«Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте»
консультация

сигарева наталия вячеславовна

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников является важной составляющей его гармоничного 

развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sigareva.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте».

 Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников является важной составляющей его гармоничного развития. Именно в период дошкольного детства дети знакомятся с эмоциями, как способом реагирования на какие-то события; с названием эмоций; учатся определять их у себя, у родителей и других людей, а также учатся способам выражения эмоций.

        Что же такое эмоциональный интеллект? Понятие эмоционального интеллекта в психологии было введено Джоном Майером и Питером Сэловеем и определялось, как «отслеживание собственных и чужих чувств и эмоций. Согласно автору, структуру эмоционального интеллекта составляет 5 позиций: 1) понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием; 2) управление эмоциональными состояниями, то есть контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными; 3) способность входить в эмоциональное состояние, способствующее достижению успеха; 4) способность читать эмоции других людей, управлять ими; развитие эмпатии; 5) способность вступать в здоровые межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их.

        В дошкольном возрасте ребенок знакомится с эмоциями, как способом реагирования на какие-то события, с названиями эмоций, учится определять их у себя, у родителей и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии. Самое главное в этом возрасте – научиться полноценно проживать весь спектр чувств, ведь эмоции не делятся на хорошие и плохие, как, к сожалению, ошибочно считают многие взрослые. Всем эмоциям есть место в душе человека.

        Основная цель педагога – научить малыша жить в гармонии с собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. В работе с дошкольниками используются следующие направления.

        Научить ребенка управлять собственным поведением. Когда ребенок уже знает себя – знает свои реакции на различные ситуации, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.

        Научить ребенка понимать чувства других людей. В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты. Это способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями.

        Научить ребенка управлять собственными эмоциями. Ни в коем случае не путать управление, контроль и подавление. Существуют способы управления своими эмоциями, такие как: дыхательные упражнения, ходьба, физические упражнения, танцевальная терапия, арт-терапия, музыкальная терапия, изо-терапия. Также можно использовать пластилин, чтобы вылепить эмоцию; краски, чтобы отобразить на рисунке; песок, как обычный, так и кинетический, для проигрывания эмоций. В качестве дополнительных техник и направлений развития эмоционального интеллекта можно использовать изо-терапию, игровую терапию, сказкотерапию, куклотерапию. Чтобы стать счастливым, уверенным и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях Автор: Вродливец Анна Михайловна МБДОУ "Детский сад № 41", г. Иркутск   Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.). В связи с этим я ищу новые формы взаимодействия, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Напоминаю папам и мамам, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Я стараюсь активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживаю их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность. Мое взаимодействие с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей. Стараюсь быть инициатором установления сотрудничества, поскольку профессионально подготовлена к образовательной работе и конечно понимаю, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Я осознаю, что такое сотрудничество в интересах ребенка и в этом необходимо убедить родителей, считаю, что для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.  Идею взаимосвязи общественного и семейного воспитания я нашла в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" указано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим, я меняю позицию в работе с семьёй. Не только воспитываю детей, но и консультирую родителей по вопросам воспитания ребенка, т.к. я - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. В нашем учреждении мы ежегодно разрабатываем, а затем корректируем план совместной деятельности c родителями воспитанников. Мероприятия составляем таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам, потребностям родителей и возможностям педагогов. Для целенаправленной работы с семьей, я использую традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия: Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы: коллективные – родительские собрания (проводим как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции; индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы; наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото. Нетрадиционные формы. К ним относятся: информационно-аналитические; досуговые; познавательные; наглядно-информационные формы. Информационно-аналитические формы мы направляем на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет я узнаю особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Также сюда относим опрос, тесты, анкетирование и т.д. Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между мной и родителями, родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями» и др. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др. Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка». Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников. например, «Творческие мастерские», выставки «Детско-родительского творчества» и др. Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Мы стараемся творчески подходить к их организациям и проведению. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительная; информационно-просветительская. Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители. Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относим: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков. Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что мое общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное. Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Мы привлекаем родителей к субботникам, предлагаем поучаствовать в спортивных праздниках ДОУ, а также совместно с родителями дошкольников в зимний период делаем снежные надворные постройки. В настоящее время активно используем метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии. Таким образом, мое взаимодействие с родителями благотворно влияет на дальнейшее сотрудничество. Показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи: 1. Проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ.  2. Повысилась активность родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятий, ремонтных работах и других видах деятельности ДОУ. 3. Увеличилось количество посещений родителями педагогических мероприятий просветительного характера. 4. Возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса. 5. Увеличилось количество вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания. 6. Повысился авторитет ДОУ, возникли более доверительные отношения между мной и родителями. 7. Снизилось количество претензий и агрессивности родителей в мой адрес. 8. Родители стали проявлять солидарность и оптимизм. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.     

Роль подвижной игры на занятиях по физической культуре у дошкольников Автор: Матюшова Наталья Алексеевна МДОУ «Детский сад № 380 Дзержинского района Волгограда»    «Игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребёнка, наполнять его существо самыми яркими эмоциями и таким образом в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости и доводить до высшей степени работоспособность организма». А. Аркин    В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.  Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников, развитие их физических качеств.  Современные дети мало двигаются из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Поиск новых путей, решения проблемы развития физических качеств старших дошкольников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности.  «Актуальность проблемы» ФГОС ДО выделяет образовательную область «Физическое развитие». Задачи ОО «Физическое развитие» развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями) формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.  П.Ф Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия в полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью».  Подвижная игра одно из важных средств, всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - это воздействие на организм и на все стороны личности ребенка; в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, эстетическое и трудовое воспитание.  Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил. 1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. 2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. 3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.  4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр. 5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.  Также подвижные игры можно классифицировать по тем двигательным качествам, которые они развивают.  На силу: Перетягивания, сидя на полу, «Лошадки», Бег раков, Соревнование тачек, Скалка - подсекалка, Белый тополь, зеленый тополь; На ловкость: «Пескари», «Ниточка-иголочка», «Подними монету», «Колобок», Разноцветные мячи, «Охотники и утки», «Поймай дракона за хвост»; На быстроту: Встречная эстафета с бегом, «День и ночь», Переправа в обручах, Эстафета с кубиками, «Ипподром»,  «Вороны и воробьи», «Тень»,  «Воевода», Все к своим флажкам, «Косари»; На гибкость: «Скороходы», «Прыгуны и ползуны», «Мостик и кошка», «Постройте мост», «Займи свободный мат», «Альпинисты». На выносливость: «Прихлопни комара», Салки по кругу, «Обезьяньи салки», Гонки с выбыванием, «Белые медведи», «Голубки», «Колдун». Подвижные игры «Мяч», «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Космонавты», «Стадо и волк», «Командир», «Караси и щука», «Чье звено скорее соберется?», «Белые медведи», «День и ночь», «Выручай!», «Буратино».  Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.  Таким образом, можно сказать, что подвижные игры являются важным средством в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста.  Подвижные игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков, а значит и физическому развитию дошкольного возраста, при условии их систематического проведения. Народная мудрость гласит: «Здоровье всему голова», «Здоровью цены нет». Вырастить ребёнка здоровым, сильным, крепким – это желание каждого родителя. При проведении подвижных игр, дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Физкультурные эстафеты и игры состязательного характера помогают детям закрепить основные движения и повысить двигательную активность.  Быть в движении – значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном возрасте, в результате целенаправленного, педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость организма и другого качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"

Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количеств...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

И взрослый и ребенок, обладает эмоциями, очень проявляет их, но ребенок еще не может эти эмоции контролировать. Взрослые не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с ...

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

В связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании,  проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрел...