«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников». (статья для периодического педагогического издания)
материал (старшая,подготовительная группа) на тему
Данный материал можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаю разные виды вечеров-досугов с активным участием родителей воспитанников. В статье представлен мой опыт системы работы по взаимодействию с семьями, значимость этой работы в воспитании подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netradicionnye_formy_vzaimodeystviya_s_semyami_vospitannikov.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные формы взаимодействия
с семьями дошкольников».
(статья для периодического педагогического издания)
СПб 2011г.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых, в первую очередь, от родителей и педагогов.
Ненадлежащий уход, неправильное поведение взрослых по отношению к малышу, социальные, эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном детстве, приводят, как правило, к нежелательным последствиям в будущем.
Нашими отечественными психологами-социологами выявлено, что ~ 92% детей-правонарушителей не имели полноценного общения в семье (из учебного пособия А.С. Белкина «Основы возрастной психологии», М., «Академия», 2000 г.)
В соответствии с законом Р.Ф. « Об образовании»( М. Изд. «Ось-89»1999г) и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении(сентябрь 2008 года), одной из основных задач, стоящих перед педагогическим .коллективом ДОУ , является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».
Предлагаю вниманию моих коллег свой опыт в этой области. Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия воспитателей с родителями недостаточно для установления доверительных отношений.
Бесспорно, эти отношения должны стать тандемом в вопросе воспитания и развития дошкольника.
Мой опыт показал, что одной из эффективных форм создания доверительных отношений «Родитель – воспитатель» стали вечера-досуги с активным участием родителей.
В ходе моей работы в этом направлении сложилась система проведения таких семейных вечеров – досугов разной направленности.
Начинается учебный год, со ставшего традиционным, вечера- -досуга «День рождения Незабудки»(«Незабудки» - это название группы). К этому вечеру каждой семье предлагается подготовить любое выступление (стихотворение, песню, сценку и т.п.). На празднике царит тёплая непринуждённая атмосфера, которая позволяет раскрепоститься и детям, и взрослым. Такие совместные семейные публичные выступления прекрасно развивают коммуникативные навыки ребёнка, формируют в нём уверенность. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, как пригодится такой опыт в будущем нашим малышам.
Этот праздник сплачивает наш коллектив детей и взрослых. В дальнейшем родители охотно принимают участие в других наших делах.
В ноябре – первой половине декабря проводим совместные с родителями литературные игры-викторины, такие как: «В гостях у сказки», «У камина», «Заседание клуба книголюбов» и другие.
В январе – познавательные викторины, например, «Клуб Почемучек», «Вечер загадок», «Что? Где? Когда?» и т. п.
В феврале – спортивные или фольклорные семейные праздники: «Моя спортивная семья», «Весёлые старты», «Вместе с папой», «Масленица».
В апреле - юмористические вечера семейного досуга, например, «Юморина в гостях у Незабудки», «Мир волшебства» и т.п.
В мае проводим заключительный досуг «Скоро лето» или «Огонёк Незабудки». Это традиционный семейный вечер, где подводятся итоги за год, поздравляются летние именинники. В старшей группе, если есть ребята, которые уходят в школу, то организуем выпускной праздник для них. В подготовительной группе – это выпускной бал.
Все эти совместные с семьями досуги решают две главные цели.
1-ая цель: содействовать позитивному общению детей с их родителями.
В чём важность этой цели?
Из исследований специалистов в области изучения проблем современных семей выявлено, что злободневной проблемой стал дефицит плодотворного общения родителей со своими детьми.
Используя в системе приведённые выше формы совместной деятельности, а также другие, такие как «Маршруты выходного дня», организация выставок семейного творчества, участие родителей в создании книжек-самоделок и т.д., эта цель успешно достигается.
Так как я уже более 10 лет практикую такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, могу утверждать, что родители охотно принимают участие в предложенных мероприятиях. Отмечается почти стопроцентное их присутствие, большая заинтересованность, высокая активность.
Позволю себе привести здесь цитату из книги Дороновой Т.Н., Глушковой Г.В. и других авторов «Вместе с семьёй» (изд. Просвещение, 2005г.), где сказано: «Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит на праздниках. Атмосфера этих действий ни к чему не обязывает родителей, но наполнено радостью и весельем…
Однако, значение праздника состоит в том, что в процесс его проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями».
Что и подтверждает мой опыт.
2-ая цель: обогащение педагогического опыта родителей.
Почему важна эта цель?
В законе РФ «Об образовании» сказано, что родители являются главными воспитателями своего ребёнка.
Но как показывает опыт и проведённое мной анкетирование родителей на предмет их педагогической компетентности, результаты которого подтверждаются исследованиями других специалистов, позволяет сделать вывод, что уровень психолого-педагогической культуры родителей оставляет желать лучшего.
А на таких совместных вечерах-досугах родитель может совершенствовать свою педагогическую культуру. Он может наблюдать, сравнивать, анализировать поведение и уровень развития своего ребёнка, наблюдать общение других родителей с их детьми, а также наблюдать общение квалифицированного педагога с его ребёнком, видеть реакцию и действия педагога по отношению к ребёнку в разных нестандартных ситуациях и делать соответствующие для себя выводы по поводу дальнейшего воспитания своего ребёнка. Происходит некий обмен и приобретение педагогического опыта родителем.
Главный результат и ценность вышеописанных нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников заключается в том, что наши дети чувствуют себя комфортно, так как у родителей и воспитателей есть взаимопонимание и единые требования к ребёнку. Это сближает и сплачивает членов семьи, родители повышают уровень своей психолого-педагогической культуры.
И как сказал наш знаменитый педагог Макаренко А. С. «Хорошо воспитывать своего ребёнка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того это дело приятное, радостное, счастливое».
Родители наших воспитанников, думаю, это ощущают на себе, а мы – педагоги активно им помогаем воспитывать гармонично развитых, высоконравственных, законопослушных граждан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников
Данная статья посвящена работе с родителями в детском саду. Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия воспитателей с родителями недостаточно для установления доверительных отношений. Б...
Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.
в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности, использование психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по у...
Вовлечение родителей в образовательную деятельность через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непо...
Опыт работы по теме: "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».
Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...
Консультация для педагогов Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников»
laquo;В дошкольные годы ребенок почти полностьюидентифицирует себя с семьей, открывая...
Консультация для воспитателей. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские и семейные клубы
В презентации представлен материал по использованию нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников: семейные клубы....
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окру...