Умейте слушать тишину
консультация
Оказывается, не только музыку можно и нужно слушать и слышать. Не менее важно и полезно слушать...тишину! И детей этому желательно научить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umeyte_slushat_tishinu.docx | 207.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Умейте слушать тишину!
консультативный материал для родителей
Все мы, взрослые, знаем, что детей нужно научить правильно говорить, правильно вести себя за столом, правильно здopoваться и т.д. Но задумываемся ли мы, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к ненужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным?
Знаменитый итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори проводила в своих группах специальные уроки тишины. Это совсем короткие уроки, по несколько минут. И представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли.
На уроке тишины детям предлагают прислушаться к тишине, а потом спрашивают у них, что слышали и заметили. Педагог показывает, как нужно правильно сидеть, обращая внимание детей на то, как лежат руки и как правильно на полу стоят ноги, на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом. Детей постепенно приучают быть неподвижными и молчаливыми.
Это прекрасная тренировка воли. Ведь для того, чтобы управлять своими инстинктами и чувствами, необходимо прикладывать волевое усилие.
Некоторые дети начинают прислушиваться не только к внешним звукам, но и к биению собственного сердца. А есть дети, которые говорят:
— «Я ничего не слышал. Я думал о музыке»,
— «Я смотрел на облака и думал о том, откуда они берутся и куда плывут»,
— « А я вспоминала стихи»,
— «А я слушал, как воет ветер».
Значит, во время этих уроков дети учатся слушать и движение собственной души.
Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.
Попробуйте научить вашего малыша внимательно прислушиваться к окружающим его звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ваш ребенок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе не тишина, потому что вся наполнена звуками. Наверное, для вас не составит особого труда придумать игровые упражнения для того, чтобы развить у ребенка умение внимательно слушать и слышать.
Вот некоторые из них.
1.СЛУШАЕМ ТИШИНУ.
Посадите ребенка рядом с собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ему было удобно и ничто не отвлекало от предстоящей игры. Попросите малыша закрыть глаза (говорите с ним при этом только едва слышным шепотом, чтобы ребенок постепенно настраивался на тишину). Задавайте ему вопросы, на которые ответы даются тоже шепотом.
-Какие звуки различаешь в комнате?
- Откуда они доносятся?
- Какие из них более громкие, а какие едва слышны?
- Какие звуки слышишь на улице?
- Угадай, кто подал голос?
- Какие звуки доносятся из соседнего помещения (из коридора, кухни, комнаты)?
- Какие звуки тебе понравились и какие совсем неприятны?
Вопросы можно продолжить. Обратитесь к собственному воображению. В тот момент, когда у ребенка закрыты глаза, попробуйте сами произвести некоторые шумы (например, скомкайте лист бумаги, скрипните дверью, проведите карандашом по столу и т. д.). Попросите малыша догадаться, какие звуки он слышал. Такие загадки должны ему понравиться. Если вы заметите, что ребенок начинает уставать, поменяйтесь с ним ролями.
2.БЕСШУМНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Ребенок двигается неловко и шумно, потому что не умеет иначе. Нужно знакомить его с различными степенями неподвижности, ведущей к тишине. Для этого используют специальные упражнения.
Например, детям предложить встать со стула шумно, а потом — тихо, не делая резких движений, не двигая стул и не раскачивая его.
Также можно попросить ребенка пройтись на цыпочках.
Точно так же можно попросить ребенка бесшумно передвигать предметы на полках, осторожно брать их оттуда и ставить на место — обязательно на то же самое место.
3.ГОВОРИМ ШЕПОТОМ.
Все какое-то время должны разговаривать только шепотом. Это условие выполняют не только дети, но и взрослые. В результате ребенок должен стараться расслышать слова, произносимые тихо и издали. Это требует от него настороженного внимания, готовности ловить звуки.
Чуткость и искренность
детей поразительна!
Давайте спросим себя, что
будет делать любой ребенок,
если перед ним положить
бубен? Конечно, он возьмет
его и будет изучать. А если
дома нет бубна? Или игрушки
(в том числе и музыкальные)
ребенку надоели или давно
изучены? Как развить в детях
способность фантазировать и
находить затеи даже из
тишины? Вы скажете, это
невозможно?
И будете предлагать ребенку
вновь и вновь порисовать или
слепить фигурку из
пластилина..... и думать, что же
придумать этакого, чтобы
ребенок не скучал и
одновременно развивал свои
способности?
Идея 1.
Создать условия,
при которых бытовые
впечатления ребенка можно
было перевести
в эстетические
∙ попросите детей прислушаться к
тихим звукам, окружающим его;
∙ поразмышляйте с ребенком, что
такое "тишина", "покой",
"пауза", "умиротворение";
∙ обратите внимание детей на
жизненные ситуации, которые
можно назвать "тихими": ночь,
раннее утро, поздний вечер;
∙ создайте морально - этические и
нравственные ситуации, в
которых необходимо "тихое
поведение";
∙ учите детей невербальному
общению, особенно в игровых
ситуациях, покажите пантомиму,
развивайте в нем
пантомимические способности
на собственном примере.
Идея 2.
Сделайте вместе с ребенком
оркестр тихих инструментов
∙возьмите бумагу разной
плотности, гладкую и смятую,
также подойдет целлофан:
пошуршитес ребенком по
очереди, сочините "песенку -
шуршалочку" (например про
мышку). В такой "песенке" нет
ни мелодии, ни слов, но ребенку
интересно и полезно будет
услышать различные шорохи,
прислушаться к ним, научить
идентифицировать их с какими-
либо образами;
∙научите его тихонько стучать по
различным предметам в комнате,
устройте соревнование, чей звук
будет тише;
∙озвучьте на любых предметах
(стаканах, ложках, табуретах -
все, что найдется рядом)
стихотворение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"
Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми...
Консультация "Слушаться или слушать? Что важнее?"
Консультация для родителей "Слушаться или слушать? Что важнее?"...
Профилактика истерик. Как приучить ребенка слушать и слушаться вас?
Статья для родителей и педагогов по одной из самых актуальных в наши дни проблеме воспитания детей. Как не ошибиться? Применить правильную тактику? Как не оказаться в тупиковой ситтуации, когда мы сам...
Профилактика истерик. Как научить ребёнка слушать и слушаться вас?
Причины истерик. Алгоритм....
Викторина по сказкам для детей подготовительной группы."Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай."
Викторина по сказкам для детей подготовительной группы....
Я умею слушать других
О значимости умения слушать и слышать...
Конспект занятия «Я умею слушать других»
Научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых)...