Семинар-практикум
консультация

Способы развития и обогащения словаря в работе с предметной картинкой или с предметом

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Марина\Desktop\Эмблема Теремок.bmp

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение муниципального образования город Краснодар
  «Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Теремок»

                                                                                                                                                                                                                                                       

Семинар-практикум

«Способы развития и обогащения словаря в работе с предметной картинкой или с предметом»

Учитель-логопед: Таранцова Е.Н.                                                                                       

Дата: 28.02.2022г

Цель: Познакомить педагогов групп  с различными способами развития и обогащения словаря детей.

 Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Ну что же такое словарь или словарный запас?

Словарный запас - это набор слов, выражений, понятий, которые человек понимает и использует в своей речи. Словарный запас развивается с возрастом и служит как полезный и фундаментальный инструмент для общения и приобретения новых знаний. Накопление словаря - одна из основных составляющих в развитии речи человека. И чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее, разнообразнее его устная речь.

В первую очередь ребенком усваиваются те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, - названия окружающих предметов, игрушек, повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается.

Словарь человека складывается из двух составляющих: пассивный словарь и активный. Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

Словарный запас детей должен обогащаться не только в количественном, но и в качественном отношении, когда складывается понимание значения слов.

Рост словаря происходит за счет разнообразных частей речи. Для детей раннего дошкольного это в основном существительные и глаголы. У ребенка формируются связи между предметом, его изображением, словом, его обозначающим. Дальше он знакомится с действиям, выполняемым предметом, и словом, обозначающим действие.

На основе анализа проводимой ежегодной логопедической диагностики, одной из проблем в речевом развитии детей - это бедность словаря. Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия.

Активная речевая среда способствует более полному речевому развитию ребенка. Посредством этого накапливается пассивный словарь, понимание обращенной речи. Частое называние отдельных предметов, описание их свойств постепенно откладывается в памяти ребенка. Также он знакомится с грамматическими формами и нормами родного языка. Постоянная беседа с ребенком обеспечивает и формирование диалогической речи.

Таким образом, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

Существует ряд специальных методических игр и упражнений речи, цель которых - расширение словарного запаса и речевых навыков детей.

«Какой бывает дождь?»

Цель игры: обогащать словарь детей новыми словами.

Стихи к игре:

Дождик крапал, моросил,

Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной,

Нарастающий, грибной,

Обложной, висячий, скорый,

Сонный, медленный и спорый.

Как камыш стоймя стоячий,

И холодный, и горячий.

А еще есть грозовой,

Радужный, полосовой,

Параллелями и в сетку,

А при ветре даже в клетку…

Вот так много есть дождей

Для растений и людей (О. Григорьев)

Как играть: Какой бывает дождь – кто больше красивых слов о дожде услышал? Собираем все слова из стихотворения.

Можно провести игру со словами в игровой форме - нарисовать тучку, а на земле цветочек. Нужно помочь тучке полить цветочек. Одно слово – определение из стихотворения - это одна капелька дождя, которую мы рисуем (проводим линию от тучки к цветку). Задача – сделать настоящий ливень, то есть подобрать как можно больше слов о дожде из стихотворения.

Игра "Мяч по кругу»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с детьми, расширяя их словарный запас, и развивать речь в целом.

Примеры тем:

«Что круглое?» (печенье, колесо, часы, голова, яблоко…).

"Все горячее?" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),

"Все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава)

«Все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),

"Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек ...).

"Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т.д.

«Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.

Можно усложнить задание для детей подготовительной группы. Например, называть «Что горячее и вкусное?», «Круглое и мягкое», «Большое и тяжёлое» и т.д.

«Собираем урожай»

Дети встают в круг, на коврике разложены маленькие мячи. Под бубен дети бегут вокруг мячей, затем останавливаются, берут в руку мяч и называют любой овощ (фрукт), который они собрали, например: - Я сорвал яблоко…. – Я выкопал картофель…

Игра с мячом «Какой? Какая? Какие?» («Кто больше»)

Цель: развитие словаря признаков.

Воспитатель кидает мяч ребенку, называет предмет, животное ..., и задает вопрос: «Какая?» (какой? какие?). Ребенок ловит мяч и называет прилагательное. Затем кидает мяч обратно воспитателю.

Собака. Какие бывают собаки?

Ответы: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи.

 Лес (большой, зеленый, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, темный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное), тот выигрывал.

«Ассоциации»

Детям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету.

Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят ...).

Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают ...).

Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят ...).

Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят ...)

Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат ...)

Магазин «Мебель»

Дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на картинку или схему.

Педагог предлагает ребенку купить предмет мебели в магазине и описать его, не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.

Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нем удобно сидеть и еще в нем можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.

Игра «Меморина».

Цель: обогащение и активизация словаря; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции речи. Примечание: картинки в игре могут быть как предметные, так и сюжетные, одинаковые или похожие, отличающиеся какими-либо элементами.

Принцип игры прост: ребенку надо найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8–16 карточек (в зависимости от возраста и развития ребенка). Карточки разложены на столе, перевернуты изображением вниз, что как раз и создает эффект неожиданности. Игроки по очереди открывают одну за другой две карточки. Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались картинкой вниз. Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими), то открывший их получал фишку. Ставится задача: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определяется победитель. Маленькие дети ходят по очереди, а детям постарше дается право дополнительного хода, тому, кто нашел пару. Это повышает внимание и интерес к игре.

Если в начале игры ребенку предлагается найти и назвать два одинаковых фрукта, то на этапе закрепления он уже находит два похожих фрукта. Или дается задание по теме «Овощи»: найти две такие половинки, которые составят целое. Открывая картинки, ребенок произносил: «Эта половинка морковки, а это половинка огурца. Разные овощи».

Применяются не только предметные, но и сюжетные картинки. Так, по теме «Зимние забавы» дети, открывая карточки, составляют предложения (Девочка катается на лыжах. Мальчик лепет снеговика.) развивая глагольный словарь, а затем, отобрав 6 разных картинок, составляют рассказ.

Упражнение «Что это?».

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Береза, осина, дуб – это... Ромашка, василек, незабудка – это... Комар, кузнечик, жук – это ... Заяц, лиса, волк – это... Кукушка, сова, орел – это...

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...