Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"
материал на тему

Отева Надежда Ивановна

Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей  из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш

(«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили)

Помогаем ребенку справиться с его чувствами

Ребенку нужно, чтобы его чувства принимали и уважали.

  1. Вы можете спокойно и внимательно слушать.
  2. Вы можете признавать его чувства словами «да», «хм», «понятно».
  3. Вы можете назвать чувство: «Ты разочарован!»
  4. Покажите, что понимаете желание ребенка. Дайте ему желаемое в фантазии: «Я бы хотел, чтобы прямо сейчас перед тобой появился спелый банан!»

Все чувства могут быть приняты.

Некоторые действия могут быть ограничены: «Я вижу, как ты злишься на своего брата. Скажи ему то, что ты хочешь, словами, а не кулаками».

Чтобы добиться взаимодействия с ребенком

  1. Опишите, что Вы видите, или опишите проблему: «Влажное полотенце лежит на кровати»; «В ванной горит свет».
  2. Предоставляйте информацию: «Стены существуют не для того, чтобы на них рисовали. Рисовать надо на бумаге»; «Огрызки от яблок должны лежать в мусорном ведре»
  3. Скажите одним словом: «Дети, полотенце!» (если хотите, чтобы дети убрали полотенце);
  4. Опишите, что Вы чувствуете: «Я не люблю, когда меня тянут за рукав»; «Я чувствую такую досаду, когда я начинаю говорить что-то и не могу закончить фразу»
  5. Напишите записку (нарисуйте картинку, если ребенок не умеет читать) в доступном для ребенка месте: «Пожалуйста, повесь меня обратно, чтобы я могло высохнуть. Спасибо! Твое полотенце»; «Убрать игрушки после игры. С любовью, мама»

Альтернатива наказанию

  1. Обратите внимание ребенка на то, как он может принести пользу: «Ты бы помог, если бы …»
  2. Выразите сильное неодобрение (не делая нападок на характер): «Мне не нравится то, что происходит! Покупателям мешают дети, которые бегают по проходу!»
  3. Сформулируйте свои ожидания: «Я рассчитываю на то, что после того, как у меня возьмут мои вещи, мне их вернут».
  4. Покажите ребенку, как загладить вину.
  5. Предоставьте ему выбор: «Ты можешь спокойно ходить по магазину или сидеть в тележке. Выбирай»
  6. Предпримите действия (запереть ящик, в который ребенку не следует заглядывать)

Для решения проблемы

Шаг 1. Поговорите о чувствах и потребностях ребенка.

Шаг 2. Поговорите о своих чувствах и потребностях.

Шаг 3. Обсудите это вместе, чтобы найти решение, устраивающее Вас обоих.

Шаг 4. Запишите все свои идеи без разбора.

Шаг 5. Решите, какие варианты вам нравятся, какие – нет, и какие вы хотите воплотить в жизнь.

Чтобы поощрить самостоятельность

  1. Позвольте детям делать выбор: «Ты хочешь надеть сегодня серые брюки или красные?»
  2. Показывайте уважение к усилиям ребенка: «Банку бывает сложно открыть. Иногда можно поддеть крышку ложкой»
  3. Не задавайте слишком много вопросов, просто скажите: «Как я рад тебя видеть!»
  4. Не спешите отвечать на вопросы: «Это интересный вопрос. Что думаешь ты?»
  5. Предложите ребенку искать источники информации вне дома: «Может быть, хозяин магазина что-нибудь посоветует»
  6. Не лишайте ребенка надежды: «Значит, ты хочешь попробовать себя в этой роли. Это будет опытом для тебя»

Похвала и самооценка

Вместо оценки опишите

  1. Опишите, что Вы видите: «Я вижу ровно застеленную кровать и книги, аккуратно выставленные в ряд на полке»
  2. Опишите, что Вы чувствуете: «Так приятно входить в эту комнату!»
  3. Подытожьте похвальное поведение ребенка каким-нибудь словом: «Ты убрал свои игрушки, все машинки поставил в один ряд, все мягкие игрушки поставил на полку. Вот что я называю оранизацией!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как говорить так,чтобы дети слушали вас. Т. Гордон.

КАК ГОВОРИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ДЕТИ СЛУШАЛИ ВАС. Т. Гордон.Родители должны знать эффективные пути обращения с ...

Анонс книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445254","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"height: 300px; width: 179px;","width":"287"}}]] К моему стыду, я тольк...

"Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили" Памятка для воспитателей

Данная памятка разработана по книге А.Фабер и Э. Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"...

"Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

Никогда не начинайте расспрашивать детей, что и как было (кроме одного вопроса, все ли в порядке), они сами рассказывают гораздо больше, если не спрашиваешь. Начать разговор можно с отвлеченной темы....

Как научить детей слушать и слушаться...

консультация для родителей...

18 способов говорить так, чтобы ребенок слушал.

                                                      ...

Рекомендации родителям "Как говорить так, чтоб дети слышали"

В статье представлены наиболее типичные ошибки, которые родители допускают при общении со своими детьми....