Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Речевое развитие как одно из направлений развития и образования дошкольников»
материал

Новоселова Татьяна Александровна

Цель семинара - повышение компетентности родителей (законных представителей) по развитию речи дошкольников.

Задачи семинара:

  • обсудить содержание образовательной области «Речевое развитие» ребёнка в контексте ФГОС ДО;
  • способствовать повышению интереса родителей к проблеме формирования речи дошкольников через применение игровых методов и приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_rechevoe_razvitie.docx45.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Семинар-практикум

для родителей (законных представителей)

«Речевое развитие

как одно из направлений

развития и образования дошкольников»

Разработчик:

Новоселова Татьяна Александровна, учитель-логопед

г. Рубцовск, 2021 г.

  1. Теоретическая часть

«Ваш успех – ваша речь!»

  1. Актуальность

Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития сложно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

         Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности педагога дошкольного учреждения – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Пять периодов речевого развития по Выготскому:

  • Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.

Этот же период характерен развитием моторики.

  • Знакомство с буквами: 3-4 года.

Начало осознанной речи.

  • Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.

Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.

  • Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.

Письмо и чтение.

  • Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.

Развитие воображения. Восприятие культуры.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Муза Михайловна Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи педагога рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

  1. Цель и задачи семинара

Цель семинара - повышение компетентности родителей (законных представителей) по развитию речи дошкольников.

Задачи семинара:

  • обсудить содержание образовательной области «Речевое развитие» ребёнка в контексте ФГОС ДО;
  • способствовать повышению интереса родителей к проблеме формирования речи дошкольников через применение игровых методов и приёмов.

  1.  Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО

    Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

  • овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
  • обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
  • развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

  • развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;
  • воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
  • формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование;
  • развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание);
  • формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

  1. Методы и приёмы речевого развития дошкольников

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В педагогической практики используются следующие приемы:

  • Развитие речи посредством художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

  • Развитие речи средствами дидактической игры

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

  • Экскурсии как метод развития речи детей

Экскурсия [лат. excursio – поездка] – одна из форм  образовательной деятельности с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

Целью экскурсий является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.

  • Сюжетно-ролевая игра

Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:

- закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствованию разговорной речи;

- обогащению словаря;

-формированию грамматического строя языка и т. д.

  • Театрализованная деятельность

Делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.

Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.

  • Пальчиковая гимнастика

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Пальчиковая гимнастика:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь ребенка;
- повышает работоспособность коры головного мозга;
- развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- снимает тревожность.

  • Художественное творчество

Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

  • Прогулка 

Прогулка это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

  • Подвижная игра 

Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.

Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

  • Музыкальное воспитание 

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки.

Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

  1. Практическая часть

Организация: Предложить выбрать жюри и разделиться на 2 команды.

  1.  Разминка: «На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!»

(Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).

Задание: Члены команд по очереди быстро и не задумываясь, заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Через горы и леса в край родной летит… (птица).

4.Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки).

5.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).

6.Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).

7.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух

8.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка

9.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка

10.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? корова

11.Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? паук

12.В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…? петуха

13.Очень медленно и тихо по листу ползет…? улитка

14.Нарушая утром тишь, Распевает в роще...? Соловей

15.В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -…? рыба

16.Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж

17.Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?... крот? цыпленок

18.Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам… соловей? лягушка

19. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? 3 кг

20. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).

21.Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса.

22.Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: на другую сторону дороги.

  1.  «Говорун»

Задание: Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

(Командам предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Их всего 6.Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд. На подготовку дается 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, четкость).

  • Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.
  • Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
  • Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
  • Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
  • Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

  1.  «Почему так называется?» (Этимология)

Задание: Объяснить, почему так называются растения.

  • Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа. 
  • Шиповник – веточки покрыты острыми шипами. 
  • Малина – от слов «малый», «маленький». Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой. 
  • Смородина – «смрад» - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

2.4.  «Найдите похожие по звучанию слова»

Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе (кто быстрее и правильнее назовет слово, той команде балл)

Спички – синички

Огурец – продавец

Врач – мяч

Дворец – певец

Значок – крючок

Пирог – творог

Ключи – кирпичи

Ворона – корона

Стол – пол

Топор – забор

Халат – салат

Нора – дыра

Елка – иголка

Яйцо – крыльцо

Белка – стрелка

Зайцы – пальцы

2.5. «Пословицы и поговорки». Исправьте ошибки в пословицах

Задание: Найти ошибку и исправить.

  • После драки много хромых (Храбрых).
  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
  • Пришел, увидел, купил (Победил).
  • У каждого своя голова на шее (Плечах).
  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
  • На всякий урок (час) ума не напасешься.
  • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
  • Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

2.6. «Проверьте свою грамотность». Ударение

Командам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов. Необходимо проставить в словах ударение. (На это задание дается 4 минуты. Затем команды меняются листами и проверяют, а ведущий зачитывает правильные ответы. Если все слова написаны правильно, то команда получает 5 баллов.1 ошибка минус 1 балл.)

Иконопись, глАжение, вручИт, крАшение, обеспЕчение, сосредотОчение, газопровОд, мусоропрвОд, каталОг,балОванный, жалюзИ, заглушИт, красИвее, сорИт, хвОя, Искра.

2.7. Рефлексия «Солнце и туча»

Если Вам понравился Семинар – практикум, то приклейте лучик к весёлому солнышку. Если не понравился, то к грустной тучке капельку. Обсуждение семинара – практикума с коллегами.

О речи много сказано. Мне хочется пожелать Вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нём кладезь мудрости вековой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ТЕМА «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»

Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и  игровых упражнений, направленных на развитие  детей в домашних условиях....

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) Игра «Геоконт» В.В. Воскобовича – это интересно!

    В статье – сценарий семинара-практикума с родителями. Проведите его, чтобы ознакомить родителей с игрой В.В. Аоскобовича "Геоконт" для возможности и...

Консультация для родителей (законных представителей) "Сказкотерапия как метод воспитания нравственных качеств у дошкольников"

С давних времен существует традиция рассказывать детям сказки. Через истории, мифы и легенды передается из поколения в поколение накопленная веками мудрость. Они помогают детям формировать жизненные п...

Семинар-практикум для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями)

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: выявить сильные и слабые стороны в общении с родителями; активизировать педа...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) Игра «Геоконт» В.В. Воскобовича – это интересно!

Геоконт – это развивающая игра, направленная на освоение геометрических представлений, развитие сенсорных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развитие мелкой мотори...