«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников». (статья для периодического педагогического издания)
материал (старшая,подготовительная группа) на тему

Данный материал можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаю разные виды вечеров-досугов с активным участием родителей воспитанников. В статье представлен мой опыт системы работы по взаимодействию с семьями, значимость этой работы в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные формы взаимодействия

с семьями   дошкольников».

(статья для периодического педагогического издания)

                             СПб  2011г.


Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых, в первую очередь, от родителей и педагогов.

        Ненадлежащий уход, неправильное поведение взрослых по отношению к малышу, социальные, эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном детстве, приводят, как правило, к нежелательным последствиям в будущем.

      Нашими отечественными психологами-социологами выявлено,  что ~ 92% детей-правонарушителей не имели полноценного общения в семье (из учебного пособия А.С. Белкина «Основы возрастной психологии», М., «Академия», 2000 г.)

В соответствии с законом Р.Ф. « Об образовании»( М. Изд. «Ось-89»1999г) и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении(сентябрь 2008 года), одной из основных задач, стоящих перед педагогическим .коллективом ДОУ , является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».

         Предлагаю вниманию моих коллег свой опыт в этой области. Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия воспитателей с родителями недостаточно для установления доверительных отношений.

        Бесспорно, эти отношения должны стать тандемом в вопросе воспитания и развития дошкольника.

Мой опыт показал, что одной из эффективных форм создания доверительных отношений «Родитель – воспитатель» стали вечера-досуги с активным участием родителей.

В ходе моей работы в этом направлении сложилась система проведения таких семейных вечеров – досугов разной направленности.

        Начинается учебный год, со ставшего традиционным, вечера-    -досуга «День рождения Незабудки»(«Незабудки» - это название группы). К этому вечеру каждой семье предлагается подготовить любое выступление (стихотворение, песню, сценку и т.п.). На празднике царит тёплая непринуждённая атмосфера, которая позволяет раскрепоститься и детям, и взрослым. Такие совместные семейные публичные выступления прекрасно развивают коммуникативные навыки ребёнка, формируют в нём уверенность. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, как пригодится такой опыт в будущем нашим малышам.

        Этот праздник сплачивает наш коллектив детей и взрослых. В дальнейшем  родители охотно принимают участие в других наших делах.

В ноябре – первой половине декабря проводим совместные с родителями литературные игры-викторины, такие как: «В гостях у сказки», «У камина», «Заседание клуба книголюбов» и другие.

        В январе – познавательные викторины, например, «Клуб Почемучек», «Вечер загадок», «Что? Где? Когда?» и т. п.

        В феврале – спортивные или фольклорные семейные праздники: «Моя спортивная семья», «Весёлые старты», «Вместе с папой», «Масленица».

       В апреле - юмористические вечера семейного досуга, например, «Юморина в гостях у Незабудки», «Мир волшебства» и т.п.

        В мае проводим заключительный досуг «Скоро лето» или «Огонёк Незабудки». Это традиционный семейный вечер, где подводятся итоги за год, поздравляются летние именинники. В старшей группе, если есть ребята, которые уходят в школу, то организуем выпускной праздник для них. В подготовительной группе – это выпускной бал.

        Все эти совместные с семьями досуги решают две главные цели.

1-ая цель: содействовать позитивному общению детей с их родителями.

В чём важность этой цели?

Из исследований специалистов в области изучения проблем современных семей выявлено, что злободневной проблемой стал дефицит плодотворного общения родителей со своими детьми.

        Используя в системе приведённые выше формы совместной  деятельности, а также другие, такие как «Маршруты выходного дня», организация выставок семейного творчества, участие родителей в создании книжек-самоделок и т.д., эта цель успешно достигается.

        Так как я уже более 10 лет практикую такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, могу утверждать, что родители охотно принимают участие в предложенных мероприятиях. Отмечается почти стопроцентное их присутствие, большая заинтересованность, высокая активность.

        Позволю себе привести здесь цитату из книги Дороновой Т.Н., Глушковой Г.В. и других авторов «Вместе с семьёй» (изд. Просвещение, 2005г.), где сказано: «Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит на праздниках. Атмосфера этих действий  ни к чему не обязывает родителей, но наполнено радостью и весельем…

        Однако, значение праздника состоит в том, что в процесс его проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями».

        Что и подтверждает мой опыт.

        2-ая цель: обогащение педагогического опыта родителей.

        Почему важна эта цель?

В законе РФ «Об образовании» сказано, что родители являются главными воспитателями своего ребёнка.

        Но как показывает опыт и проведённое мной анкетирование родителей на предмет их педагогической компетентности, результаты которого подтверждаются исследованиями других специалистов, позволяет сделать вывод, что уровень психолого-педагогической культуры родителей оставляет желать лучшего.

      А на таких совместных вечерах-досугах родитель может совершенствовать свою педагогическую культуру. Он может наблюдать, сравнивать, анализировать поведение и уровень развития своего ребёнка, наблюдать общение других родителей с их детьми, а также наблюдать общение квалифицированного педагога с его ребёнком, видеть реакцию и действия педагога по отношению к ребёнку в разных нестандартных ситуациях и делать соответствующие для себя выводы по поводу дальнейшего воспитания своего ребёнка. Происходит некий обмен и приобретение педагогического опыта родителем.

         Главный результат и ценность вышеописанных нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников заключается в том, что наши дети чувствуют себя комфортно, так как у родителей и воспитателей есть взаимопонимание и единые требования к ребёнку. Это сближает и сплачивает членов семьи, родители повышают уровень своей психолого-педагогической культуры.

        И как сказал наш знаменитый педагог Макаренко А. С. «Хорошо  воспитывать своего ребёнка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того это дело приятное, радостное, счастливое».

        Родители наших воспитанников, думаю, это ощущают на себе, а мы – педагоги активно им помогаем воспитывать гармонично развитых, высоконравственных, законопослушных граждан.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй дошкольника

Данная презентация наглядно отражает мой опыт работы по нетрадиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников. Нетрадиционными формами стали проводимые мной групповые вечера-досугов с активным ...

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников

Данная статья посвящена работе с родителями в детском саду. Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия воспитателей с родителями недостаточно для установления доверительных отношений. Б...

Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.

в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности,  использование  психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по у...

Семинар "Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями в ДОУ"

quot;Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди.Из них на первом месте — родители и педагоги. "...

Дистанционные формы взаимодействия с семьей дошкольников с ОВЗ

Вопросы взаимодействия с семьей хорошо прописаны в ФГОС: это и сотрудничество, и обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей, создание условий и вовлечен...

Вовлечение родителей в образовательную деятельность через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей

Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непо...

Опыт на тему "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».

Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...