Консультация для родителей "Семья , имеющая ребенка с нарушениями развития речи"
консультация

Жижина Ольга Владимировна

Речевое общение (высказывания, слушание, письмо) является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройкам личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_seme_rebenok_s_onr.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей

«СЕМЬЯ, ИМЕЮЩАЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИИ РЕЧИ»

Речевое общение (высказывания, слушание, письмо) является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройкам личности.

Семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная.

Но не каждый ребенок во время развития самостоятельной речи при подражании слышимым словам может воспроизвести фонетически правильную речь. И дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения.

По отношению к своему речевому дефекту дети делятся на две группы:

1.    болезненно относящиеся к своему речевому дефекту;

2.    безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту.

 Причины болезненного отношения к своему дефекту:

·       сравнение своей речи с речью детей;

·       насмешки детей над дефектом речи

·       укоры родителей и близких родственников;

Причиной безболезненного отношения к своему речевому дефекту:

·       неосознание своего дефекта;

·       отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребенка;

·       попустительское отношение родителей к дефекту речи ребенка.

 Последнее может быть обусловлено тем, что:

-  у самих родителей такой же дефект, с которым они живут, и он им не мешает,

-  либо родители считают, что речь – это не самое главное в жизни;

- либо перспектива, которая уготована им никак не связана с активной речевой деятельностью.

В любом случае на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей?

     При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать проблем.  Поэтому в первую очередь - необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть своё нарушение: не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

       Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном.

     Чистое произношение и развитая речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. Если родители уделяют недостаточное внимание к развитию речи своих детей, то появляются проблемы в виде нарушений произношения, невыговаривания или искажения звуков. Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию вашему ребенку помогут учитель-логопед, воспитатели дошкольного учреждения. Но основную работу в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя его родители.

Но, к сожалению, хочется отметить: очень часто в коррекции речи детей участвует только учитель-логопед. А ведь при таком подходе, положительные результаты появятся гораздо позднее, и закрепление звука может тянуться месяцами, если не годами. Часто родители воспринимают логопеда, как врача – «Работайте, а мы в стороне». Но ведь у педагога нет «волшебной таблетки», выпив которую ребенок идеально заговорит.

     Проблема оказания помощи ребёнку совсем не простая. Но главное знать, что все трудности преодолимы. Нужна только доброта и терпение родителей и учителя-логопеда, и их совместная работа. У ребёнка необходимо формировать волевое усилие к занятиям. Вначале будет трудно, но потом при систематических занятиях ребёнок сам будет просить позаниматься с ним. В этот момент никогда не отказывайте ему, как бы заняты Вы не были. Не забывайте время от времени повторять даже то, что было хорошо усвоено. Для того, чтобы Ваша работа с ребёнком была более эффективной, она должна быть систематической, а лучше ежедневной.

      Коррекция звукопроизношения — это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна. Не надо думать, что речевые нарушения исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.

Помните! Никакие учителя-логопеды и воспитатели не добьются быстрых результатов без эффективной и умелой помощи родителей. Родители должны понимать, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

   

  Материал подготовила: учитель-логопед Жижина О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимо­сти от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой по...

Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, имеющими ребенка с нарушениями зрения.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться...

Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, имеющими ребенка с нарушениями зрения.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Что нужно делать родителям ребенка с нарушениями развития речи?

Консультация для родителейучитель-логопед С.А. Позднякова...

Помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями зрения

Содержание Введение………………………………………………………&helli...

Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития

Статья по формированию предметно практической деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Как родителям помочь ребенку с нарушениями развития речи

В настоящее время показано, что родители, при руководстве специалистов могут эффективно помогать своим детям, вместе ними преодолевая трудности. Помощь ребенку, требует от взрослого определенных знани...