Негативизм, упрямство, непослушание.
статья

Негативизм это симптом немативированного сопртивления,характерезующийся расстройством воли, катаническом возбуждении и катаническом ступаре как правило, возникает у детей.  В основе немотивированного сопротивления обычно лежит неосознаваемое состояние готовности к определенному виду реакций, с помощью которых человек с кататонией "удовлетворяет свои потребности."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл negativizm_upryamstvo.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Негативизм, упрямство, капризы, непослушание.

1. Негативные симптомы кризиса, свидетельствующие о недостатках в психическом развитии ребенка;

2. неверные методы воспитательного воздействия взрослых на ребенка;

3. проблемы психического развития ребенка;

4. стремление ребенка к внешней самостоятельности;

5. нестабильность динамики физического развития.

Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста. Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, — возникновение негативизма. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка.

Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок.

Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент — новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. По поводу отношения к аффекту напомню о раннем детстве до кризиса трех лет. Наиболее характерно для раннего детства, с точки зрения всех исследований, полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации. В дошкольном возрасте появляется мотив еще и в отношении других людей, что непосредственно вытекает из аффекта, связанного с другими ситуациями.

Упрямство

Второй симптом кризиса трех лет — упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.

Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент — общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит кататься на санках и поэтому будет стремиться целый день находиться во дворе.

И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, т.е. ребенок делает что -то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.

Рекомендации:

1.Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене  участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребенок не делал.

3. Если ребенку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.

4. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребенка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.

6.Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверить в доброе отношение к себе.

7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения , ласки, снисходительности, даже ценной некоторых компромиссов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непослушание: упрямство и капризы

тренинговое занятие для родителей и памятка для родителей (советы)...

Непослушание: упрямство и капризы

тренинговое занятие для родителей и памятка для роителей (советы)...

Консультация для родителей "Упрямство, капризы, непослушание"

Консультация для родителей "Упрямство, капризы, непослушание"...

Памятка для родителей "Возраст негативизма, строптивости и упрямства".

Памятка для родителей "Возраст негативизма, строптивости и упрямства"....

Консультация с элементами тренинга для родителей "Негативизм. Упрямство. Капризность"

Цель: Повышение социально-психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и взаимодействия с детьми, проявляющими в своем поведении капризность, упрямство или негативизм.Задачи:Создать ...

Как можно объяснить внезапно появившиеся упрямство, негативизм, "капризность" ребенка 2,5-3,5 лет

Как можно объяснить внезапно появившиеся упрямство, негативизм, "капризность" ребенка 2,5-3,5 лет Подмечено, что плохое поведение появляется в следующие периоды развития детей: два-три ...