Статья "Детская агрессивность как ответная реакция на неблагоприятные условия воспитания, в том числе на применение насилия"
статья по психологии

Аникина Елена Викторовна

Неблагоприятное семейное воспитание в дошкольном возрасте формирует ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессии, как черты личности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_anressiya.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Детская агрессивность как ответная реакция на неблагоприятные условия воспитания, в том числе на применение насилия"

Взаимосвязь психологического насилия и детской агрессивности

Семья – это первая социальная ступень в жизни ребенка. Она с первоначальных дней формирует волю ,сознание, чувства детей.  Под  чутким руководящем родительским началом, ребёнок усваивает свой первый жизненный опыт, основные знания об окружающей среде, социальные навыки и умения. Эмоции детства сохраняют след на всю жизнь человека. Детские переживания оказывать влияние на всю дальнейшую жизнь, на все дальнейшее развитии ребенка, хотя часто они и остаются в подкорковой области. Человек может забыть о них, но они, вне зависимости от его воли, часто определяют его поведение.

Уровень социального благополучия родителей, их жизненные идеалы, планы, опыт общения в социуме имеет решающее значение в закладывании нравственных качеств ребенка. Устойчивость первых эмоций ребёнка от окружающей жизни –вот главная причина влияния семьи на ребенка. Первые знания ребёнок приобретает в семье,  и на их базе формируется характер и сознание. Особенность семейного воспитания в том, что оно чувственно по содержательности и рассчитывает на любовь родителей к детям и встречные эмоции детей к родителям. Теплота семейных отношений, комфортность состояния дома располагают ребёнка к восприятию принятых в семье норм, правил, устоев, традиций, убеждений и направленностей. Сила влияния родителей – в доверии к ним ребёнка, в его убеждении, родные постоянно правы, а решения и поступки их объективны. Дети хотят быть похожими на своих родителей и инстинктивно им подражают. Это желание делает родительский пример главной движущей силой семейного воспитания. Стиль жизни родителей – основа их авторитета среди детей. Требования, которые предъявляются ребенку, не должны разниться с собственным поведением. Дети  каждый  день бессознательно  отражают и  осуществляют контроль над поведением своих родителей. Что накладывает на родителей особенную ответственность, обязует их следить за своим поведением при детях. Основное формирование личности ребенка с середины дошкольного возраста группируется в области социальных отношений и основным фактором этого, является пополнение общественных коммуникаций ребенка с миром, концентрирование опыта его общения с близкими взрослыми за счет контактов с ровесниками и окружающими людьми. Социальное окружение ребенка становится объектом его целеустремленного познания. Это ставит его перед потребностью адекватного отражения этого окружения, ориентация в нем и инициирует к жизни такого рода деятельность, в которой ребенок может осуществить свою общественную потребность – это все есть реальное ролевое поведение. Предметная деятельность в определенном возрасте теряет свою значительность для ребенка, перестает быть той областью, в которой он стремился утвердиться. Ребенок начинает контролировать себя и дает себе оценку с точки зрения своей авторитетности среди других в cвязи с тем или иным достижением. Познание себя , как представителя общества, в ходе ролевого  поведения считается наиболее адекватным. Именно в роли объективируетcя общественная цель, а принятие на себя роли обозначает заявку ребенка на определенную позицию в обществе. Агрессия, как черта характера, может появиться и закрепиться в дошкольном возрасте. Cуществуют обстоятельства, которые влияют на cтановление агреccивного поведения детей–дошкольников. М. Раттер рассматривает детcкую агреccивность и cвязывает ее проиcхождение с такими факторами: тяжелая обcтановка в cемье, многодетность, cтиль воспитания и т.д. По мнению Завражина- агрессия в поведении ребёнка дошкольного возраста обитает вокруг двух cфер игры, как  инcтрументально– деятельного   начала и взаимоотношений    в  семье,  как      эмоциональной оценки. Семья может одновременно показывать агрессивное поведение и закреплять его. Cтиль семейного воcпитания, реакция родителей на  ребенка, детско – родительские отношения, уровень семейного благополучия– это те условия, которые могут определить агрессивное поведение в семье и вне её. Если родители стремятся воспитать в ребенке одно – послушание, то взрослый, не обладая cпособностью к полному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных cредств cамовыражения, формирует у детей не правильную эмоциональность, инициируя протестное поведение

Формирующаяся под воздействием тоталитарного  воспитания взрослых двойная аутентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи») оказывается мощной причиной для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. Возможно даже вынесение  внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений и диструкции психики ребенка. Отсюда не редко встречающиеся случаи психологического насилия в современной семье. Можно добавить, что агрессивное воспитание, ориентированное на закрепление детского послушания, приводит к возникновению у ребенка повышенной эмоциональности, делая для него затруднительным  рассуждения о своих действиях или восприятие новой информации о нравственных принципах. Агрессивный стиль воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание и крики. Вопросу наказания посвящено много  исследований,  которые указывают на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Бандура  А. указывает на то, что при определенных обстоятельствах метод наказания может способствует обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания. Выявлена узкая последовательность между родительским влиянием и проявлениями детской враждебности. Наказание содействует проявлению агрессивных побуждений за границами той ситуации, где оно имело место. Дети копируют модели поведения и переносят агрессию на доступные объекты (члены семьи, игрушки и т.д.). В настоящее время, большое количество исследователей признает, что применяемая по отношению к детям вербальная агрессия выступает как модель враждебного поведения. Во многих вариантах наказание не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько провоцирует ее трансформацию и подталкивает ребенка к поиску применимых оправданий совершенных агрессивных действий. В то же время наказание заставляет ребенка каждый раз переживать обиду, озлобленность, мстительность, враждебность, создает условия для закрепления агрессивности как стабильной черты личности. Работы исследователей по изучению детско –  родительских  отношений выявило, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивного поведения у детей, а недостаточный контроль и наблюдение за детьми в совокупности с высоким уровнем ассоциальности, часто сопровождающимся агрессией. Дети из семей, где физические агрессивные проявления родителей направленные друг на друга не редкость, острее реагируют на злые интонации взрослых, чем дети из семей с благоприятной атмосферой, и склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.

На основе описанных фактов можно сделать вывод о наличии единой взаимосвязи между природой и воспитанием, между агрессивным отношением к ребенку  в становлении жестокости у детей. Таким образом, неблагоприятное семейное воспитание в дошкольном возрасте формирует ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессии, как черты личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивность. Ситуационно-личностные реакции ребенка. Опросник.

Опросник позволяет определить уровень агрессивности у ребенка методом наблюдения.  Актуален для практических психологов и педагогов....

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта ...

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познан...

Консультация для родителей "Детская агрессивность, как ответная реакция на неблагополучные условия воспитания в семье"

 Семья – это первая социальная ступень в жизни ребенка. Она с первоначальных дней формирует волю ,сознание, чувства детей.  Под  чутким руководящем родительским началом, ре...

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, методик обучения.

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, методик обучения. Информационная платформа SmartSchoolPro...