Консультация для родителей, посвященная всемирному дню инвалидов. Тема: «Нарушение развития речи – это диагноз, значит болезнь, а может быть даже инвалидностью. Ранняя профилактика и перпедевтика – главное решение данной проблемы»
консультация по логопедии

Спильная Елена Валерьевна

Много уже написано о том, как важно ранняя диагностика речевого развития ребенка. Диагностика определяет направления коррекционной работы. Родители часто спрашивают, когда нажно начинать логопедические занятия. Думаю, в данном случае уместно вспомнить притчу о том, как пришла к мудрецу и спросила его: "Когда  надо начать воспитывать ребенка?" Мудрец спросил: "А сколько лет Вашему ребенку?" Ответ матери: "Он только родился!" Мудрец поразил мать своим вердиктом:" Вы опаздали на 9 месяцев!" итак, мы уверенны, что чем раньше работать над развитием речи, тем лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_roditeley_den_invalidov.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей, посвященная  всемирному дню инвалидов.

Тема: «Нарушение развития речи – это диагноз, значит болезнь, а может быть даже инвалидностью. Ранняя профилактика и перпедевтика – главное решение данной проблемы»

  «А само все встанет!»- думают родители о «каше во рту» у своего малыша, «Мы его понимаем, и другие поймут!- вот еще один частый лозунг. «Что этот логопед говорит, какие диагнозы? Не болит, значит не болезнь!»- и такое можно услышать.

  Но интересный факт во всем мире дается инвалидность детям, у которых не сформировалась речь, и взрослым людям, у которых произошел распад речи.

Итак, почему так важна речь?

Значение речи и важность ее развития

Люди всегда общались и общаются друг с другом. Если прекратить общение с социумом, начинается психическое нарушение, появляется замкнутость и даже остановка в развитии. В чем сила речи? При помощи нее человек осваивает новые навыки, делится эмоциями и передает информацию. Ее значение невозможно переоценить.

Что такое речь?

Психологи изучают речь с появления на свет человека. Не следует путать речь с языком, это два разных термина. Речь — это разговор человека, выражение эмоций через знаки языка, действие, выраженное при помощи звуков. Язык — это система знаков, через которую мы передаем информацию письменно и устно.

Есть несколько свойств речи:

  • понятность — совокупность информации, знаний темы разговора, владение терминологией;
  • содержательность — количество выраженных мыслей и эмоций в разговоре;
  • выразительность — эмоциональная насыщенность разговора;
  • воздействие — манипуляция человеком при помощи просьб, убеждений и команд.

Функции и цель речи

Исследователи, которые изучают роль речи в социуме, выделяют две функции —  интеллектуальную и коммуникативную. Коммуникативная речь — общение между людьми для обмена информацией или побуждения к действиям. Нужно придать правильный смысл сообщению, чтобы у слушателя появились правильные эмоции. Интеллектуальная речь — средство для выражения, образования мыслей при помощи слов. Слово — единица мышления, которая имеет определенное значение.

Итак, чем лучше развита речь, тем больше развивается мышление.  При хорошем общении человек доволен, спокоен и  любая деятельность, в том числе и творческая, плодотворна. Коммуникабельный человек большего добивается в жизни, чем  ребенком с грамотной речью хорошо учится в школе.

Как узнать, ребенок говорит соответственно своему возрасту или надо бежать срочно к логопеду? 

Каждый родитель задается этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно (например, при согласовании слов или при употреблении местоимений и глаголов прошедшего времени) и т.д. Посмотрим же, что и как должен говорить ребенок в каждом возрасте.

Возраст

Развитие речи

Новорожденный (0-1 месяц)

Крик. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет).
 

Грудной
1-3 месяца

Примерно к 2 мес. Появляется гуление, т.е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). Все дети мира гулят одинаково и не отражают особенностей той языковой системы, к которой принадлежат (дети англичан, русских, японцев и т.д.)
 

3-6 месяцев

С 3 мес. у малышей развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.). В этот момент ребенок начинает усваивать определенные фонетические нормы «своей» языковой системы. С 5 мес. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное  повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык.
 

6-9 месяцев

Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.

Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи.

К таким условиям можно отнести следующие:

1) Старайтесь не включать телевизор для фона. Последние исследования в области детской речи выявили, что постоянно работающий телевизор, радио и т.д. могут являться причиной задержки речевого развития детей.

2) После года не разговаривайте с ребенком на языке «мам и нянь», например, «гуля» - голубь, «ням-ням» - кушать.

3) Разнообразьте свою речь, вводите новые слова, следите за своим произношением, за чистотой собственной речи.
 

9 месяцев 1 год

К концу 1 года появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м.

Таким образом, заканчивается подготовительный этап развития речи.
 

Ранний (1-3 года)

С появлением первых слов начинается этап развития активной речи.
Ребенок с огромным удовольствием повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом он может путать и искажать звуки и слова. В начале пути активного усвоения речи ребенок использует обобщающую функцию слова (например, слово «киса» может означать «киса моется», «киса пришла», «киса мяукает» и т.д.). Такая речь обусловлена ситуацией и сопровождается жестами, мимикой.

К полутора годам словарный запас ребенка увеличивается до 100 слов, в речи появляются простые предложения.

К концу раннего возраста словарный запас увеличивается до 1500 слов. В своей речи малыш использует сложные предложения, появляются союзы: когда, потому что и т.п. Речь детей трехлетнего возраста очень интересна: они образуют новые слова, произносят интересные словосочетания – все это свидетельствует о том, что малыш развивается.

Ребенку в 2 года для произношения доступны следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К 3 годам к ним присоединяются й, л’, э, с’.

В данном возрасте малыш еще физиологически не готов произносить сложный звуки. Ему необходимо, что называется «набить язычок».
 

Дошкольный (3 года-6 лет)

В 3 года словарный запас дошкольника может составлять  до 3000 слов. Он постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения.  В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, т.е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з,ц. И в возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р, р’.К 7 годам ребенок правильно стрит любые предложения, произносит любые звуки.
 

Школьный (от  7 лет)

В 7 лет появляется письменная речь, а в подростковом возрасте  – литературная и сленг.
 

Часто в данном вопросе родители начинают сравнивать своих детей с детьми из песочницы. И патологическая ошибка заключается в том, что родители усыпляют свою бдительность тем , что и соседский Паша, и  Саша,  и Валя и другие дети тоже плохо разговаривают, и это «нормально», на самом деле самообман  и отрицание проблемы. Сейчас  90% плохоговорящих детей, поэтому так делать не стоит, потеряете время.

Почему мой ребенок плохо говорит?

Причины расстройства — как естественные, социальные, так и патологические, обусловленные заболеваниями физического и психического плана.

Если ребенок плохо говорит, что делать?

Лечить пациента, если он плохо говорит нужно всегда. Но в разных случаях лечение будет своим. Необходимо обратиться к детским психологу, логопеду, педиатру. Возможно, потребуется помощь педагога, дефектолога.

Когда начать заниматься с ребенком?

Чем раньше, тем лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей и педагогов. "влияние пения на развитие речи ребенка"

Невозможно переоценить влияние пения на развитие ребенка. В консультации содержатся упражнения на развитие речи, которые будут полезны детям как в саду общеразвивающего вида, так и логопедических учре...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста. Тема: "Этапы развития речи ребёнка в норме"

1. Развитие звуковой стороны речи у детей в норме2. Этапы развития детской речи от 0 до 1 года3. Развитие детской речи от 1 года до 2-х лет4. Развитие детской речи от 2-х лет до 6-ти лет...

Консультация для родителей. Роль устного народного творчества в развитии речи ребенка раннего возраста.

Роль устного народного творчества  в развитии речи ребенка раннего возраста....

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста»

Речь- чудесный дар природы- не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своев...

Консультация для родителей "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста"

Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей....

Консультация для родителей "Семья , имеющая ребенка с нарушениями развития речи"

Речевое общение (высказывания, слушание, письмо) является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройкам личности....