Для Вас родители
консультация (старшая группа)

Консультации, рекомендации для игр дома семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

 «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста».

 

Математическое развитие ребенка способствует формированию интеллекта ребенка, познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Многие родители думают, что главное при подготовке к школе это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать, но это не так.

 В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается развитию логического мышления ребенка, которое подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно - следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно - следственной связи. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.

На сегодняшний день существует множество настольно - печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях в дошкольных учреждениях, так и в самостоятельной деятельности детей, но важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду.

Хотим познакомить вас с некоторыми логическими задачами, игровыми упражнениями, способствующими развитию логического мышления по формированию элементарных математических представлений.

Логические задачи:

  • Курочка стоит на одной ноге. Ее вес на одной ноге 2 кг. Сколько килограмм станет весить курочка, если встанет на две ноги? (2 кг.)
  • В кафе заглянули два папы, два сына и дед с внуком. Сколько мужчин зашли в кафе? (Трое)
  • В одном семействе было пять сыновей. У каждого по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Шесть)
  • Трое шагали по дороге, нашли десять гвоздей. Если следом пройдут шестеро, сколько гвоздей они найдут? (Ни одного – предыдущие трое все забрали)
  • Три девочки играли в куклы час. Сколько часов играла каждая девочка? (Один час)
  • Ваня забрёл в комнату, в которой есть свечка, газовая плита и керосиновая лампочка. Что зажечь Васе в первую очередь? (Спичку)
  • Антон разломил ветку на три части. Сколько надломов сделал мальчик? (Два)

Если ваш ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае вы должны помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, спросите его, что он узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ваш ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Логические игры и упражнения:

Игра «Сколько?»

Цель: развивать умение задавать вопросы, выделять свойства.

Описание игры: взрослый раскладывает блоки в любом порядке и предлагает придумать вопросы, начинающиеся со слов «сколько…». Варианты вопросов: сколько больших фигур?  Сколько красных фигур в первом ряду?  Сколько кругов? И т.д.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие зрительной  памяти.

Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.

Правила: первый ребенок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные – показывает всем и кладет на свое место «рубашками» вверх, стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки… и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше, чем остальные, парных карточек.

Игра «Сосчитай фигуры». Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.

Игра «Преобразование фигуры». Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.

Советы родителям.

  1. Обязательно поиграйте сначала в игры сами! Во-первых, вы получите представление о каждой игре, поймете, чем ее можно дополнить, во-вторых, вы «будете знать, с какой игры начинать, когда и какую новую игру вводить».
  2. Обязательно играйте вместе с малышом! Играя с ребенком, не опережайте его.
  3. Заинтересуйте малыша игрой, пробудите в нем интерес к развивающим играм!
  4. Каждый успех малыша встречайте улыбкой, похвалой. Хвалите, но не перехваливайте!
  5.  Всегда нужно уметь показать ребенку, что он еще не исчерпал всех своих возможностей и что он может сделать еще лучше. Хвалите конкретно, а не абстрактно!

— Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия получилась кривая. Если все линии будут прямыми, рисунок будет еще лучше. Попробуй-ка!

— Ты сегодня быстро сложил узор. Быстрее, чем вчера.

— Смотри, как точно нарисован у тебя круг. Ни одного хвостика, и двойных линий нет.

  1. Пусть ребенок учится сам себя оценивать! -  Что, по-твоему, тебе сегодня особенно удалось? - Что еще не совсем получилось?
  2. Не заставляйте ребенка играть, а создайте такие условия, чтобы у него появилось желание: пригласите его друзей и организуйте игру. Можно и самим начать играть, ребенок будет наблюдать за вами и, скорее всего, втянется в игру.
  3. Игру нужно заканчивать, как только увидите, что малыш стал отвлекаться, терять интерес!
  4. Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребенка, тем более оскорблений — они вызывают у малыша раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес к играм.
  5.  Не решайте задачи за ребенка и не подсказывайте ему!
  6.  Учите ребенка самостоятельно находить и исправлять ошибки!

Литература:

Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» «Детство - Пресс» Санкт- Петербург 2008.

З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» «Детство - Прогресс» Санкт- Петербург 2013;

Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.

Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.,2003.

Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб., 2004.

Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.

Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№12 с.

Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№8 с.


https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/749/74749796_large_SMEKALOCHKA_7_Stranica_07.jpghttps://memorado.ru/wp-content/uploads/7/0/5/705dbe6e37e7a3e9c556b5500d45156c.jpeg

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/6131861/1/700-nw.jpghttps://cdn2.static1-sima-land.com/items/6131861/2/700-nw.jpg

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/6131862/2/700-nw.jpghttps://www.miloliza.com/images/Razvitiye/91151174_v41.jpg

https://my-nevalyashki.ru/images/200/170/076.jpghttps://img1.labirint.ru/rcimg/cc4a51ccd89023e9eab53ee6e8985146/1920x1080/books63/623083/ph_1.jpg?1564061786



Предварительный просмотр:

«Математические игры в домашних условиях»

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=438x10000:format=jpg/path/s7740ddfca2aa283f/image/i19d638e5147f401d/version/1475775609/image.jpg

Игра «Спрятанные цифры». 

Данная игра научит ребенка различать цифры, запоминать их написание, а также ориентироваться в несложном подсчете. Играть в нее чрезвычайно просто: необходимо на предложенной картинке отыскать спрятанные цифры и разложить в соответствующие клетки. Если на первых порах этот поиск займет у Вашего ребенка более долгое время, то после нескольких тренировок он будет прекрасно ориентироваться в числах, что, несомненно, облегчит ему жизнь в школе на настоящих уроках математики.

Игра «Веселый поезд».

поможет даже маленьким деткам научиться считать. На специальный макет – смешной паровозик, необходимо погрузить груз, ромашки. Но, только погрузив необходимое количество, поезд сможет двигаться – для этого в игре используется семафор. Вашему ребенку будет очень интересно это занятие, и кроме того, что он научится считать без особых хлопот, игра будет мотивировать развитие повышенного внимания и заставит ребенка сосредоточиться.

Простейшие арифметические задачи в пределах 10.

В этой игре основное задание – научиться хорошо считать, для упрощения задания малышам дается подсказка – в виде звездочек, подсчитав которые, малыш узнает верный ответ. Таким образом, идет привязка количества предметов к принятому обозначению этого числа в цифрах. В качестве награды – мультик, для детей это прекрасная мотивация.

Игра «От 1 до 10», учит не только считать, ориентироваться в цифрах, но также и поможет ребенку научиться быть терпеливым.

На тренажере расположена несложная таблица с указанием цифр, а также разбросанные по всему полю ромашки. Юному математику нужно будет необходимое число предметов разложить по ячейкам. Внимание, терпение, запоминание написания цифр плюс элементарный подсчет – вот на что направлена данная игра.

Игра «Дополни до 10» поможет детям сориентироваться в таком действии, как вычитание.

На яркой картинке представлена забавная героиня – курица с яйцами, на которых написаны цифры. Помогите своему ребенку дополнить все варианты до числа 10, и в дальнейшем он будет щелкать все задачки как орешки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию математических представлений  ребенка старшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Данная статья содержит дидактические игры и упражнения на формирование математических представлений дошкольников.

ПРИЧИНЫ, по которым играть в математические игры с детьми дома стоит:

1. Игры превращают математику в развлечение.

Для многих детей математика - скука и безрадостный труд. А играть весело. У детей меняется отношение к математике, поскольку они начинают ассоциировать ее с чем-то интересным. Математика - это весело!

2. Игры помогают ребенку видеть связь математики с жизнью.

Очень многие дети думают, что математика нужна только в школе. Помочь детям увидеть связь математики с жизнью - значит дать им мотивацию к изучению математики.

3. Игры помогают детям понять, что математику творят люди для своей пользы и удовольствия.

Часто дети думают, что все задания, которые они решают по математике, придуманы компьютером. Но в играх они сами могут даже менять правила, если хотят. Все это дает им понимание, что математика - человеческих рук дело, и они могут в нем участвовать.

4. Игры помогают детям понять, что математика - дело коллективное.

Очень часто на занятиях ребенок остается один на один с математикой. В реальной жизни математики нередко работают вместе. Игры с другими детьми - большая помощь в обучении. Детям нравится играть вместе. Часто за компанию они делаю то, что никогда бы не захотели/не смогли делать сами.  Плюс они учатся друг у друга - одни объясняют гораздо проще, чем взрослые, и от этого растут в своих глазах, другие слушают объяснения и (может быть, впервые) понимают непонятную тему.

5. Математические игры помогают автоматизировать навыки (закрепить пройденный материал на занятии)

В игре часто приходится делать что-то несколько раз, что легко ведет к автоматизации навыка.

6. Игры помогают сделать математику понятной.

«СЛОЖИ КВАДРАТ»

Цель:

  • развитие цветоощущения;
  • усвоение соотношения целого и части;
  • формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм.

Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

1. Разложить кусочки квадратов по цвету

2. По номерам

3. Сложить из кусочков целый квадрат

4. Придумать новые квадратики.         

«МАТЕМАТИКА И ПЛАСТИЛИН»

 Для запоминания цифр и геометрических фигур ребенок вместе со взрослым лепит их из пластилина.

Взрослый вырезает цифры из бархатной бумаги, а ребенок водит по ним пальчиком.

«НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ»

Кухня это отличный плацдарм для математики. Нужно накрыть на стол – поручите это дело ребенку, поручить достанет необходимое количество столовых предметов, принесет из холодильника 2 или 3 яблока, принесет 2 чашки и стакан.

Задания рождаются сами собой, только стоит начать!

«СЛОЖИ КВАДРАТ»

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10х10 см.

Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.  

«ЦЕПОЧКА ПРИМЕРОВ»

Цель: упражнять в умении производить арифме-тические действия

Ход игры:

Взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

«СОСТАВЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» (из палочек)

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2018/10/igry-smekalki-dlja-malyshej12.jpg

1. Составить треугольник

2. Составить  квадрат

3. Составить трапецию, ромб и т.д

4. Преврати трапецию в квадрат, квадрат в треугольник.

«СОСТАВЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР С УСЛОЖНЕНИЕМ»

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

1. Составить квадрат и треугольник маленького размера

2. Составить маленький и большой квадраты

3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

«НАЙДИ И НАЗОВИ»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры:

На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера.

Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

«НАЗОВИ ЧИСЛО»

Играющие становятся друг против друга.

Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7.

Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа (соседей числа) – 6 и 8 (сначала меньшее).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...