Консультация для родителей "Тревожность (страхи) у старших дошкольников"
консультация

Голубенко Светлана Васильевна

Страхи и тревожность  у старших дошкольников... В чем проявление? Как можно продиагностировать и увидеть результат? Все это можно узнать, прочитав и ознакомиться с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Тревожность (страхи) у старших дошкольников»

Педагог-психолог: Голубенко С.В.

Предстоящее обучение  в школе и связанное с ним чувство неизвестного приводит к тому, что у многих дошкольников возрастает тревожность и появляются страхи, связанные со школой.

Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. В качестве этого стимула у старших дошкольников выступает неопределенность, связанная с началом школьного обучения. Как часто приходится слышать от старших членов семьи подобные высказывания: «Вот погоди, пойдешь в школу, там тебе покажут, там тебя научат» и т.п. В подобных ситуациях у ребенка появляются внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают его страхом, настойчиво и эмоционально указывая на наличие опасности.

Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. А если вспомнить о том, что у дошкольников преобладает правосторонняя ассиметрия головного мозга, что они эмоционально восприимчивы, что у них богатое воображение, то период поступления в школу можно рассматривать как сенситивный (т.е. наиболее благоприятный) для возникновения школьных страхов и тревожности.

Если страх – это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой генерализованный, диффузный, или беспредметный, страх.

Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга, сверхчувствительным к своему положению и признанию окружающими.

Обычно тревога представляет собой преходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Поэтому тревожных и боящихся школы детей, полезно записать в подготовительные группы или какие-то кружки (спортивные, музыкальные, театральные, фольклорные, изобразительного искусства) желательно при этой школе, в которую ребенок пойдет. Чрезмерное беспокойство родителей по поводу предстоящего обучения в школе способствует возникновению внушенных страхов у ребенка. Не следует заострять внимание ребенка на том, что он должен быть непременно лучше всех в классе, всегда первым. В случае несоответствия ожидаемых и фактических успехов у ребенка может возникнуть невротическая реакция, избавиться от которой достаточно сложно.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Сформированные реакции страха сравнительно стойки и сохраняются даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии.

В качестве несложных приемов, которые могут применить родители для коррекции тревожности и страхов у детей, можно назвать следующие:

- повышение самооценки ребенка (за счет положительных оценок его действий и личности в целом);

- снимание мышечного напряжения (за счет прослушивания спокойной музыки, выполнения упражнений, которые расслабляют различные группы мышц);

- рисование страхов с последующим их обесцениванием, зачеркиванием в виде штриховки, разрывание на мелкие части бумаги, где нарисован страх, и выбрасыванием ее;

- проигрывание с куклами сценок, в которых страх передан кукле, а ребенок помогает ей от него избавиться.

При наличии большого количества страхов у ребенка и устойчивости их сохранения следует обратиться к специалисту.

С целью диагностики страхов у старшего дошкольника можно использовать опросник, разработанный А.И. Захаровым. Задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься», и далее идет перечисление страхов:

  1. когда останешься один (одиночество);
  2. нападения, бандитов;
  3. заболеть, заразиться;
  4. смерти;
  5. смерти родителей;
  6. каких-то людей (незнакомых, пьяных, нелепо себя ведущих);
  7. родителей (перед матерью или отцом);
  8. наказания со стороны родителей;
  9. сказочных (мифических) персонажей, в том числе Бабы-яги, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча (для дошкольников), Пиковой Дамы, Черной руки, скелетов, чертей, призраков, невидимок, инопланетян (для школьников);
  10. опоздать в детский сад или школу;
  11. во время засыпания (перед сном);
  12. страшных снов;
  13. темноты;
  14. животных, насекомых (волка, медведя, собак, пауков, змей);
  15. транспорта (машин, поездов, самолетов);
  16. стихии (бури, урагана, наводнения, землетрясения);
  17. глубины;
  18. в маленькой комнате, туалете, переполненном автобусе, метро, когда тесно (замкнутого пространства);
  19. воды;
  20. огня;
  21. пожара;
  22. войны;
  23. больших улиц, площадей;
  24. врачей, медицинских работников;
  25. крови (когда идет кровь);
  26. уколов;
  27. боли;
  28. неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет);
  29. что-либо сделать не то, не так, неправильно (плохо у дошкольников);
  30. не успеть (что-либо сделать или прийти куда-нибудь вовремя).

Среднее количество выявленных страхов в старшем дошкольном возрасте не должно превышать 8 у мальчиков и 10 у девочек; в младшем школьном – 6 у мальчиков и 10 у девочек; при неврозе страха – 18 у девочек и 16 у мальчиков.

Следует также помнить о том, что определенный уровень тревожности и наличие возрастных и ситуационных страхов являются необходимым условием существования человека. Они помогают человеку приспособиться к требованиям общества и обеспечивают безопасность жизнедеятельности. Как только у ребенка пропадает страх перед городским транспортом, он начинает нарушать правила дорожного движения и вероятность возникновения аварийной дорожной ситуации повышается. Как только ребенок перестает испытывать тревогу относительно успешности выполненного им задания, так сразу у него появляется безразличие, скука, пропадает интерес к результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Маленькое счастье старшего дошкольника".

Сегодня нам нередко приходится задаваться вопросом: почему дети старшем дошкольном возрасте не играют или играют плохо? Оказалось, что одной из причин является то, что воспитатели в детском саду...

консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ»Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по в...

Консультация для воспитателей "Нравственное воспитание старших дошкольников"

Важно для полноценного нравственного  развития ребенка любить его, понимать и разговаривать с ним....

Консультация для родителей. Развитие речи старшего дошкольника.

В данной консультации помещён материал о том , что должно быть сформировано в речи  (звукопроизношение, лексика, грамматика) старшего дошкольника к 6-7 годам и на что родителям следует обратить о...

Консультация для родителей "Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи"

Консультация-презентация для родителей "Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи" предназначена для выступления на родительском собрании в логопедической группе. Она знакомит ...