Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
материал (младшая группа)

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. 

Создание условий для благоприятного  взаимодействия с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_vzaimodeystviya_s_semey.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, способствующие познавательному развитию детей раннего возраста

Цель:  

-Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.  

-Создание условий для благоприятного  взаимодействия с родителями.  

-Активация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.  

-Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.  

Предполагаемый результат:  

Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.  

Повышение педагогической грамотности родителей на основе ФГОС ДО.  

Повышение профессиональной компетентности педагогов.  

Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.  

Продуктивно-творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей             в вопросах образования и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей, развития их способностей. Для успешной реализации основной общеобразовательной программы должны быть обеспечены условия для вовлечения семей в непосредственно образовательную деятельность.  

Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте 1,5-3 лет. Очень важно привлечь родителей к участию в образовательном процессе на самом начальном этапе, показать им, что деятельность родителей и воспитателей может быть успешной в том случае, если они станут союзниками. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Существует множество разнообразных форм совместного сотрудничества с родителями, любому педагогу сейчас доступны множество методических пособий и разработок, обмены опытом которые мы можем использовать в педагогической деятельности. Но не все они приемлемы для использования в работе с родителями детей раннего возраста.

В своей работе, особое внимание уделяю нетрадиционным формам взаимодействия с семьей, которые позволяют не просто установить контакт с родителями малышей, но и способствуют познавательному развитию детей раннего возраста:  

1. Информационный центр для родителей.  

 - Буклеты «Что нужно и что нельзя делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Песочная страна».  

 - Памятки «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей дома».          

- На конец учебного года запланировали создание творческого сборника «В мире удивительных вещей и предметов» - сначала совместно с родителями подбираем стихи, загадки, сказки, рассказы об окружающих нас явлениях и предметах, в дальнейшем оформляем с использованием детских и взрослых зарисовок.  

 

2. Мастер-классы.  

Дети познают разные свойства и качества предметов во время экспериментирования, при этом отношения с детьми строятся на основе партнерства, формируются навыки совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих больших и маленьких  «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Чтобы поддержать этот интерес у детей, знакомлю родителей с новыми достижениями детей, приглашаю на мастер-классы.  

- «Природная кладовая». К началу его проведения организовали совместный сбор разного природного материала, родители предложили в течение года создать коллекцию «Загадочная природа». В ходе мастер-класса

познакомила родителей с разными приемами изготовления коллажей из высушенных растений. Родители участвовали в экспериментах «Распускающаяся шишка», «Поющие ракушки».          

- «Волшебная водичка». На мастер-классе я рассказала об опытах и экспериментах, которые мы уже провели совместно с детьми и какие будем проводить, подготовила картотеку «Игры с водой», предложила родителям побыть в роли детей, самостоятельно провести опыты «Вода бывает разная- желтая и красная», «Распускающиеся цветы»  (детям их не показывала). Родители, увидев результаты проведенных опытов, восхищались как дети.    

- «Домашняя лаборатория «Почемучки». Познакомила родителей  с опытами и экспериментами, которые можно проводить не только в специально организованных местах, но даже: на кухне, в ванной комнате, в игровой малыша.

 Такая форма работы помогает заинтересовать родителей в развитии любознательности и познавательного интереса у детей, участвовать в образовательном процессе, способствует развитию доверительных отношений с взрослыми и сверстниками. Благодаря этим видам работы появляются новые.

3. Адаптационный клуб «Мы вместе». Родители и дети находятся вместе в группе детского сада по 15-20 минут, сначала взрослые наблюдают за играми детей, на следующих посещениях участвуют в совместной деятельности с детьми. Для первого заседания клуба я выбрала тему «Знакомство детей и родителей с нетрадиционными техниками рисования». Для раннего возраста считаю уместным познакомить с такими нетрадиционными техниками рисования как рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками и дисками, печатками. В процессе данной деятельности дети получают знания об основных цветах, разных способах рисования и смешивания красок. В таких экспериментах все дети стараются добиваться положительных результатов, радуются своим работам, восхищаются работами других детей. На таких клубах родителям предоставляется возможность еще раз понаблюдать за деятельностью своих детей, самим непосредственно поучаствовать в данной деятельности, поделится своими впечатлениями, предложить темы для дальнейших встреч. Некоторые из родителей делятся набранным опытом со своими родственниками, знакомыми, проводят «Домашние мастер-классы».  Общение и непосредственно продуктивная деятельность проходит в оживленной, радостной обстановке. Дети рядом с родителями чувствуют себя уверенней и наиболее ярко раскрываются в совместной деятельности, учатся выполнять заданные действия, наблюдать за работой других детей и их родителей, радоваться результатам  совместной работы.

4.  В течение года семьи с детьми принимают участие в различных конкурсах поделок, рисунков, семейных талисманов. Их размещаем в  центре «Семейный вернисаж», родители делятся своим семейным опытом друг с другом. Такая форма работы предполагает собой заочную форму общения, дает возможность участвовать в разных выставках в течении длительного времени, а также внимательнее рассматривать, анализировать работы свои и других семей, делиться друг с другом своими эмоциями и впечатлениями. Создали коллективный фото коллаж «Веселый отдых с семьей», выставка рисунков нетрадиционными техниками рисования. На будущее запланировали выставку елочных игрушек, коллективную аппликацию «Этот счастливый Новый год».

В летний и осенний периоды на прогулках с детьми наблюдали за деревьями, кустарниками, рассматривали и собирали самые красивые листья, знакомились и сравнивали шишки ели и сосны, внесли их в  групповой уголок природы. Многие родители предложили организовать выставку поделок из природных материалов, совместно с детьми дома они изготовили интересные работы и оформили выставку на тему «Осенние фантазии». В процессе изготовления поделок у детей возникает желание сделать еще что-нибудь, а у родителей появляется очередная возможность к совместной деятельности, в процессе которой родители выявляют уровень любознательности и познавательного развития своего ребенка. Данными выводами они делятся с воспитателями, которые помогают  спланировать дальнейшие формы взаимодействия с семьей.  

5. Буккроссинг - в переводе с английского «книговорот», процесс обмена книгами происходит просто: книги которые прочитали дома и давно лежат на полках, предлагаю принести в детский сад. В специально организованном месте родители и дети могут выбрать понравившуюся книгу и взять ее домой для чтения, после прочтения - возвратить. Цель такой формы работы - повышение интереса к книгам, литературному языку, возрождение традиций семейного чтения. Почему я выбрала эту форму работы с родителями детей раннего возраста? Считаю, что совместный просмотр и прочтение книг является видом большего сближения и общения детей, родителей, педагога.  

6. Очень интересна и такая форма работы, как «День добрых дел». Сначала я знакомлю родителей с развивающей предметно-пространственной средой группы, с требованиями программы к ее организации и плавно нацеливаю их на продуктивно-творческое взаимодействие в оснащении и обогащении этих центров, что способствует педагогической грамотности родителей, их заинтересованности в образовательном процессе, желании принять участие в совместных мероприятиях с детьми:  

- Один день добрых дел мы назвали «Новый наряд для куклы». Совместно с родителями и детьми организуем мини-мастерскую, где каждый по своим способностям изготавливает кроватки для кукол, для декора используют различные материалы: ткань, бумагу, бросовый материал. В ходе такой творческо-продуктивной деятельности у родителей родилась еще одна идея - на следующих встречах изготовить новый наряд для кукол.

- Второй день – «Зеленый патруль». Познакомила родителей с требованиями программного содержания природных уголков, объяснила его значимость и необходимость для детей. День добрых дел стал для детей и родителей настоящим экологическим праздником, все почувствовали свою значимость, приобщаясь к общему делу по посадке комнатных растений. Не только воспитатель, но родители знакомили детей с разными растениями, показывали способы посадки черенков, дали возможность попробовать сделать это детям самостоятельно. А дети при этом освоили азы бережного и заботливого отношения к природе.  

- Третий день добрых дел был назван нами «Удивительные гаражи для машин». Папы мальчиков, принимая участие в адаптационном клубе, предложили изготовить разнообразить игры своих детей и изготовить для них различные гаражи для машин. Вносили в группу подготовленные материалы (коробки, пластиковые бутылки, картон, бумагу), в вечернее время по возможности оставались в группе и делали вместе с детьми по своему замыслу конструкции. Естественно, в ходе таких встреч общение происходило не только с детьми, педагогами, но и между папами, а их беседы были оживленными, эмоциональная обстановка доброжелательная и веселая, при этом устанавливается контакт как внутри семьи, так и между семьями  воспитанников.  

В дальнейшем мы планируем продолжать организовывать Дни добрых дел и воплощать  творческие идеи детей и родителей на различную тематику: «Военная техника» (к 23 февраля), «Сувениры своими руками» (к празднику 8 Марта), журнал из семейного архива «Наши деды и прадеды» (к 9 мая). Темы ко Дню добрых дел могут выбираться родителями самостоятельно, исходя из их желаний, интересов и творческих способностей.

Таким образом, используемые мною нетрадиционные формы работы с родителями, позволяют развивать у детей раннего возраста познавательные, социальные и коммуникативные умения. А также самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям, устанавливать и развивать отношения партнерства и сотрудничества родителей с детьми, что имеет большое значение именно в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Данные формы взаимодействия с семьей, в первую очередь, предполагают собой совместную деятельность педагогов, родителей и детей, и становятся средством развития не только ребенка, но и социально ответственных родителей. Родители проводят время с ребенком, совместно играют, экспериментируют, педагог направляет их деятельность. Подчинение детей и взрослых единым правилам дает ребенку почувствовать свою значимость, а родителю изменить позицию и побыть в роли ребенка.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого следования цели. Я продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети будут любить и оберегать близких людей.

 

Библиографический список:

 

1. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А."Работа с родителями в ДОУ".  

2. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. "Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ".  

3. Евдокимова Е.С. "Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника".  

4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. "Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект".  

5. Кочетова Н.А., Желтикова И.А. "Взаимодействие семьи и ДОУ".  

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с требованиями вступившего в силу федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников». (статья для периодического педагогического издания)

Данный материал можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаю разные виды вечеров-досугов с активным участием родителей воспитанников. В статье представлен мой опыт сис...

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников

Данная статья посвящена работе с родителями в детском саду. Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия воспитателей с родителями недостаточно для установления доверительных отношений. Б...

Вовлечение родителей в образовательную деятельность через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей

Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непо...

Опыт на тему "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».

Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...

Консультация для педагогов Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников»

laquo;В   дошкольные   годы  ребенок  почти полностьюидентифицирует     себя    с   семьей,    открывая...

Консультация для воспитателей. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские и семейные клубы

В презентации представлен материал по использованию нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников: семейные клубы....

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окру...