Презентация "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".
презентация к уроку (младшая группа)

Зачёсова Ольга Викторовна

Презентация, подготовленная воспитателем детского сада №223 города Ульяновска, Зачёсовой Ольгой Викторовной, на тему "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста". Презентация подчёркивает необходимость начинать экологическое воспитание именно с младшего дошкольного возраста, раскрывает задачи педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста и методы и приёмы формирования природоохранной культуры у младших дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 223

Слайд 2

Начинать экологическое воспитание дошкольников можно уже в младшей группе. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста. Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Неожиданное действие, новый предмет или игрушка помогают поддерживать непроизвольное и непродолжительное внимание детей. В этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, сосредоточиваться на чём-то одном в течение продолжительного времени - им необходима постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предметов и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Следовательно, успех экологического воспитания малышей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

Слайд 3

1.Мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния малышей, их переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи. 2.Медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же. 3.Подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим. 4.Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой. 5.Использование приёмов, вызывающих положительные эмоции у малышей. 6.Осознанное стремление воспитателя стать образцом для подражания. 7.Частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Слайд 4

Задачи педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста: 1.Заложить первые представления о мире растений и животных и их зависимости от условий жизни. 2.Дети должны научиться различать и правильно называть объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, познакомиться с их главными сенсорными свойствами (форма, цвет, величина, характер поверхности и т.п.); получить первоначальные представления о возможном взаимодействии с ними. 3.Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование у детей первоначальных представлений о живых объектах, их принципиальном отличии от неживых предметов. 4.Развивать элементарные умения правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий. 5.Знакомить детей с объектами природы, их основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях. 6.Формировать основы правильного взаимодействия с живыми существами.

Слайд 5

Правильное отношение к живым существам и является конечным результатом, показателем экологической воспитанности ребёнка, а формирование этого отношения проявляется в младшем дошкольном возрасте только в добровольном и активном участии детей в совместной деятельности с взрослым. И такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель. В работе с малышами лучше опираться на использование известных русских народных сказок, которые им знакомы и которые дети с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно - игрушечные» представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот: задача сказочных героев - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен чётко различать, где сказка, а где правда, и правильно отражать это в речи - не злоупотреблять уменьшительно -ласкательными формами, когда речь идёт о природе. Важное место в системе работы занимает игра - несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. И конечно же воспитатель должен ориентироваться на индивидуальные особенности детей, степень их адаптации к дошкольному учреждению, семейный и другой опыт. Воспитатель по своему усмотрению может упростить или усложнить материал, то есть приспособить к конкретным условиям своей группы и индивидуальным особенностям развития детей.

Слайд 6

Методы и приёмы формирования природоохранной культуры у младших дошкольников: 1.Наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстраций и картин, демонстрация диафильмов, мультфильмов). Дошкольники постигают объекты и явления окружающей среды с помощью дополнительных материалов и мультимедийного оборудования. 2.Практические (игра, труд, элементарные опыты, моделирование). Дошкольники накапливают чувственный опыт и творчески постигают приобретённые знания. 3.Словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседа). Цель применения этих методов состоит в пополнении и уточнении знаний детей об уже известных объектах и явлениях окружающей среды. По общему признанию учёных, природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.Именно поэтому необходимо экологическое образование всего населения, начиная с дошкольного детства и на протяжении всей жизни.

Слайд 7

Спасибо за внимание ! Желаю вам никогда не иметь экологически чистого мозга!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей к тематической неделе «Книжкина неделя»

Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания.

Огромные богатства для формирования личности даётся в детской книге. Яркими живыми образами воздействует она на чувства ребёнка, показывает, что хорошо, а что плохо, заставляет сочувствовать отважному, самоотверженному герою, ненавидеть жадных и злых.   Сколько нового, интересного узнают дети из книги! Она рассказывает им о  жизни и приключениях их сверстников, о людях, о невиданных странах, о незнакомых городах и родных сёлах, о животных наших лесов и о зверях в зоопарке.

Книга заставляет ребёнка думать, размышлять, переживать чужое горе и смеяться от души, радует метким словом, звонкой рифмой.

В приобщении ребёнка к искусству слова, к литературе, к книге, должна быть некая система. Если ребёнок воспитывается в семье, то это ежедневное рассказывание, а затем чтение и разговор о прочитанном. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент будущего взрослого талантливого читателя, литературно  образованного человека.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Самый маленький ребёнок тянется к книжке с картинками. Книжка раскрывает перед ним чудесный мир, увлекает его своим содержанием, помогает воспитанию чувств, характера, отношения к людям и явлениям окружающей жизни.

Книжка для ребёнка – дошкольника должна быть интересной и занимательной. А как дети любят сказки! Сказка издавна привлекает внимание ребёнка, волнует и радует его, она подлинно занимательна.

За что же дети любят сказку? В ней много необычного, волшебного, действительность там переплетается с фантазией. Очеловечивание животных, одушевление вещей, чудесные превращения увлекают детей, делают сказку интересной.   Действия в сказке начинаются сразу и быстро развиваются, язык сказки меткий и лаконичный, образы яркие и живые. Благополучный счастливый конец сказки удовлетворяет ребёнка. Сказка даёт первые уроки нравственности (формирует представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности, учит жизни, вселяет в веру в то, что правда восторжествует, воспитывает эстетически, способствует усвоению родного языка).  С помощью сказки  можно помочь детям, испытывающим те или иные затруднения, позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного возраста. Посредствам сказки можно работать с агрессивными детьми, с проблемами стыда, вины, лжи.

Рекомендации родителям по отбору сказок в соответствии с возрастом детей.

    2-3 года – сказки для самых маленьких: короткие произведения с повторением в сюжете одинаковых эпизодов, с включением песенок («Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба» и др.)

     3 -5 лет — сказки о животных, близкие детям простотой прямолинейностью сюжета, построенные на знакомых бытовых ситуациях: персонажи животные ходят в гости, на работу, варят обед, ссорятся, дружат и т.п. («Лисичка со скалочкой», «Заяц и ёж», «Маша и медведь», Кот, петух и лиса» и др.)

     5 -6 лет  — волшебные сказки с более сложным драматическим сюжетом, со своими поэтическими законами (волшебные силы и их помощники, чудесные превращения, фантастические персонажи).

При выборе книг для своего ребёнка обратите внимание на следующие их качества:

  • Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощённый.
  • Соответствует ли книга способностям ребёнка как слушателя. Не судите по возрасту, выбирайте истории, достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребёнка, но при этом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.
  • Та ли эта книга, которая понравится именно вашему ребёнку. Не слишком обращайте внимание на её учебную ценность. Любая история, которая ребёнку нравится, будет в этом смысле ценной.
  • Обладает ли эта книга силой эмоционального воздействия. Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребёнка любимым остаются такие, которые близки ему эмоционально.
  • Хорошо ли книга написана. Дети прислушиваются к звучанию речи, и не только к её значению.
  • Нравится ли книга вам. Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть больше оснований, что это понравится и ребёнку.

 А что делать, если ребёнку вообще не нравится книги и он   не хочет сидеть и слушать?

  • Пробуждайте интерес ребёнка к картинкам. Большинство книг для маленьких содержит много иллюстраций, и если ребёнок достаточно ими заинтересуется, то естественно, начнёт и слушать. Найдите такие книги, которые нравятся ребёнку больше других и побеседуйте о них.
  • Искушайте ребёнка чтением. Выберете книгу, которая, по вашему мнению, его заинтересует, сядьте в стороне и громко читайте себе. Только надо сесть в таком месте, чтобы ребёнок мог присоединиться к вам.
  • Попробуйте использовать технические средства. Купите книгу, к тексту которой существует магнитофонная кассета с записями, и покажите ребёнку, как включать магнитофон. Если ребёнку это понравится, то вы сможете записать или приобрести и другие тексты.

При чтении книги возникает много возможностей для того, чтобы подтолкнуть к более активному участию, чем просто слушанье. Бывает забавно сделать в чтении паузу и поговорить о картинках, найти в них что-нибудь странное или нелепое. Похоже, что иной раз оформители книг бывают не прочь пошутить. Может быть какая-то деталь подскажет , например, мышка, которая остаётся печальной среди всеобщего веселья. Попробуйте пойти дальше надписи к рисунку своими замечаниями вроде: «Кто это там живёт на этом дереве, хотелось бы знать? Как ты думаешь, куда спешит эта машина?»

Даже при первом чтении книги в некоторых местах удастся предвидеть, что будет на следующей странице. Если вашему ребёнку нравится отгадывать загадки, попробуйте прервать чтение посреди книги и придумывать вместе с ним продолжение.

Поскольку взрослые могут читать книгу, а ребёнок нет, ребёнку может показаться, что его проверяют, разговаривая о ней. Чтобы смягчить ситуацию, можно воспользоваться куклой. Пока вы читаете, кукла, т.е. вы за неё, вмешивается со своими вопросами и комментариями.

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребёнку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой.

Обратите внимание, придерживается ли ваш ребёнок следующих правил обращения с книгой:

  • Прежде чем взять книгу, проверить чистые ли у тебя руки.
  • Книгу читают и рассматривают за столом.
  • Берегите книгу: не пачкай её, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится.
  • После того как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить её на место.
  • Правильно храни книгу в специально отведённом для неё месте – в шкафу или на полке, а не среди игрушек.
  • Если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини её сам или с помощью взрослого.

Мы любим книгу…

Мы – это дети, которые пришли в мир, чтобы познать его и себя в нем.

Мы с восхищением смотрим на чудо – книгу, мы ждём, что книга откроет нам тайну мира и поможет понять человека.

Мы – это взрослые, которые стремятся постичь глубину книги, знают и помнят посредников между писателем – творцом книги ребёнком, к которому она обращена.

Мы – дети и взрослые – любим книгу.

Она помогает нам лучше узнать

 и понять друг друга, способствуя тому, что у взрослых

память о детстве, откуда все они все родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

«План по самообразованию педагога» Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» первая младшая группа

Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.Задачи:1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый...

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

«Психолого-педагогические основы нравственного развития в дошкольном возрасте» на тему:«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста."

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, с...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы

План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....