Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей с ЗПР
картотека

Бастун Людмила Евгеньевна

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62 «Журавушка»

«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей ЗПР»

Консультация для родителей

Бастун Л.Е., воспитатель

г. Нижневартовск

«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей с ЗПР»

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.

Рука имеет большое значение в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
  4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры - это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики, которые проводятся в режимных моментах в течение дня. Пример любимых игр детей:

«Семья»

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я

Вот и вся моя семья

Загибаем пальчики по очереди, начиная с большого пальца.

«Котёнок»

«Шёл один я по дорожке,

Показываем один пальчик.

Шли со мной мои две ножки,

Показывает два пальчика.

Вдруг на встречу три мышонка,

Показываем три пальчика.

Ой, мы видели котенка

Хлопает себя ладошками по щечкам и как бы

качает ладошками голову.

У него четыре лапки,

Показываем четыре пальчика.

На лапках - острые царапки,

Царапаем ноготками поверхность того что

под рукой.

Один, два, три, четыре, пять,

На        каждый        счёт        показываем

соответствующее число пальчиков.

Нужно быстро убегать!»

Двумя пальчиками, указательным и средним,

убегаем по поверхности.

«Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим!

Ребенок        изображает        рубящие        движения

топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз.

Мы морковку трем, трем!

Правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки,

изображая терку.

Мы капусту солим, солим!

Собираем пальчики в щепотку и делаем вид,

что солим капусту.

Мы капусту жмем, жмем!

Энергично сжимаем и разжимаем кулачки.

«Замочек»

На двери висит замок

Соединяем        руки        в        замочек,        переплетая

пальцы.

Кто        его        открыть        бы        мог?

Покрутили,

Поворачиваем        замочек,        не        расцепляя

пальцев.

Потянули,

Раздвигаем ладошки в разные стороны,

пальчики по-прежнему сцеплены.

Постучали,

Ладошки хлопают друг о друга, пальцы при

этом остаются в замке.

И открыли!

Расцепляем пальцы.

«Курочка»

«Вышла курочка   гулять,   свежей   травки

пощипать

Хлопаем ручками по коленкам.

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки

Идём пальчиками.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

Грозим пальчиком.

Лапками гребите

Загребаем ручками.

Зёрнышки ищите

Клюём пальчиками зёрнышки.

Нашли толстого жука, дождевого червяка

Показываем        ручками,        какой

толстый жук.

Выпили водицы полное корытце»

Показываем как черпаем воду и

пьём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

Консультация для родителей младшей группы на тему:«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.

Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....

"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей"

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческо...

Консультация для родителей «В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Консультация "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка....