Ранние признаки нарушений развития речи
статья (младшая группа)
По мере овладения языком у ребенка могут выявляться нарушения речевого развития. Почти все они (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет, причем желательно заметить признаки этих нарушений как можно раньше.
Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсутствие гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важный признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка есть гуление и лепет (проверьте его физический слух — он может быть снижен).
Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некоторые слова. Возраст трех лет считается критическим. Если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок вообще не говорит, так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием.
Кроме общего недоразвития речи, встречаются частные ее нарушения. В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи у ребенка может появиться заикание, это особенно вероятно при наличии в семье соответствующей наследственности. Если такое произойдет, ребенка нужно срочно показать логопеду, специализирующемуся на этом речевом дефекте, так как заикание легче всего преодолевается в самом начале своего возникновения.
Встречается и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде нормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от речевого общения, становится необщительным, замкнутым, предпочитает одиночество. Он может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на аутизм нужно проконсультироваться у детского психоневролога и психолога.
У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у такого ребенка может быть с носовым оттенком. Возможно повышенное слюноотделение, вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица, повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех двигательных навыков. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не может обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и параличи речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.
Детей с мышечными нарушениями, повышенным внутричерепным давлением, родовыми и послеродовыми травмами черепа желательно показать врачу-остеопату. Это достаточно новая медицинская специализация. Данные о врачах-остеопатах можно найти в Интернете: в «Регистре остеопатов России», «Едином национальном регистре остеопатов», а также в «Ассоциации остеопатов России».
Когда ребенок отстает в речевом развитии, и вы замечаете, что он недостаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его необходимо проконсультировать у специалиста-дефектолога, чтобы выяснить, нет ли у него задержки умственного развития.
Вообще же нужно иметь в виду, что темп развития детей очень индивидуален, поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как правило, не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко выраженные патологии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannie_priznaki_narusheniy_razvitiya_rechi.docx | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
По мере овладения языком у ребенка могут выявляться нарушения речевого развития. Почти все они (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет, причем желательно заметить признаки этих нарушений как можно раньше.
Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсутствие гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важный признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка есть гуление и лепет (проверьте его физический слух — он может быть снижен).
Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некоторые слова. Возраст трех лет считается критическим. Если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок вообще не говорит, так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием.
Кроме общего недоразвития речи, встречаются частные ее нарушения. В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи у ребенка может появиться заикание, это особенно вероятно при наличии в семье соответствующей наследственности. Если такое произойдет, ребенка нужно срочно показать логопеду, специализирующемуся на этом речевом дефекте, так как заикание легче всего преодолевается в самом начале своего возникновения.
Встречается и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде нормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от речевого общения, становится необщительным, замкнутым, предпочитает одиночество. Он может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на аутизм нужно проконсультироваться у детского психоневролога и психолога.
У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у такого ребенка может быть с носовым оттенком. Возможно повышенное слюноотделение, вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица, повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех двигательных навыков. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не может обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и параличи речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.
Детей с мышечными нарушениями, повышенным внутричерепным давлением, родовыми и послеродовыми травмами черепа желательно показать врачу-остеопату. Это достаточно новая медицинская специализация. Данные о врачах-остеопатах можно найти в Интернете: в «Регистре остеопатов России», «Едином национальном регистре остеопатов», а также в «Ассоциации остеопатов России».
Когда ребенок отстает в речевом развитии, и вы замечаете, что он недостаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его необходимо проконсультировать у специалиста-дефектолога, чтобы выяснить, нет ли у него задержки умственного развития.
Вообще же нужно иметь в виду, что темп развития детей очень индивидуален, поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как правило, не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко выраженные патологии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранние признаки нарушения развития речи
Консультация предназначена для родителей детей в возрасте от рождения до трех лет. Почти все нарушения речи (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет), ...
Признаки благополучного развития речи у ребенка
Критерии влияния факторов на развитие речи у детей...
Ранние признаки нарушений развития речи
В основном все нарушения речи, проявляются до трех лет. Важно выявить признаки нарушений именно в раннем возрасте ,так как речевая деятельность наиболее лабильна в этот период....
Выступление на педсовете на тему:"Нормы и нарушения развития речи у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи"
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического ра...
Консультация для родителей, посвященная всемирному дню инвалидов. Тема: «Нарушение развития речи – это диагноз, значит болезнь, а может быть даже инвалидностью. Ранняя профилактика и перпедевтика – главное решение данной проблемы»
Много уже написано о том, как важно ранняя диагностика речевого развития ребенка. Диагностика определяет направления коррекционной работы. Родители часто спрашивают, когда нажно начинать логопедически...
Признаки благополучного развития речи ребенка
Признаки благополучного развития речи у ребенка: - Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. - У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. - Ребенок активно общается со знакомыми и...
Конспект дидактической игры «Общие признаки» по развитию речи в средней группе
Цель: закрепить умение находить признаки предметов посредством дидактической игрыЗадачи:Воспитательная: воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённостьРазвивающая: ра...