Консультация для родителей" Применение здоровъесберегающих технологий на занятиях"
консультация (старшая группа)

Дудка - Батовская Наталья Вадимовна

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

 

  • Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса является особенно актуальной на современном этапе развития общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Консультация для родителей на тему:

" Применение здоровьесберегающих

технологий на занятиях"

Подготовила:

Дудка- Батовская Н.В

воспитатель высшей категории

Видное,2023г

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

  • Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса является особенно актуальной на современном этапе развития общества.

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Поэтому именно на этапе школьного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям школьников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Здоровьесберегающие технологии - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья обучающихся?

Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.

Образование - экология - здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.

Цель данных рекомендаций  практическое применение педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях.

За последние годы педагоги при организации учебно-воспитательного процесса большое внимание уделяют здоровьесбережению обучающихся.

Столь важная роль здоровьесбережения интереса в обучении не случайна. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности обучающегося и его положительного отношения к обучению, к педагогу, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда.

Здоровьесбережение образовании выступает как средство активизации учебной деятельности, повышение качества обучения и вызывает интерес к выполнению различных видов деятельности.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Показателем рациональной организации образовательного процесса являются:

• объем учебной нагрузки – количество занятий и их продолжительность;

• занятия активно-двигательного характера: динамические паузы и др.

  1. Понятие о здоровьесберегающих технологиях

  • приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

  • формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);
  • развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни;

  • воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, отдыха и т.д.);

  • воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;
  • воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

  • воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;
  • формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

  • развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

Целостность учебно-воспитательного процесса предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья дошкольников Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов.

Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье. Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

2. Что предполагают здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются следующие требования:

  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

  • недопущение чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала;
  • обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Например, музыка несет в себе огромный здоровьесберегающий потенциал, который,

  • сожалению, не всегда используется в образовании. Так же могут быть использованы на занятиях физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Данные здоровьесберегающие технологии решают целый ряд задач:

  • предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;
  • устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;

  • устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

2.1 Физкультминутки

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко может применяться с детьми любого возраста.

Цель проведения физкультурной минутки:

  • повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях;

  • обеспечить кратковременный активный отдых для обучающихся во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха;
  • мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии;

  • мышцы кисти работающей руки.

Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения.

Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультурных минутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5-8. И физические упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы. Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале, включая в них упражнения, знакомые детям, или упражнения, способствующие подготовке нового двигательного действия. Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольником, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз - активный отдых.

Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно.

Музыкальное сопровождение оставит неизгладимый след в памяти школьников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

2.2. Физкультпаузы

Физкультпауза - это форма кратковременного активного отдыха при выполнении домашнего задания. Обычно через 35-40 минут занятий у подростка ослабляется внимание, от долгого сидения нарушается кровообращение (застой крови в нижних конечностях). Для повышения умственной работоспособности, улучшения кровообращения, активизации работы сердца и легких, ускорения выделения продуктов обмена из организма необходимо устраивать короткие - на 5-10 мин - перерывы в работе с выполнением физических упражнений.

Физкультурные паузы состоят из 5-8 упражнений, повторяемых 6-8 раз в среднем темпе. Упражнения должны быть простыми, хорошо знакомыми подростку. В физкультпаузы включают упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, ног.

Для снятия напряжения и укрепления мышц кистей следует выполнять упражнения для сгибания и выпрямления рук, сжимания и разжимания пальцев и кулак, потряхивание кистями, круговые вращения кистей и др. Для мышц туловища полезно включать упражнения типа потягивания с глубоким дыханием, всевозможные наклоны (особенно вперед и назад), повороты и круговые движения (вращения). В упражнения для ног включают приседания, махи, подскоки, прыжки на скакалке и др.

Использование информационно-коммуникационных технологий с элементами здоровьесбережения.

Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке обучающегося за компьютером, за партой,

  • также при проведении занятий с использованием интерактивной доской. Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:

  1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
  1. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности дошкольников.

  1. Рациональная организация труда педагога и детей

  1. Создание комфортного психологического климата на занятии.

  1. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.

  1. Чередование различных видов деятельности на занятии.

  1. Использование аудиовизуальных средств обучения.

Обучение – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей дошкольников.

Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко и, я стараюсь на занятии по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.

Во время организационного момента, при создании рабочей обстановки группе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ребенка: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома, с кем успел поссориться на, на кого обидеться. Для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия. Очень интересными являются проблемные ситуации, исследование на занятии. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Часто, во время работы с детьми, использую игровой, соревновательный момент и тогда, деятельность обучающихся, обретает хотя бы временную, но значимость. Такие формы работы с детьми помогают избежать однообразия на занятиях, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь лучший вид отдыха – смена деятельности. Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья обучающихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физминутки, минутки релаксации.

На уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку с интерактивной доской, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Зарядка для глаз проводиться, не всегда стандартно: я предлагаю ребятам не только инструкции по снятию утомления глаз, но и стереограммы. Они, как известно, рекомендованы людям, много работающим за компьютером. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз. Дети обожают определять изображение, спрятанное на рисунке. На уроке начинает присутствовать элемент соперничества, в котором зарядка для глаз не воспринимается как серьезный этап урока.

  • интернете количество стереограмм не ограничено, да и программ для их создания предостаточно.

При закреплении изучаемого материала использую всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь обучающимся легче усвоить новый материал. Например, для переключения видов деятельности использую дидактические игры.

Некоторым детям трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно и я стараюсь развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Использование различных форм и методов здоровьесбережения на занятиях

Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение дошкольника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Следовательно, возникает необходимость увлечь обучающихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.

Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на занятии.

Один из приемов создания положительных эмоций на занятии – юмор, доброе слово, обращение по имени, строки из стихотворения.

Второй прием – для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на занятиях рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Положительное влияние на эмоциональное здоровье обучающихся оказывает совместная деятельность обучающихся и педагога, коллективный диалог.

Создавая пространство отношений на занятии, я тем самым создаю условия:

- для сбережения эмоционального здоровья моих дошкольников,

- развития эмоциональной сферы ребенка,

- становления учебного сотрудничества.

Для расширения мыслительного пространства занятия мною используется следующее.

- театрализованные занятия вносят атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют детям проявлять инициативу, способствуют выработке у ребят чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

2. Включение личного опыта обучающихся в учебный материал.

Это включение возможно, если, прежде чем перейти к изучению нового материала, детям задать вопросы:

- Что вы знаете об этом?

- Что вы хотите узнать об этом?

4. Дифференцированное обучение. Дифференциация по особенностям восприятия.

Работая над созданием и расширением пространства занятия, я тем самым создаю условия для сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья моих учащихся.

Включая в занятие хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету.

  • конце занятия применяю разнообразные элементы рефлексии.
  • продумываю, какие растения разместить в группе, где проходят занятия. Эти растения поглощают из атмосферы и перерабатывают внутри себя энергию тяжести, резкости, облагораживают пространство, делают атмосферу более уютной, располагающей и

  • отдыху, и к творчеству. Растения помогают приспособиться организму человека к новым условиям: берегут от простуд, недомоганий при смене атмосферного давления, влажности и температуры воздуха, улучшают качество воздуха в помещении. Обучающиеся сами с удовольствием ухаживают за ними.

Обязательно проводится проветривание группы согласно санитарным нормам. Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на занятиях,

способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям

Список использованной литературы

  1. Ахутина  Т.В.  Здоровьесберегающие  технологии  обучения:  индивидуально-

ориентированный подход / Т.В. Ахутина, Москва, 2000, 86 с.;

  1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие /

Л.В. Гаврючина, Москва, 2010, 160 с.;

  1. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр / В.И. Ковалько, Москва, 2005, 176 с.;

  1. Левина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки / С.А. Левина, С.И. Тукачёва,

Волгоград, 2005, 68 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ОБЖ по теме «Электробытовые приборы» для детей старшей логопедической группы с использованием современной педагогической здоровъесберегающей технологией.

Закрепить знания детей об электробытовых приборах, их назначении. Учить устанавливать причинно-следственные связи и развивать доказательную речь. Закреплять навыки построения и использования в речи ра...

Конспект занятия ОБЖ по теме «Электробытовые приборы» для детей старшей логопедической группы с использованием современной педагогической здоровъесберегающей технологией.

Закрепить знания детей об электробытовых приборах, их назначении. Учить устанавливать причинно-следственные связи и развивать доказательную речь. Закреплять навыки построения и использования в речи ра...

Консультация для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи в ДОУ»

Знакомство педагогов со здоровьесберегающими технологиями, которые можно применить на занятиях в ДОУ по развитию речи....