Главные вкладки

    консультация для родителей и педагогов. "влияние пения на развитие речи ребенка"
    консультация по музыке по теме

    Макарова Наталья Юрьевна

    Невозможно переоценить влияние пения на развитие ребенка. В консультации содержатся упражнения на развитие речи, которые будут полезны детям как в саду общеразвивающего вида, так и логопедических учреждений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_i_pedagogov.docx21.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей и педагогов «Влияние пения на развитие речи ребенка»

    Автор: Макарова Н.Ю.,

    музыкальный руководитель ГБДОУ№ 15

    Пение− основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня сопровождает человека всю жизнь. В последние десятилетия, когда компьютерные, информационные технологии заняли ведущие позиции в обществе, становлению культуры и духовно−нравственному воспитанию отводится все меньше места. «Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора». В песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство»,− писал К. Д. Ушинский. Через пение, песенное творчество, ребенок развивает способность переживать – эмпатию,  уже в раннем возрасте формируется интенция к музыкальным жанрам.

    «… Для ребенка голос – самый доступный и первейший инструмент»−, писал Л. Стоковский. Нельзя не согласиться с  музыкантом,  с помощью голоса можно выразить эмоции, переживания, чувства.  Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса.

            Развитие речи ребенка через пение достигается работой над певческими навыками:звукообразованием, дыханием, чистотой интонации, дикцией.  Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения напевному звучанию важно добиваться протяженного звучания в конце фразы «Маме, мамочке песенку споем».

    Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией, т.е. правильным положением языка, губ, гортани.Понятия артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Для того чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционная гимнастика. Цель ее – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции.  Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, и как следствие, улучшается музыкальная память, внимание.

    • Упражнение «Большой и маленький поезд».  (пропевание слогов «ТУ−ТУ−ТУ» в низкой и высокой тесситуре, «ш−ш−ш», имитация пара)
    • Упражнение «Птичка и птенчики» (низкий голос мамы «пи−пи−пи», высокие голоса птенчиков «пи−пи−пи»)
    • Упражнение «Метель» ( на звукУ, попытаться голосом изобразить метель, завывания, начало и затишье)

    В обучении детей правильному звукопроизношению, я опираюсь на основные правила дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесУ, в декабрЕ).

    Безударные гласные также не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени. Поэтому беглая в речи Озвучит в пении как А (к[А]рова, [А]ктября), звук Ямикшируется и произносится как Е (в окт[Е]бре).Согласные проговариваются быстро и четко.

    На безударных гласных дети часто делают ошибки. Произнося звук Е часто заменяют его на И (здравствуйт[И], п[И]тушок, р[И]бят), а букву Я заменяют на И (масл[И]на головушка).  Замена звуков нередко происходит и в окончаниях (нежную на нежн[аю], мороз на моро[с]).

    Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки. Они развивают скорость чередования различных звуков, регулирующих темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка и щек)

    • Черепашка не скучая час сидит за чашкой чая [Ч]
    • Мышонку шепчет мышь: «ты все шуршишь, не спишь!» [Ш]
    • Серые бараны били в барабаны [P, Б]
    • У осы не усы, не усища, а усики [С]

    Для детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет яркий демонстрационный материал, поэтому перед началом упражнения, стоит предоставить наглядный образ предмета. ( Напр. упражнение «Большой и маленький поезд» − иллюстрацию). Развитие певческих навыков происходит с исполнения простых попевок, элементарного подпевания слогов, звукоподражания.

    • Игровой прием «Поем на дудочке» (ду−ду−ду)
    • «Как звенит колокольчик» (динь−динь−динь)

    Так же дети хорошо различают речевые интонации, поэтому вслушиваются в вопросительные интонации, их характеристики (грусть, печаль).

    Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

    См. также:

    • Примеры артикуляционной гимнастики можно посмотреть на сайте раннего развития детей: http://www.razumniki.ru/
    • Занятия по развитию речи для дошкольников :http://detochki-doma.ru/

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

    Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детск...

    Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии речи ребенка» (младший дошкольный возраст)

    Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии речи ребенка» (младший дошкольный возраст)Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы ...

    Консультация для родителей на тему: "Роль книги в развитии речи ребенка раннего возраста"

    Консультация для родителейРоль книги в развитии речи ребенка раннего возраста.        Исключительно важную роль в речевом и личностном развитии ребёнка играет детска...

    Консультация для родителей на тему: «Влияние компьютера на развитие речи ребенка»

    В данной статье рассказывается о влянии компьютера на речевое развитие детей....

    Консультация для родителей на тему :"Роль семьи в развитии речи ребенка ".

    В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс владения речью. К 7 года язык является средство общения.Поэтому ,чтобы это получилось нужна помощь не только  учителя-логопеда...

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

    Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев....

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

    Консультация для родителей на тему:  «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»...