его целеустремленного познания. Это ставит его перед потребностью адекватного отражения этого окружения, ориентация в нем и инициирует к жизни такого рода деятельность, в которой ребенок может осуществить свою общественную потребность – это все есть реальное ролевое поведение.

Предметная деятельность в определенном возрасте теряет свою значительность для ребенка, перестает быть той областью, в которой он стремился утвердиться. Ребенок начинает контролировать себя и дает себе оценку с точки зрения своей авторитетности среди других в cвязи с тем или иным достижением.

Cтиль семейного воcпитания, реакция родителей на  поведение ребенка, детско – родительские отношения, уровень семейного благополучия

– это те условия, которые могут определить агрессивное поведение в семье и вне её.

Если родители стремятся воспитать в ребенке одно – послушание, то взрослый, не обладая cпособностью к полному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных cредств cамовыражения, формирует у детей не правильную эмоциональность, инициируя протестное поведение

Формирующаяся под воздействием тоталитарного  воспитания взрослых двойная аутентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи») оказывается мощной причиной для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Детская агрессивность как ответная реакция на неблагоприятные условия воспитания»

Подготовила: Полякова И.Н.

Семья – это первая социальная ступень в жизни ребенка. Она с первоначальных дней формирует волю ,сознание, чувства детей.  Под  чутким руководящем родительским началом, ребёнок усваивает свой первый жизненный опыт, основные знания об окружающей среде, социальные навыки и умения. Эмоции детства сохраняют след на всю жизнь человека. Детские переживания оказывать влияние на всю дальнейшую жизнь, на все дальнейшее развитии ребенка, хотя часто они и остаются в подкорковой области. Человек может забыть о них, но они, вне зависимости от его воли, часто определяют его поведение.

Уровень социального благополучия родителей, их жизненные идеалы, планы, опыт общения в социуме имеет решающее значение в закладывании нравственных качеств ребенка.

Устойчивость первых эмоций ребёнка от окружающей жизни – вот главная причина влияния семьи на ребенка. Первые знания ребёнок приобретает в семье,  и на их базе формируется характер и сознание.

Особенность семейного воспитания в том, что оно чувственно по содержательности и рассчитывает на любовь родителей к детям и встречные эмоции детей к родителям. Теплота семейных отношений, комфортность состояния дома располагают ребёнка к восприятию принятых в семье норм, правил, устоев, традиций, убеждений и направленностей. Сила влияния родителей – в доверии к ним ребёнка, в его убеждении, родные постоянно правы, а решения и поступки их объективны. Дети хотят быть похожими на своих родителей и инстинктивно им подражают. Это желание делает родительский пример главной движущей силой семейного воспитания. Стиль жизни родителей – основа их авторитета среди детей. Требования, которые предъявляются ребенку, не должны разниться с собственным поведением. Дети  каждый  день бессознательно  отражают и  осуществляют контроль над поведением своих родителей. Что накладывает на родителей особенную ответственность, обязует их следить за своим поведением при детях.

Основное формирование личности ребенка с середины дошкольного возраста группируется в области социальных отношений и основным фактором этого, является пополнение общественных коммуникаций ребенка с миром, концентрирование опыта его общения с близкими взрослыми за счет контактов с ровесниками и окружающими людьми. Социальное окружение ребенка становится объектом его целеустремленного познания. Это ставит его перед потребностью адекватного отражения этого окружения, ориентация в нем и инициирует к жизни такого рода деятельность, в которой ребенок может осуществить свою общественную потребность – это все есть реальное ролевое поведение.

Предметная деятельность в определенном возрасте теряет свою значительность для ребенка, перестает быть той областью, в которой он стремился утвердиться. Ребенок начинает контролировать себя и дает себе оценку с точки зрения своей авторитетности среди других в cвязи с тем или иным достижением.

Познание себя , как представителя общества, в ходе ролевого  поведения считается наиболее адекватным. Именно в роли объективируетcя общественная цель, а принятие на себя роли обозначает заявку ребенка на определенную позицию в обществе .

Агрессия, как черта характера, может появиться и закрепиться в дошкольном возрасте.

Cуществуют обстоятельства, которые влияют на cтановление агреccивного поведения детей–дошкольников.

М. Раттер рассматривает детcкую агреccивность и cвязывает ее проиcхождение с такими факторами: тяжелая обcтановка в cемье, многодетность, cтиль воспитания и т.д. .

По мнению А. С. Завражина агрессия в поведении ребёнка дошкольного возраста обитает вокруг двух cфер игры как  инcтрументально– деятельного   начала и          взаимоотношений    в          семье  как      эмоциональной оценки.

Семья может одновременно показывать агрессивное поведение и закреплять его.

Cтиль семейного воcпитания, реакция родителей на  поведение ребенка, детско – родительские отношения, уровень семейного благополучия

– это те условия, которые могут определить агрессивное поведение в семье и вне её.

Если родители стремятся воспитать в ребенке одно – послушание, то взрослый, не обладая cпособностью к полному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных cредств cамовыражения, формирует у детей не правильную эмоциональность, инициируя протестное поведение

Формирующаяся под воздействием тоталитарного  воспитания взрослых двойная аутентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи») оказывается мощной причиной для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. Возможно даже вынесение  внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений и диструкции психики ребенка.

Отсюда не редко встречающиеся случаи психологического насилия в современной семье.

Можно добавить, что агрессивное воспитание, ориентированное на закрепление детского послушания, приводит к возникновению у ребенка повышенной эмоциональности, делая для него затруднительным  рассуждения о своих действиях или восприятие новой информации о нравственных принципах.

Агрессивный стиль воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание и крики.

Вопросу наказания посвящено много  исследований,  которые указывают на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания.    Бандура    А.    указывает на то, что при определенных обстоятельствах метод наказания может способствует обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.

Выявлена узкая последовательность между родительским влиянием и проявлениями детской враждебности. Наказание содействует проявлению агрессивных побуждений за границами той ситуации, где оно имело место. Дети копируют модели поведения и переносят агрессию на доступные объекты (члены семьи, игрушки и т.д.).

В настоящее время, большое количество исследователей признает, что применяемая по отношению к детям вербальная агрессия выступает как модель враждебного поведения. Во многих вариантах наказание не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько провоцирует ее трансформацию и подталкивает ребенка к поиску применимых оправданий совершенных агрессивных действий.

В то же время наказание заставляет ребенка каждый раз переживать обиду, озлобленность, мстительность, враждебность, создает условия для закрепления агрессивности как стабильной черты личности.

Работы исследователей по изучению детско –  родительских  отношений выявило, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивного поведения у детей, а недостаточный контроль и наблюдение за детьми в совокупности с высоким уровнем ассоциальности, часто сопровождающимся агрессией.

Дети из семей, где физические агрессивные проявления родителей направленные друг на друга не редкость, острее реагируют на злые интонации взрослых, чем дети из семей с благоприятной атмосферой, и склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.

На основе описанных фактов можно сделать вывод о наличии единой взаимосвязи между природой и воспитанием, между агрессивным отношением к ребенку  в становлении жестокости у детей.

Таким образом, не благоприятное семейное воспитание в дошкольном возрасте формирует ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессии, как черты личности.

Основу враждебного поведения детей с ОВЗ, в первую очередь нужно исследовать в семейных взаимоотношениях. На детей влияют не только целевые и сознательные воспитательные воздействия, но и особенности поведения родителей. Взрослые, зачастую, не видят ни процесс формирования взаимоотношений между ними и детьми, ни их последствия, пока не произойдет критическая ситуация. А неблагоприятные ситуации в поведении детей очень редко возникает без причинно. Агрессивное поведение – одно из самых общераспространенных нарушений среди детей с ограниченными возможностями здоровья, так как это наиболее результативный и быстрый способ достижения цели для ребенка. В появлении агрессивного поведения у ребёнка с нарушениями в развитии первоочередное значение играет домашняя атмосфера и воспитание. Если взрослые ведут себя враждебно, применяют физические наказания или не пресекают проявления агрессии у своего ребёнка, то скорее всего у него эти проявления станут постоянными и закрепятся как нравственная черта.

Часто дети с различными нарушениями применяют агрессию для того, чтобы приманить к себе внимание взрослого. Дети для благоприятного развития нуждаются как в позитивных, так и в негативных эмоциях. Многие родители хвалят детей значительно реже, чем наказывают. Если ребенок ведет себя правильно, то родители не устремляют на него внимания, а если плохо – обязательно наказывают. И тогда ребенок любым образом пытается сосредоточить  на  себя  внимание  родителей,  иногда  использую  для  этого агрессию. Поэтому дети не слушаются, становятся враждебными из–за невозможности каким–либо иным способом получить внимание родителей.

Родители выступают примером, по которому дети строят и сверяют свое поведение. Помимо социально позитивного опыта, родители часто передают и негативный,  который  является  очень эмоциональным   и  неким «руководством к действию». Имея в багаже маленький жизненный опыт, ребенок с ограниченными возможностями здоровья не в  состоянии  соотнести правильность навязываемых моделей поведения с настоящей реальностью.

Наименее агрессивны те дети с отклонениями в развитии, родители которых не были предрасположены ни к снисходительности, ни к наказанию. Их взгляды – критиковать агрессию и говорить об этом ребенку, но обходиться без строгих наказаний в случае проступка. Отец с матерью более агрессивных детей вели себя так, будто любое поведение детей прилично, не заостряя свое отношение к агрессии. При всем при том, когда ребенок осуществлял плохой проступок, его тут же наказывали. придирчивость родителей, если она достаточно чувствительна для ребенка, может привести  к пресечению негативных проявлений в их присутствии, но вне дома ребенок будет вести себя еще агрессивней.

Кроме того, подверженный к физическому наказанию родитель, хоть и непреднамеренно показывает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок делает заключение, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать слабей себя. Ребенок  постигает, что физическая агрессия – приемлемое средство влияния на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении со сверстниками.

Если наказание слишком огорчает детей, или им больно физически, они могут забыть его причину, и это мешает усвоению правил приемлемого поведения.

И, наконец, дети, переменившие свое поведение в результате агрессии, скорее всего не сделают своими внутренними ценностями те нормы, которые им пытаются воспитать. Они будут покорствовать лишь до тех пор, пока за  их поведением наблюдают взрослые со стороны.

Агрессивность ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляется, если ребенка издеваются, зло шутят над ним, заставляют испытывать постоянное чувство стыда, бьют когда родители заведомо лгут, ведут не здоровый образ жизни и устраивают скандалы. Если отец с матерью нетребовательны и не авторитетны для своего ребенка, выделяют кого то из детей, настраивают детей друг против друга, родители живут собственною жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку и ребенок не чувствует тепла и ласки от родителей. Все это дети с ограниченными возможностями здоровья переносят и в свою жизнь, в свою будущую семью.

 Без открытого увлечения к личности ребенка нельзя все полноценно воспитывать его, добиваться доверительного расположения, создавать условия для его развития, побуждать к правильным поступкам и т. д.

В частности, родители детей с нарушением слуха жалуются на плохое поведение своих детей: ребенок капризный, упрямый, непослушный, устраивает истерики, многого боится. Воспитывать ребенка из- за этого поведения сложно. Поэтому очень важно научиться вести себя с ребенком правильно, чтобы помочь ему справиться с проблемами поведения.

Многие дети с нарушениями слуха выглядят более не собранными, упрямыми. Это связано с тем, что они не слышат речи взрослых, которая помогает им понять, что дозволяется, а что нельзя, научиться искать оценку действиям. Если ребенок с нормальным слухом, заинтересовавшись чем–то, попросит маму показать и объяснить «что это?», то ребенок с нарушением слуха будет стараться сразу дотронуться до предмета. Он не понимает словесного объяснения. Если родители не понимают этой особенности и все время оттаскивают его от множества интересных вещей, то любознательный ребенок будет проявлять упрямство  и агрессию. Дети   с нарушением   слуха часто боятся, потому что не слышит речи других людей и не понимает, что происходит. А его истерики появляются нередко потому, что он не осознает, за что его наказывают.

Таким образом, агрессивности в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья можно исключить, если уметь правильно общаться с ребенком, беря во внимание его особенности и исключить враждебность и злобу при его воспитании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивность. Ситуационно-личностные реакции ребенка. Опросник.

Опросник позволяет определить уровень агрессивности у ребенка методом наблюдения.  Актуален для практических психологов и педагогов....

Консультация для воспитателей "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является физическое развитие воспитанников, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярн...

Консультация для родителей на тему: «Организация музыкально – ритмического и эстетического воспитания в семье в современных условиях» 10.04.2019 год

Многие родители могут подумать следующим образом: “Наша семья не музыкальна, никто не поет и не танцует, просто нет способностей к музыке". А вот и зря....

Статья "Детская агрессивность как ответная реакция на неблагоприятные условия воспитания, в том числе на применение насилия"

Неблагоприятное семейное воспитание в дошкольном возрасте формирует ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессии, как черты личности....