Развитие навыков общения со сверстниками
консультация (старшая группа)

Загревская Юлия Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развитии воспитанников  № 20 «Гармония»

(МБДОУ ДСОВ № 20 «Гармония»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

На тему «Развитие навыков общения со сверстниками»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:  Загревская Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы он усвоил некоторые правила, гарантирующие ему успех в общении. Эти правила называются у психологов условиями социального успеха.

Первое условие социального успеха – это личная привлекательность. Только обязательно объясните ребенку, что личная привлекательность – это не столько внешняя красота, сколько ухоженность, наличие хороших манер, опрятность и чистоплотность, способность заинтересовать чем-то своего собеседника.

Второе условие социального успеха – это навыки общения. Первые навыки общения дети получают в семье, поэтому, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно, прежде всего, научить его общаться с членами семьи. Для этого, побольше разговаривайте с ребенком и просите других родственников делать то же самое. А если у Вас есть старший ребенок – будет очень хорошо, если дети найдут общий язык между собой. Помнитенаучить ребенка общаться со сверстниками можно только с помощью активной и длительной практики!

Как научить робкого ребенка общаться со сверстниками?

Очень часто причиной неспособности наладить общение со сверстниками является застенчивость и робость ребенка. В этом случае необходимо поднять самооценку малыша и помочь ему раскрепоститься. Чтобы научить робкого ребенка общаться со сверстникаминеобходимо:

• Не выражайте явно свое недовольство самим ребенком: Вы можете осудить его нежелательные поступки, но не ребенка как личность. Например, одну и ту же претензию можно сформулировать совершенно по-разному: «Ты опять не сказал спасибо продавщице! Что же ты, за непонятливый такой? Ты плохой, я тебя не люблю!» (деструктивная форма) или «Твой поступок меня очень огорчил… Я понимаю, что тебе тяжело сказать «спасибо», ты стесняешься, но ведь продавщица могла подумать, что ты просто невоспитанный! Постарайся впредь не допускать твоих поступков, ведь я тебя очень люблю» (конструктивный способ).

• Старайтесь не предъявлять слишком много претензий к ребенку, чтобы он не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.

• При любом удобном случае хвалите ребенка и показывайте, что Вы его уважаете, и для Вас важно его мнение. Например: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, всегда сохраняйте в общении с ним дружелюбный тон. Он должен понимать, что его любят, ценят и уважают, а для своих родителей он всегда самый лучший. С таким настроем ему намного проще будет воспринимать критику и неприятие его, с которым он вполне может столкнуться в процессе общения в реальной жизни.

• Оставляйте за ребенком право самостоятельно принимать решения и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся. Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним. Кроме того, старайтесь не вмешиваться в его занятия и не помогать ему в тех случаях, когда он может справиться самостоятельно (пусть даже и с трудом).

• Если ребенок в процессе общение снес в свою сторону какую-то обиду – не оставляйте малыша наедине с ней. Выслушайте его, пожалейте, подскажите, объясните, кто, где был не прав, чтобы на будущее ребенок получил урок и не повторял своих ошибок. Но ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка и не говорите ему что-то вроде«Твои проблемы – это глупость, да и вообще ты сам во всем был виноват».

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками и поднять его самооценку, Вы ни в коем случае не должны давить на него своим авторитетом и стремиться быть всегда и во всем правой. Можете быть уверены: для ребенка Вы и так истина в последней инстанции! Но иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения. Очень мудро с Вашей стороны будет, если Вы дадите возможность давать Вам советы и критиковать Вас. Только так, Вы сможете сформировать у него чувство собственного достоинства и самоуважение.

• Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».

Полезные советы, как научить ребенка общаться со сверстниками?

Итак, Ваш ребенок избавился от робости, он уверен в себе и готов к новым подвигам. В этот момент мы должны вспомнить о двух условиях социального успеха: личной привлекательности и навыках общения – и начать их формировать! Но не стоит забывать, что лучшая форма обучения для маленьких детей – это пример родителей. Поэтому, прежде всего, обратите внимание на себя и собственным примером показывайте ребенку, как надо общаться.

Формирование личной привлекательности – это, по сути, формирование тех черт характера, которые, так или иначе, помогут ребенку в общении. Формирование навыков общения – это соединение черт характера, составляющих личную привлекательность, с практическими навыками общения. Как же сформировать у малыша эти черты характера и научить ребенка общаться со сверстниками?

• Будьте открыты, ласковы и искренни со всеми членами семьи. Ребенок, видя такую модель общения, будет ее усваивать и использовать в общении со сверстниками. Малыш должен усвоить, что добрый и открытый человек всегда окружен друзьями.

• Будьте вежливы, уважительны и заботливы по отношению к членам Вашей семьи. Удачно научить ребенка общаться со сверстниками можно только в том случае, если он будет знать, что относиться к окружающим нужно с уважением, а в особых случаях – даже проявлять заботу и уметь сострадать.

• Привлекайте ребенка к внутрисемейным делам – просите его помочь сделать уборку в доме, приготовить ужин или помочь в саду. Чем больше Вы будете общаться друг с другом и помогать друг другу внутри семьи – тем лучше у ребенка сформируются навыки общения.

• Ребенок должен чувствовать, что его любят. Тогда ему будет легче открыться и рассказать о своих внутренних переживаниях и Вам, и всем окружающим.

• Если в Вашей семье несколько детей, и они не всегда ладят – ни в коем случае, не поощряйте споры и конкуренцию между ними. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно показать ему, что агрессия и злость – плохой союзник в налаживании хорошего общения.

• Учите ребенка жить не только своими интересами, но и учитывать интересы собеседника. Например, нужно делиться игрушками, если собеседник вежливо попросил об этом, не нужно кричать и драться, в процессе игры нужно договариваться, а не «тянуть одеяло на себя» и т. д. Одним словом, прививайте ребенку правила хорошего тона. А если Вы видите, что он в процессе игры забывает о каком-то из них – договоритесь, что у вас будет условный сигнал, которым Вы напомните малышу об этом правиле. Например, Вы видите, что ребенок лезет в драку. Чтобы не допустить потасовки – тихо произнесите«Помнишь?»что будет означать«Помнишь, мы с тобой договаривались, что драк не будет?».

• Держите ребенка, налаживающего общение, в поле своего зрения, чтобы он чувствовал, что Вы постоянно уделяете ему внимание. Это очень важно для формирования его внутренней уверенности и хорошо действует как сдерживающий фактор.

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, обязательно расскажите ему о том, что для того, чтобы взять игрушку у приятеля по игре, нужно вежливо спросить разрешения, а не выпрашивать и уж, тем более, не топать ногами и не драться. Многие дети грешат нетерпеливостью, что потом приводит к обидам и истерикам.

• Ребенок должен знать о правилах справедливости. Например, если игрушку не попросили, а отняли – можно защищаться и отстаивать свои права. А если игрушку вежливо попросили – правильно будет одолжить ее новому знакомому. А если кто-то из детей первым лезет в драку или проявляет агрессию – защищаться необходимо, при условии, что соперник не слабее Вашего ребенка. ведь поднимать руку на тех, кто слабее – очень стыдно.

• Учите ребенка самоиронии – в этом случае он не обидится и заплачет, услышав что-то неприятное от собеседника, а сможет ответить ему что-то смешное, но не унижающее его, сохранив свое достоинство перед обидчиком.

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, объясните ему, что в том, чтобы завести разговор первым или попроситься в игру, нет ничего страшного и постыдного. Малыш может даже сам предложить дружбу или совместную игру тому, кто ему понравился. Если, конечно, ребенок при этом не становится назойливым.

• Ребенок должен усвоить «правила дружбы» : не дразниться, играть честно, не разбалтывать доверенные секреты и не стремиться к превосходству над окружающими. Малыш должен понимать, что он не хуже остальных, но и не лучше, поэтому уважение к чувствам окружающих должно быть.

Упражнения на развитие навыков общения

Эффективно научить ребенка общаться со сверстниками можно с помощью постановки ему проблемных ситуаций, для которых он должен подобрать выход:

- Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?

- Твой друг пробегал мимо и нарочно тебя толкнул, но буквально через 3 шага упал сам и сильно ударился. Что ты будешь делать?

- Над тобой постоянно смеется и дразнит тебя одна девочка в нашем дворе. Что ты сделаешь, когда в следующий раз ее увидишь и услышишь оскорбления?

- Мальчик, с которым ты играешь, вдруг взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?

- Ты со своим другом играешь дома, и тут приходит папа с твоим любимым мороженым. Что ты сделаешь?

- Твой лучший друг доверил тебе тайну, которую нельзя никому рассказывать. Но ты очень хочешь рассказать ее своим родителям. Как ты поступишь?

Когда Вы получите варианты решения этих проблем, обсудите их с ребенком и мягко подведите его к правильным решениям, если на некоторые вопросы он ответил неправильно. Спустя некоторое время ребенок сам научится достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.

Научить ребенка общаться со сверстниками можно и с помощью групповых игр. Например, игра «Иностранцы».

В ходе этой игры все дети, участвующие в ней, должны придумать себе «тарабарский» язык и представлять собой гостей из разных стран, разговаривающих на разных языках. Сначала ведущий просит каждого участника рассказать о себе на тарабарском языке, сопровождая рассказ жестами (около 30 секунд).

Затем каждый ребенок «переквалифицируется» в продавца магазина, а остальные «иностранцы» приходят к нему в магазин и пытаются объяснить с помощью непонятных продавцу звуков и жестов, что конкретно им нужно. Это продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает «продавцом».

После окончания игры спросите у детей, понравилось ли им, пусть они расскажут Вам, легко ли им было понимать друг друга.

Как научиться ребенка общаться со сверстниками – каждый родитель решает для себя сам. Но помните, что чем раньше Вы научите его коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для него. Ведь Вы хотите видеть своего ребенка счастливым, а не угрюмым и нелюдимым, правда?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей которые отличают его от общения взрослых. Очень часто мы взрослые начинает оценивать общение между детьми со своей точки зрения, и поэтому считаем его неправильным, хотя оно является вполне нормальным для ребенка.

 

Какие же особенности детского общения со сверстниками которые приводят к конфликтам выделяют психологи: Яркая эмоциональная насыщенность. Преобладание инициативных действия над ответными. Преобладание действий над анализом ситуации.

Яркая эмоциональная насыщенность – в общение детей наблюдается больше экспрессивных эмоциональных действий. У детей может произойти быстрая смена эмоционального состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Преобладание инициативных действия над ответными – Для ребенка важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива или действие сверстника не имеет для него значения, и в большинстве случаев не поддерживается. И в первую очередь в старшем дошкольном возрасте конфликты между детьми происходят именно из-за этой особенности. Когда дети хотят делать или играть, так или в то, что они придумали, выполнять те роли, которые хотят они, а если другой хочет чего-то другого, то это отвергается. Именно поэтому в паре играющих детей не бывает двух лидеров, один предлагает, другой делает, то, что ему предлагают. Поэтому дети которые считают, что только они всегда правы и все должно происходить как они хотят становятся в группе сверстников отрицательными лидерами, с которыми дети стараются избегать игр и общения. Зачастую такие дети искренне не понимают почему сними не хотят играть, обвиняя в этом всех окружающих, говоря что его выгоняют из игры, с ним не хотят дружить, другие дети забирают у него игрушки. Хотя на самом деле это не так, он просто не хочет принимать действия других детей, и провоцирует конфликт, в ходе которого он либо сам уходит от игры, либо его выгоняют.

 

Преобладание действий над анализом ситуации. Любой ребенок вначале делает, а потом думает, что он сделал или начинает анализировать, а правильно ли он сделал. Эта особенность объяснят высокую конфликтность детей. Ребенок не способен проанализировать ситуацию, так как это делает взрослый. Если, например, идя по улице нас, кто-то толкнул, мы вначале оценим ситуацию, специально это было сделано или случайно, а может вообще этого человека тоже толкнули, затем словестно может сделать человеку замечание, и уже потом как крайняя ответная реакция толчок другого человека. У детей в подобной ситуации никогда нет анализа, словесного диалога с обидчиком (в более старшем возрасте скорее ближе к 7 годам, и то при условии высокого уровня развития коммуникативной сферы). А идет сразу же ответная реакция в форме такого же толчка обидчика, даже если на самом деле его тоже толкнули и он задел совершенно случайно. Что в свою очередь тоже вызывает у обидчика ответную реакцию. Так и возникает конфликт. В результате, которого дети искренне утверждают, что его обидели.

Эгоцентризм – только действия самого ребенка, его точка зрения, его видение ситуации является правильной. Ребенок никогда не признает собственной ошибки, или того что он был не прав. Он никогда не скажет вам, что в его проблеме с другими детьми виноват он сам, виноваты все кроме него. Именно с этим связано особенность детей постоянно жаловаться или ябедничать на других.

Родителям предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Дом, который построили все», СССР 1984 год.

Анализ мультфильма. Что вызвало драку? А как вы думаете, как эту причину объяснят дети? Смогли ли они оценить адекватно ситуацию?

Вообще в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается повышение жалоб или ябедничество на других людей. Это связано с тем, что начинает формироваться у ребенка оценочное отношение к других, а так как он не способен адекватно оценить свои действия и действия других, он всегда оценивает действия других как отрицательное, при этом пытается завоевать уважение и положительную оценку в глазах других, подчеркнув что он вот хороший, а другие нет. Кроме этого у ребенка начинает повышаться потребность общения со сверстниками, ему очень важно быть принятым ими. Поэтому если раньше не приятия в игру или общение с другими детьми не воспринималось ребенком как что-то такое на что нужно обращать внимание, не стали играть ну и не надо, пойдет к другим играть. Сейчас они начинают воспринимать это намного острее, и неприятия другими сверстниками воспринимается ими очень болезненно. А зачастую почти 100% не принимаемых в игру сами в этом виноваты, они не умеют организовать совместную игровую деятельность, обладают высокой конфликтностью, агрессивностью, зачастую избалованные, гиперопекаемые дети, у которых наблюдается эгоистические наклонности (будет только так как я скажу, только я могу быть победителем), либо они имеет низкую успешность в деятельности (не могут что-то сделать самостоятельно, придумать что-то интересное, даже неуспешны на занятиях, что начинает тоже быть значимым оценивания другими детьми).

Но кроме особенностей общения со сверстниками, которые приводят к конфликтам в старшем дошкольном возрасте общение начинает приобретать и очень положительные качества:

1. Возникает искренне и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-то.

2. Злорадство, зависть проявляются все реже, появляется способность сопереживать, сочувствовать неудачам других.

3. В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Начинают возникать прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.

 

 

 

 

Как же родителям развивать навыки общения со сверстниками у своего ребенка.

1. Собственным примером.

Если у родителей плохо развита коммуникативная сфера или умение общаться с другими людьми в частности с самим ребенком, то ожидать от ребенка того, что ему будет легко построить отношения и общения со сверстниками не стоит.

2. Развитие положительных личностных качеств.

Агрессивный, эгоистичный, капризный, плаксивый, обидчивый, тревожный ребенок не сможет построить отношений со сверстниками. Поэтому в первую очередь необходимо избавляться или уменьшать проявления данных качеств.

3. Совершенствуйте коммуникативные умения ребенка.

Развитие умения внимательно слушать не перебивая, научить говорить и обогащаться речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности). Развивать умения понимать настроение и чувства другого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_obshcheniya_so_sverstnikami.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развитии воспитанников  № 20 «Гармония»

(МБДОУ ДСОВ № 20 «Гармония»)

Консультация для родителей

На тему «Развитие навыков общения со сверстниками»

Автор:  Загревская Ю.А.

2023 г.

Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы он усвоил некоторые правила, гарантирующие ему успех в общении. Эти правила называются у психологов условиями социального успеха.

Первое условие социального успеха – это личная привлекательность. Только обязательно объясните ребенку, что личная привлекательность – это не столько внешняя красота, сколько ухоженность, наличие хороших манер, опрятность и чистоплотность, способность заинтересовать чем-то своего собеседника.

Второе условие социального успеха – это навыки общения. Первые навыки общения дети получают в семье, поэтому, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно, прежде всего, научить его общаться с членами семьи. Для этого, побольше разговаривайте с ребенком и просите других родственников делать то же самое. А если у Вас есть старший ребенок – будет очень хорошо, если дети найдут общий язык между собой. Помнитенаучить ребенка общаться со сверстниками можно только с помощью активной и длительной практики!

Как научить робкого ребенка общаться со сверстниками?

Очень часто причиной неспособности наладить общение со сверстниками является застенчивость и робость ребенка. В этом случае необходимо поднять самооценку малыша и помочь ему раскрепоститься. Чтобы научить робкого ребенка общаться со сверстникаминеобходимо:

• Не выражайте явно свое недовольство самим ребенком: Вы можете осудить его нежелательные поступки, но не ребенка как личность. Например, одну и ту же претензию можно сформулировать совершенно по-разному: «Ты опять не сказал спасибо продавщице! Что же ты, за непонятливый такой? Ты плохой, я тебя не люблю!» (деструктивная форма) или «Твой поступок меня очень огорчил… Я понимаю, что тебе тяжело сказать «спасибо», ты стесняешься, но ведь продавщица могла подумать, что ты просто невоспитанный! Постарайся впредь не допускать твоих поступков, ведь я тебя очень люблю» (конструктивный способ).

• Старайтесь не предъявлять слишком много претензий к ребенку, чтобы он не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.

• При любом удобном случае хвалите ребенка и показывайте, что Вы его уважаете, и для Вас важно его мнение. Например: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, всегда сохраняйте в общении с ним дружелюбный тон. Он должен понимать, что его любят, ценят и уважают, а для своих родителей он всегда самый лучший. С таким настроем ему намного проще будет воспринимать критику и неприятие его, с которым он вполне может столкнуться в процессе общения в реальной жизни.

• Оставляйте за ребенком право самостоятельно принимать решения и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся. Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним. Кроме того, старайтесь не вмешиваться в его занятия и не помогать ему в тех случаях, когда он может справиться самостоятельно (пусть даже и с трудом).

• Если ребенок в процессе общение снес в свою сторону какую-то обиду – не оставляйте малыша наедине с ней. Выслушайте его, пожалейте, подскажите, объясните, кто, где был не прав, чтобы на будущее ребенок получил урок и не повторял своих ошибок. Но ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка и не говорите ему что-то вроде«Твои проблемы – это глупость, да и вообще ты сам во всем был виноват».

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками и поднять его самооценку, Вы ни в коем случае не должны давить на него своим авторитетом и стремиться быть всегда и во всем правой. Можете быть уверены: для ребенка Вы и так истина в последней инстанции! Но иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения. Очень мудро с Вашей стороны будет, если Вы дадите возможность давать Вам советы и критиковать Вас. Только так, Вы сможете сформировать у него чувство собственного достоинства и самоуважение.

• Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».

Полезные советы, как научить ребенка общаться со сверстниками?

Итак, Ваш ребенок избавился от робости, он уверен в себе и готов к новым подвигам. В этот момент мы должны вспомнить о двух условиях социального успеха: личной привлекательности и навыках общения – и начать их формировать! Но не стоит забывать, что лучшая форма обучения для маленьких детей – это пример родителей. Поэтому, прежде всего, обратите внимание на себя и собственным примером показывайте ребенку, как надо общаться.

Формирование личной привлекательности – это, по сути, формирование тех черт характера, которые, так или иначе, помогут ребенку в общении. Формирование навыков общения – это соединение черт характера, составляющих личную привлекательность, с практическими навыками общения. Как же сформировать у малыша эти черты характера и научить ребенка общаться со сверстниками?

• Будьте открыты, ласковы и искренни со всеми членами семьи. Ребенок, видя такую модель общения, будет ее усваивать и использовать в общении со сверстниками. Малыш должен усвоить, что добрый и открытый человек всегда окружен друзьями.

• Будьте вежливы, уважительны и заботливы по отношению к членам Вашей семьи. Удачно научить ребенка общаться со сверстниками можно только в том случае, если он будет знать, что относиться к окружающим нужно с уважением, а в особых случаях – даже проявлять заботу и уметь сострадать.

• Привлекайте ребенка к внутрисемейным делам – просите его помочь сделать уборку в доме, приготовить ужин или помочь в саду. Чем больше Вы будете общаться друг с другом и помогать друг другу внутри семьи – тем лучше у ребенка сформируются навыки общения.

• Ребенок должен чувствовать, что его любят. Тогда ему будет легче открыться и рассказать о своих внутренних переживаниях и Вам, и всем окружающим.

• Если в Вашей семье несколько детей, и они не всегда ладят – ни в коем случае, не поощряйте споры и конкуренцию между ними. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно показать ему, что агрессия и злость – плохой союзник в налаживании хорошего общения.

• Учите ребенка жить не только своими интересами, но и учитывать интересы собеседника. Например, нужно делиться игрушками, если собеседник вежливо попросил об этом, не нужно кричать и драться, в процессе игры нужно договариваться, а не «тянуть одеяло на себя» и т. д. Одним словом, прививайте ребенку правила хорошего тона. А если Вы видите, что он в процессе игры забывает о каком-то из них – договоритесь, что у вас будет условный сигнал, которым Вы напомните малышу об этом правиле. Например, Вы видите, что ребенок лезет в драку. Чтобы не допустить потасовки – тихо произнесите«Помнишь?»что будет означать«Помнишь, мы с тобой договаривались, что драк не будет?».

• Держите ребенка, налаживающего общение, в поле своего зрения, чтобы он чувствовал, что Вы постоянно уделяете ему внимание. Это очень важно для формирования его внутренней уверенности и хорошо действует как сдерживающий фактор.

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, обязательно расскажите ему о том, что для того, чтобы взять игрушку у приятеля по игре, нужно вежливо спросить разрешения, а не выпрашивать и уж, тем более, не топать ногами и не драться. Многие дети грешат нетерпеливостью, что потом приводит к обидам и истерикам.

• Ребенок должен знать о правилах справедливости. Например, если игрушку не попросили, а отняли – можно защищаться и отстаивать свои права. А если игрушку вежливо попросили – правильно будет одолжить ее новому знакомому. А если кто-то из детей первым лезет в драку или проявляет агрессию – защищаться необходимо, при условии, что соперник не слабее Вашего ребенка. ведь поднимать руку на тех, кто слабее – очень стыдно.

• Учите ребенка самоиронии – в этом случае он не обидится и заплачет, услышав что-то неприятное от собеседника, а сможет ответить ему что-то смешное, но не унижающее его, сохранив свое достоинство перед обидчиком.

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, объясните ему, что в том, чтобы завести разговор первым или попроситься в игру, нет ничего страшного и постыдного. Малыш может даже сам предложить дружбу или совместную игру тому, кто ему понравился. Если, конечно, ребенок при этом не становится назойливым.

• Ребенок должен усвоить «правила дружбы» : не дразниться, играть честно, не разбалтывать доверенные секреты и не стремиться к превосходству над окружающими. Малыш должен понимать, что он не хуже остальных, но и не лучше, поэтому уважение к чувствам окружающих должно быть.

Упражнения на развитие навыков общения

Эффективно научить ребенка общаться со сверстниками можно с помощью постановки ему проблемных ситуаций, для которых он должен подобрать выход:

- Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?

- Твой друг пробегал мимо и нарочно тебя толкнул, но буквально через 3 шага упал сам и сильно ударился. Что ты будешь делать?

- Над тобой постоянно смеется и дразнит тебя одна девочка в нашем дворе. Что ты сделаешь, когда в следующий раз ее увидишь и услышишь оскорбления?

- Мальчик, с которым ты играешь, вдруг взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?

- Ты со своим другом играешь дома, и тут приходит папа с твоим любимым мороженым. Что ты сделаешь?

- Твой лучший друг доверил тебе тайну, которую нельзя никому рассказывать. Но ты очень хочешь рассказать ее своим родителям. Как ты поступишь?

Когда Вы получите варианты решения этих проблем, обсудите их с ребенком и мягко подведите его к правильным решениям, если на некоторые вопросы он ответил неправильно. Спустя некоторое время ребенок сам научится достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.

Научить ребенка общаться со сверстниками можно и с помощью групповых игр. Например, игра «Иностранцы».

В ходе этой игры все дети, участвующие в ней, должны придумать себе «тарабарский» язык и представлять собой гостей из разных стран, разговаривающих на разных языках. Сначала ведущий просит каждого участника рассказать о себе на тарабарском языке, сопровождая рассказ жестами (около 30 секунд).

Затем каждый ребенок «переквалифицируется» в продавца магазина, а остальные «иностранцы» приходят к нему в магазин и пытаются объяснить с помощью непонятных продавцу звуков и жестов, что конкретно им нужно. Это продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает «продавцом».

После окончания игры спросите у детей, понравилось ли им, пусть они расскажут Вам, легко ли им было понимать друг друга.

Как научиться ребенка общаться со сверстниками – каждый родитель решает для себя сам. Но помните, что чем раньше Вы научите его коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для него. Ведь Вы хотите видеть своего ребенка счастливым, а не угрюмым и нелюдимым, правда?

Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей которые отличают его от общения взрослых. Очень часто мы взрослые начинает оценивать общение между детьми со своей точки зрения, и поэтому считаем его неправильным, хотя оно является вполне нормальным для ребенка.

Какие же особенности детского общения со сверстниками которые приводят к конфликтам выделяют психологи: Яркая эмоциональная насыщенность. Преобладание инициативных действия над ответными. Преобладание действий над анализом ситуации.

Яркая эмоциональная насыщенность – в общение детей наблюдается больше экспрессивных эмоциональных действий. У детей может произойти быстрая смена эмоционального состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Преобладание инициативных действия над ответными – Для ребенка важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива или действие сверстника не имеет для него значения, и в большинстве случаев не поддерживается. И в первую очередь в старшем дошкольном возрасте конфликты между детьми происходят именно из-за этой особенности. Когда дети хотят делать или играть, так или в то, что они придумали, выполнять те роли, которые хотят они, а если другой хочет чего-то другого, то это отвергается. Именно поэтому в паре играющих детей не бывает двух лидеров, один предлагает, другой делает, то, что ему предлагают. Поэтому дети которые считают, что только они всегда правы и все должно происходить как они хотят становятся в группе сверстников отрицательными лидерами, с которыми дети стараются избегать игр и общения. Зачастую такие дети искренне не понимают почему сними не хотят играть, обвиняя в этом всех окружающих, говоря что его выгоняют из игры, с ним не хотят дружить, другие дети забирают у него игрушки. Хотя на самом деле это не так, он просто не хочет принимать действия других детей, и провоцирует конфликт, в ходе которого он либо сам уходит от игры, либо его выгоняют.

Преобладание действий над анализом ситуации. Любой ребенок вначале делает, а потом думает, что он сделал или начинает анализировать, а правильно ли он сделал. Эта особенность объяснят высокую конфликтность детей. Ребенок не способен проанализировать ситуацию, так как это делает взрослый. Если, например, идя по улице нас, кто-то толкнул, мы вначале оценим ситуацию, специально это было сделано или случайно, а может вообще этого человека тоже толкнули, затем словестно может сделать человеку замечание, и уже потом как крайняя ответная реакция толчок другого человека. У детей в подобной ситуации никогда нет анализа, словесного диалога с обидчиком (в более старшем возрасте скорее ближе к 7 годам, и то при условии высокого уровня развития коммуникативной сферы). А идет сразу же ответная реакция в форме такого же толчка обидчика, даже если на самом деле его тоже толкнули и он задел совершенно случайно. Что в свою очередь тоже вызывает у обидчика ответную реакцию. Так и возникает конфликт. В результате, которого дети искренне утверждают, что его обидели.

Эгоцентризм – только действия самого ребенка, его точка зрения, его видение ситуации является правильной. Ребенок никогда не признает собственной ошибки, или того что он был не прав. Он никогда не скажет вам, что в его проблеме с другими детьми виноват он сам, виноваты все кроме него. Именно с этим связано особенность детей постоянно жаловаться или ябедничать на других.

Родителям предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Дом, который построили все», СССР 1984 год.

Анализ мультфильма. Что вызвало драку? А как вы думаете, как эту причину объяснят дети? Смогли ли они оценить адекватно ситуацию?

Вообще в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается повышение жалоб или ябедничество на других людей. Это связано с тем, что начинает формироваться у ребенка оценочное отношение к других, а так как он не способен адекватно оценить свои действия и действия других, он всегда оценивает действия других как отрицательное, при этом пытается завоевать уважение и положительную оценку в глазах других, подчеркнув что он вот хороший, а другие нет. Кроме этого у ребенка начинает повышаться потребность общения со сверстниками, ему очень важно быть принятым ими. Поэтому если раньше не приятия в игру или общение с другими детьми не воспринималось ребенком как что-то такое на что нужно обращать внимание, не стали играть ну и не надо, пойдет к другим играть. Сейчас они начинают воспринимать это намного острее, и неприятия другими сверстниками воспринимается ими очень болезненно. А зачастую почти 100% не принимаемых в игру сами в этом виноваты, они не умеют организовать совместную игровую деятельность, обладают высокой конфликтностью, агрессивностью, зачастую избалованные, гиперопекаемые дети, у которых наблюдается эгоистические наклонности (будет только так как я скажу, только я могу быть победителем), либо они имеет низкую успешность в деятельности (не могут что-то сделать самостоятельно, придумать что-то интересное, даже неуспешны на занятиях, что начинает тоже быть значимым оценивания другими детьми).

Но кроме особенностей общения со сверстниками, которые приводят к конфликтам в старшем дошкольном возрасте общение начинает приобретать и очень положительные качества:

1. Возникает искренне и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-то.

2. Злорадство, зависть проявляются все реже, появляется способность сопереживать, сочувствовать неудачам других.

3. В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Начинают возникать прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.

Как же родителям развивать навыки общения со сверстниками у своего ребенка.

1. Собственным примером.

Если у родителей плохо развита коммуникативная сфера или умение общаться с другими людьми в частности с самим ребенком, то ожидать от ребенка того, что ему будет легко построить отношения и общения со сверстниками не стоит.

2. Развитие положительных личностных качеств.

Агрессивный, эгоистичный, капризный, плаксивый, обидчивый, тревожный ребенок не сможет построить отношений со сверстниками. Поэтому в первую очередь необходимо избавляться или уменьшать проявления данных качеств.

3. Совершенствуйте коммуникативные умения ребенка.

Развитие умения внимательно слушать не перебивая, научить говорить и обогащаться речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности). Развивать умения понимать настроение и чувства другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как средство развития навыков общения дошкольников со сверстниками"

Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы, проведенной в подготовительной группе. Мною была выбрана тема пролекта: “Игра как средство развития навыков общения дошкольник...

серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....

«Система работы с детьми раннего возраста по развитию навыков общения со сверстниками в режимных моментах»

Презентация "Система работы с детьми раннего возраста по развитию навыков общения со сверстниками в режимных моментах"....

Консультация для воспитателей "Развития навыков общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Тетрализованная деятельность - одно из эффективных средств развития общения дошкольника в процессе игры со сверстниками....

Сборник игр и упражнений для развития навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста

Целью  сборника является: развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров....