Семинар-практикум для родителей по познавательно-исследовательской деятельности
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Куприянская Тамара Петровна

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx436.55 КБ

Предварительный просмотр:

I:\Логотип2.jpgРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

Семинар-практикум

для родителей по познавательно-исследовательской деятельности

(старший дошкольный возраст)

C:\Users\Тамара\Desktop\СЕМИНАР с РОДИТЕЛЯМИ\Семинар с родителями\ФОТО ИНтересные дела\DSC_0117.JPG

Воспитатель:

Старшей группы «Солнышко»

Куприянская Т.П.

с. Мыс Каменный, 2020год

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Задачи: 

  • вовлечь родителей в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами воздуха, воды, бумаги, с нетрадиционной техникой рисования.
  • развивать умение родителей видеть проблему, решать её и делать выводы.
  • воодушевить родителей на совместное творчество.
  • побудить родителей к применению полученных знаний и практических навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатель, родители воспитанников группы           Оборудование: интерактивная доска, буклеты для родителей.

Раздаточный материал: листы бумаги, ёмкости для опытов,  молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки, жидкое моющее средство, гуашь, трубочки для коктейля, поднос тарелки.

 Слайд 1

Ход семинара-практикума:

Слайд 2

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги»    В.А.Сухомлинский                                                          

Слайд 3

1. Вступительное слово воспитателя.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Слайд 4

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Слайд 5

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Слайд 6

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Слайд 7

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

Слайд 8

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.

Слайд 9

Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность с элементами экспериментирования.

Слайд 10

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Слайд 11

Основная часть семинара

 Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время купания ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Слайд 12

Например, что быстрее раствориться в воде: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт,  или кусочки мыла и т. п.

И сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов, думаю, вам очень понравится.

Слайд 13

Техника безопасности

Чтобы проведение опыта не было ничем омрачено, очень важно соблюдать правила техники безопасности:

  1. Все эксперименты должны проводиться только под присмотром взрослого;
  2. Желательно использовать исключительно безопасные для детей материалы;
  3. Не разрешайте малышу трогать руками вещества, которые могут представлять опасность, наклоняться над реагентами;
  4. При необходимости нужно использовать защитные приспособления (очки, перчатки, маски);
  5. Для защиты мебели можно использовать пленку или скатерть.

И так, когда все меры безопасности соблюдаются, приступаем к проведению опытов!

Сегодня мы с вами будем работать в парах.

Опыт 1: «Танцующее молоко» 

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите - верьте, хотите - нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке.

Опыт 2 «Радужные конфетки» 

На тарелке раскладываем конфеты по кругу. Льем в центр тарелки воду, ждем… и о Чудо! Появилась прекрасная радужная мозаика!

Оборудование: конфеты "Эмемдемс», блюдце, вода.

Опыт 3 «Волшебное яйцо!»

Оборудование: прозрачная бутылка, лента из бумаги, зажигалка.

Опыт4   «Пенная радуга»  

Возьмите несколько стаканов, на дно каждых положите окрашенную пищевую соду. Например, в первом стакане окрашенная в красный цвет сода, во втором – в оранжевый, в третьем – в жёлтый и так далее. Также в каждый стакан добавьте немного средства для мытья посуды и всё перемешайте. Осталось только добавить пищевой уксус в стаканчики и наблюдать получающуюся цветную пенную радугу! Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных, физических явлениях, которые они будут изучать в школе

Опыт 5: «Красочный дождь»

Воду в ёмкости покройте толстым слоем пены для бритья. Сверху капайте на неё жидкими красителями. Через время цветные капельки пройдут сквозь пену, и, попав в воду, будут казаться в ней забавным красочным дождиком.

Выводы:

Уважаемые родители! Сейчас мы провели с Вами ряд простых опытов, практически не требующих специальных приготовлений. Я думаю, что вам понравилось!

Слайд 14

Эксперименты – это увлекательный способ разнообразить ваш досуг и рассказать ребенку о мире вокруг, объяснить природу различных явлений, развить мышление и внимание ваших детей.

Дорогие родители, проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях:

  • это научит его целенаправленно добиться желаемого результата;
  • это поможет осознать процесс деятельности.

Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг и тогда он  приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.

А какие неподдельные эмоции Вы увидите у своих деток, совершающих свои первые научные открытия!

Поэтому экспериментируйте вместе с ними, поддерживайте их познавательный интерес. Я уверена у Вас все получится!

Спасибо за внимание!

Анкетирование родителей (раздать анкеты)

Раздать родителям заранее подготовленные буклеты.



Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Старший дошкольный возраст характерезуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобладают вопросы: "Зачем?", "Почему?", "Как?". И сами дети пытаются найти ответы на эти вопр...

Консультация для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности»

От того, кто и как будет воспитывать ребенка, зависит его будущее мировоззрение, вся его жизнь.            При правильной организации деятельност...

Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»

Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»...

Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»

Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос любознательным и учился осознавать процесс своей деятельности, приобретая умение формулировать выводы рассуждая и аргументируя. В эт...