Развивающие игры для детей 5-8 лет
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Голдобина Екатерина Геннадьевна

Рекомендации для родителей по развитию познавательных способностей у детей 5-8 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_5-8_let.docx603.61 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-8 ЛЕТ

Предлагаемые методики ориентированы на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в семье. Они не охватывают все направления, по которым ведётся развитие интеллектуальных способностей, но при заинтересованном отношении позволяют достичь на этом пути хороших результатов.

Взгляд на мир

Способность к видению проблем – это одна из важнейших способностей талантливого человека. Проблем не видит только тот, кто не умеет мыслить самостоятельно. Необходимо развивать у ребёнка способность нестандартно смотреть на мир, преодолевать господствующую точку зрения.

Первым этапом работы по развитию этой способности является тренировка умения смотреть на мир «чужими глазами», сначала «глазами близких людей», с которыми ребёнок часто общается, затем людей тех или иных профессий. Попытка посмотреть на мир «глазами птиц, рыб» и даже предметов потребует более высокого уровня развития данной способности.

Для таких занятий можно использовать ролевые игры и специальные беседы, включающие игровые элементы, специально создаваемые ситуации.

Рассмотрим несколько вариантов бесед и педагогических ситуаций.

Начнём с вопроса, как подвести ребёнка к открытию того, что люди на мир смотрят по-разному. Предложите нескольким детям нарисовать на листочке бумаги несложную композицию из двух-трёх геометрических фигур или беспорядочные линий. Композиции не должны изображать ничего определённого. Предложите детям ответить на вопрос: «Что это такое?» Желательно, чтобы ответов было больше.

Старайтесь фиксировать каждый ответ, повторяя его вслух. Отмечайте самые неожиданные, самые оригинальные находки и не скупитесь на похвалу. Хвалите ребёнка за ответ.

В заключение спросите у детей: «Кто же был прав? Чей ответ более правильный?» И дети придут к выводу, что правы все, каждый ответ правильный.

После этого попытайтесь воспользоваться приёмом подведения под идею, то есть попробуйте подвести детей к тому, чтобы они сами сделали вывод из наблюдения.

Выделить главное

Научите ребёнка умению вычленять основные, главные идеи, находить факты, их подтверждающие, определять связи между главными и второстепенными элементами.

Материалом для заданий могут служить сказки, рассказы, рисунки с самыми разнообразными сюжетами. Но ребёнку будет трудно решать задачу выделения главного абстрактно, не фиксируя результаты, а достаточных навыков письма у него может не быть. Поэтому мы воспользуемся практикой составления схем.

Подберите рисунок (в книге, журнале, интернете), на котором изображён несложный сюжет. Вместо рисунка можно воспользоваться отрывком из рассказа или сказки. Предложите ребёнку ответить на вопрос, что здесь главное и какие детали этого сюжета поддерживают главную идею.

Затем нарисуйте вместе с ребёнком схему, например, как на рисунке, чтобы материализовать результат.

C:\Users\1\Desktop\Рисунок4.jpg

Её условное название «дом с колоннами». Главную (большую) идею символизирует большой треугольник сверху (крыша). Вертикальные прямоугольники, которые поддерживают треугольник (колонны), обозначают факты, подтверждающие эту идею. Количество прямоугольников-колонн соответствует количеству факторов.

Упражнение можно повторить, усложняя сюжеты рисунков или рассказов. Требования к ним просты: доступность содержания ребёнку и наличие чётко оформленной основной идеи и подтверждающих её фактов. Внешний вид схемы можно изменить, придав ей любой другой образ, или совсем отказаться от прямых аналогий с реально существующими объектами.

Затем можно перейти к более сложным заданиям, к выделению главного и второстепенного в более сложных по сюжету рассказах, сказках, рисунках. Соответственно это потребует более сложных схем.

Английский педагог Д. Хамблин предлагает схему «паучок».

Для первых занятий подбирайте рисунки и рассказы, предполагающие схемы, состоящие из двух-трёх вариантов кружочков. Затем постепенно усложняйте задания, развивая у ребёнка способность к анализу.

Другая схема Д. Хамблина условно называется «дерево». Основная идея – ствол, ветки – идеи более мелкие. Их величина и степень удалённости от ствола характеризуют связи мелких идей с основной, главной идеей.

Прежде чем работать со схемой «дерево», понаблюдайте за тем, как ваш ребёнок рисует деревья. Часто у малышей ствол дерева напоминает треугольник (конус), от которого идут ветки примерно одинаковой толщины. Это весьма распространённый стереотип. Сравните вместе с малышом его рисунок и настоящее дерево. Покажите, как растут на деревьях ветки, отметьте, что после каждой ветки ствол становится всё тоньше и тоньше.

Действовать в уме

Для тренировки этого умения в практику общения с детьми надо ввести принцип «расскажи, как будешь делать, а потом сделай».

Используйте игры в анаграммы. Ребёнку предлагаются несколько букв (например, Б, Г, М), чтобы он составил из них слово. Для усложнения увеличьте число букв. Можно поменяться ролями: ребёнок загадывает слово и сообщает вам буквы, которые в него входят, в произвольном порядке, Вы находите слово или несколько слов. Затем игру можно повторить. Вся игра идёт без записей, только устно.

Игра для тех, кто умеет читать. Назовите ребёнку какое-нибудь слово. Сначала можно использовать короткие слова – кот, рот, мох, нос, лоб.… Попросите ребёнка в уме прочитать слово наоборот.


Классификация

Объединение предметов и явлений на основе общих признаков вынуждает ребёнка подумать о том, что лежит в основе сходства и различия между ними.

Приготовьте карточки с картинками. Составьте из картинок ряды по 4-5 штук с изображением объектов, родственных между собой, например: животные, растения, игрушки, одежда и др. Предложите ребёнку каждый ряд назвать одним словом.

Игру можно изменить. В ряды, состоящие из картинок, изображающих предметы одной группы, включите другие картинки. Например, в ряд «животные» – картинку с изображением растения.

Усложнение достигается за счёт подбора картинок для различения. Более сложный пример: пять картинок с изображением животных, из них четыре картинки с изображением домашних животных, а одна – с изображением дикого животного.

Аналогичные задания можно давать, используя карточки с геометрическими фигурами. Классифицировать можно по цвету и форме. Такую игру можно проводить устно.

Творческое воображение

Развитие у ребёнка творческого воображения – это один из путей решения задачи формирования творческих способностей личности.

Методики развития творческого воображения, которые мы рассмотрим, позволят решить эту задачу лишь частично, но они довольно эффективны. Данные методики разработаны на базе основных приёмов творческого воображения в психологии.

Первый и наиболее простой из них – агглютинация (в переводе с греческого – «склеивание»). Проиллюстрировать его можно, показав детям изображения кентавров, минотавров, русалок, сирен и других мифологических существ.

Объясните детям механизм создания этих существ: части разных живых существ соединяются вместе, и в результате рождается вымышленное живое существо с новыми свойствами. После этого попросите ребёнка нарисовать новое живое существо с необыкновенными свойствами и необычного вида. Затем предложите ребёнку придумать, как оно называется.

Интересные занятия можно разработать на базе другого приёма творческого воображения – аналогии.

Первые задания должны быть простыми, позволяющими находить близкие аналогии. Например, на прогулке предложите ребёнку посмотреть на облака и сказать, на что они похожи. В качестве материала для подобных заданий могут служить тени, блики, формы кустов, деревьев и др.

Гибкость мышления

Способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по содержанию, называется гибкостью мышления. Она выражается, в частности, в способности наделять новыми функциями хорошо известные предметы. Развить эту способность у ребёнка можно с помощью заданий, предложенных американским учёным Дж. Гилфордом. Ребёнку предлагается хорошо знакомый ему предмет с хорошо известными ему свойствами. Даётся задание найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета. Поощряются оригинальные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Игры-потешки, развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет

Представлены примеры развивающих игр для детей от 1.5 до 2 лет....

Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»

  Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не...

Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"

Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...

Моторные игры для дошкольников: Развивающая игра для детей младшей группы «Веселые колечки».

Дети любят играть дома и на улице, но порой, сложно придумать, чем их занять. Есть веселое развлечение, которую можно организовать и в квартире, и на улице. Это игра — «Веселые колечки&raq...

"Играем дома!" развивающие игры для детей 3-4 лет

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе...