Рекомендации родителям по организации поисково - исследовательской деятельности детей дома.
консультация (старшая группа)

Ковалева Елена Григорьевна

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребёнка, тем больше у него возможностей для развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_dlya_roditeley.docx68.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. С помощью поисково - исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления. Как же организовать поиково- исследовательскую деятельность ребенка дома?

  • Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие-либо специальные условия.

Например:

А)        В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему?

Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность. Позвольте ребенку экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.


Б) Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

В)        Поливка цветов (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

Д) Ремонт в комнате (Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

  • Будьте внимательны к своему ребенку, поддерживаете интерес и его активность.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в поисковоисследовательской деятельности.
  • Не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно в процессе игры вы можете передать необходимые знания.
  • Чаще говорите с ребёнком, поясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений.
  • Помогите ему научиться высказывать свои желания, чувства и переживания.
  • Ежедневно интересуйтесь делами, проблемами, переживаниями ребёнка, его достижениями.

Для дошкольника родители - самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию!


Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

Ралъф У. Эмерсон

  • Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

  • Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
  • Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить

кому-либо, то это не проступок, а шалость.

  • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
  • Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

  • Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Люди, животные, растения, техника, явления природы, законы физики и химии, география - все это становится предметом пристального изучения и наблюдения. Конечно, можно дать детям готовые ответы, встроить шаблоны в их мировосприятие. А можно предоставить им возможности проверить все на собственном опыте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково – исследовательской деятельности детей дома ( рекомендации родителям )

Реб                         Ребёнок стремится понять, как устроены предметы, узнать что - то новое о мире, получить представления о разных с...

Рекомендации родителям по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.Р...

«Рекомендации родителям по организации опытно – исследовательской деятельности детей дома»

         Консультация для родителей  «Рекомендации  по организации опытно  – исследовательской  деятельности детей дома»...

Рекомендации родителям по организации поисково – исследовательской деятельности детей дома.

Часто родители сталкиваются с проблемой:  Как  организовать поиково – исследовательскую деятельность ребенка дома? Предлагаю рекомендации, которые помогут родителям в решении данной пр...

«Рекомендации родителям по организации опытно – исследовательской деятельности детей дома»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Н...

Рекомендации родителям по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома

Рекомендации родителям по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома...