Развивающие игры для детей 4-5 лет
консультация (средняя группа)

Голдобина Екатерина Геннадьевна

Описаны рекомендации для совместной деятельности родителей с детьми 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Помочь малышу в понимании относительности величины может игра «Зоопарк». Сначала в зоопарке будут жить, например, медведь, волк и заяц. Их силуэты соответствующих размеров будут лежать перед ребёнком. Обсудите, кто из этих животных самый большой, кто – средний, кто – самый маленький. Затем предложите малышу вырезать для них из бумаги клетки – квадраты подходящей величины. Предложите ребёнку «посадить» зверей в клетки: наклеить их на вырезанные квадраты. После этого придёт слон. Попросите ребёнка сделать для него самую большую клетку. Когда придёт самый маленький зверь ёжик, то для него потребуется самая маленькая клеточка. Обязательно обсудите с ребёнком, как изменилось соотношение величин: раньше больше всех был медведь, а теперь – слон; меньше всех был заяц, а теперь – ёж.

В лото «Цвет и форма» может играть взрослый с одним или несколькими детьми (не более 6 человек). Потребуются вырезанные из цветной бумаги или картона геометрические фигуры (30 штук): круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего и фиолетового цветов. Эти фигуры для ведущего (взрослого). У ребёнка может быть в зависимости от его возможностей и количества игроков от 1 до 3 карт. На каждой карте изображено
5 фигур разного цвета. Игру проводят в нескольких вариантах. В первом варианте ведущий показывает по одной фигуре, а ребёнок, найдя у себя фигуру такого же цвета и формы, отзывается, берёт её и накрывает свою фигуру. В другом варианте ребёнок называет фигуру, например: «Это красный квадрат, у меня такой есть». И наконец, в третьем варианте взрослый не показывает фигуру, а только называет её цвет и форму. Если у ребёнка есть такая фигура, то он получает её. Ребёнок выигрывает, закрыв все фигуры на своих картах.

Игра «Что изменилось?» для развития внимания детей.

Сначала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребёнку их рассмотреть в течение 1-2 мин. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда ребёнок повернётся, попросите его сказать, что изменилось. Эту игру можно усложнить:

  • Возьмите 5-7 игрушек.
  • Поставьте 3 машинки из 5 игрушек, которые немного отличаются друг от друга.
  • Не убирайте игрушку, а поменяйте две из них местами.
  • Превратите её в соревнование, когда каждый участник задаёт другому участнику задания по очереди.

На развитие мышления ребёнка направлены следующие игры.

Для игры «Куда залетела пчела?» понадобится кукольная комната и кукольная мебель: круглый стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Недостающие предметы можно заменить другими. Важно, чтобы сначала было не более шести предметов. Комнатой может служить коробка без крышки с прорезанными окном и дверью в стенках. Если готовой мебели нет, то сделайте её сами из спичечных коробков.

Расставьте мебель в комнате и вместе с ребёнком нарисуйте план: отметьте расположение окна, двери, изобразите предметы кукольной мебели с помощью кругов, квадратов и прямоугольников.

Привожу примерный план расстановки мебели. У вас может быть другой план. В дальнейшем количество предметов в игре можно увеличить, ввести одинаковые предметы.

На плане изображены:

  1. Стол.
  2. Стул.
  3. Кресло.
  4. Диван.
  5. Кровать.
  6. Шкаф.

Перед началом игры расположите окна и дверь на плане и в кукольной комнате с одной стороны от ребёнка. Комната находится за планом. По мере продвижения ребёнка в игре задание можно усложнить. Положите план рядом с кукольной комнатой «вверх ногами». Теперь ребёнку, чтобы выполнить задание, придётся «переворачивать» план в уме для развития пространственных представлений, гибкости мышления.

Взрослый прячет пчелу под любой предмет мебели. На нарисованном плане красным кругом отмечается предмет, под который «залетела пчела». Ребёнок по плану ищет пчелу в игрушечной комнате. Игру можно повторять несколько раз, пчела каждый раз будет «залетать» под разные предметы.

Игра «Найди игрушку» проводится в реальной комнате. Перед началом игры нарисуйте план вашей комнаты. Выберите определённый масштаб (например, 1:10), начертите стены комнаты, обозначьте двери и окна, затем изобразите находящиеся в ней предметы. Привожу примерный план комнаты.

На нём изображены:

  1. Шкафы.
  2. Письменный стол.
  3. Кресла.
  4. Диван.
  5. Стулья.

В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Взрослый и ребёнок поочерёдно прячут игрушку и делают соответствующую отметку в плане. Ребёнок учится пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет повернуть план так, чтобы изображение двери смотрело в сторону двери, а изображение окна – в сторону окна, затем определить своё место в комнате («Я сижу на этом стуле»). После этого уже легко найти в комнате предмет, отмеченный на плане.

В дальнейшем игру можно проводить в другой комнате, на кухне, пользоваться планом, перевёрнутым на 180°.

Игра «Скажи наоборот» для развития мышления, речи.

Предложите ребёнку поиграть: «Я буду говорить слово, а ты скажи слово, но только наоборот, например, большой – маленький». Сначала рекомендуется использовать 6-7 пар слов. Примерные пары слов: большой – маленький, толстый – тонкий, чёрный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, лёгкий – тяжёлый, чистый – грязный, ученики – учитель, больной – здоровый, ребёнок – взрослый, лёд – вода, силач – слабак, весёлый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

Игра «Кем будет? Чем будет?» Взрослый называет предмет, явление и задаёт вопрос: «Кем (чем) будет?», а ребёнок отвечает на вопрос.

Яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, больной, слабый, день, лето и т. д.

При обсуждении ответов ребёнка обратите внимание на возможность нескольких вариантов ответа. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница. За одну игру можно разбирать 6-7 слов.

Вариантом этой игры является игра «Кем был?» Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (телёнком), дуб (жёлудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), лето (зимой), день (ночью) и т. п. К каждому слову можно подбирать разные варианты ответов.

Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготовьте несколько клякс: на середину листа бумаги вылейте немного гуаши или туши, сложите лист пополам, затем разверните. Теперь можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Игры-потешки, развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет

Представлены примеры развивающих игр для детей от 1.5 до 2 лет....

Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»

  Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не...

Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"

Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...

Моторные игры для дошкольников: Развивающая игра для детей младшей группы «Веселые колечки».

Дети любят играть дома и на улице, но порой, сложно придумать, чем их занять. Есть веселое развлечение, которую можно организовать и в квартире, и на улице. Это игра — «Веселые колечки&raq...

"Играем дома!" развивающие игры для детей 3-4 лет

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе...