Мастер-класс "Играем дома"
методическая разработка

В рамках акции "Зажги синим" в нашем дестком саду был проведен замечательный мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Играем дома»

Добрый день, дорогие гости!

Мы рады видеть вас здесь на нашем открытом мероприятии, которое посвящено дню распространения информации об аутизме. Думаю, что многие из вас уже знакомы с теоретической частью, что такое аутизм и каковы его особенности вы каждый день видите своего ребенка и знаете как тяжело, непросто и какой это труд организовать полезное и совместное времяпрепровождение.

Сегодня я хочу предложить вам мастер-класс «Играем дома». Мы  свами в детском саду, а это значит что говорить мы буем о детях дошкольного возраста, а как вы думаете чем же должны заниматься дети.. (играть). Совершенно верно игра-это ведущий вид деятельности ребенка. Но у детей с РАС есть свои особенности:

  • сама игра возникнуть не может
  • простые игровые действия долгое время остаются свернутыми
  • развитие игры очень медленное и постепенное
  • совместная игра долгое время не организовывается
  • в сюжетно-ролевой игре использование предметов-заместителей вызывает затруднение

У детей с расстройствами аутистического спектра игра может развиться при специальном целенаправленном обучении с учетом иерархии игровых навыков, при использовании поведенческого и эмоционально-уровневого подхода

Правила при организации игры с аутичным ребенком:

  • делайте паузу
  • совершайте повторяющиеся действия
  • внесите в  игру речь, комментируйте свои действия
  • предоставьте ребенку выбор, это способствует развитию коммуникативных навыков, игровой инициативы
  • учите ребенка в игре ждать
  • игнорируйте нежелательное поведение и закрепляйте желательное
  • имитируйте действия ребенка, присоединитесь к его занятию

Иерархия игровых навыков

Действия ребенка

Задачи развития игры

Игра в одиночестве

  • Играет с игрушкой один
  • Отворачивается или отодвигается, если кто-то садится рядом.
  • Уходит при попытках коснуться его игрушки.
  • Определение предпочтений ребенка и наличия стереотипной игры
  • Формирование элементарных бытовых навыков
  • Организация игры рядом с идентичной или похожей игрушкой (предметом)
  • Сопровождение игровых действий эмоциональным комментарием
  • Организация игры «на коленочках»

Параллельная игра

  • Играет вблизи от других детей и взрослых
  • Иногда наблюдает за игрой других людей
  • Сосредоточен на собственной игрушке
  • С другими не взаимодействует
  • Моделирование проявления счастья и радости
  • Минимизация проблемного поведение во время игры
  • Вывод ребенка из зоны комфорта (заменить предпочитаемую  игрушку, отдать часть игрушек сверстнику, войти в его игровое пространство)
  • Показ новых игровых действий
  • Организация игр на развитие взаимодействия

Интерактивная игра

  • Может делиться игрушкой со взрослыми в условиях образовательной деятельности
  • Умеет играть по очереди
  • Чаще играет молча, избегает  зрительного контакта с другим человеком
  • Определение ритма чередования действий в сенсорных социальных играх
  • Создание репертуара сенсорных социальных игр и разучивание их
  • Развитие коммуникативных навыков в игре
  • Генерализация навыка взаимодействия
  • Увеличение количества играющих

Сотрудничающая игра

  • Играет и взаимодействует с другим человеком во время игры
  • Во время игры смотрит на  другого человека и поддерживает зрительный контакт.
  • Варьирование или трансформирование игры, добавление новых действий, игрушек, замена игрушек
  • Создание совместных построек (башни, дорожки, головоломки-пазлы)

Игра на основе правил

  • Участвует в воображаемой игре, в которой есть элементы «понарошку»
  • Показ и разучивание простых сюжетов: укачивание, катание  и кормление куклы (мишки, зайки) и т.д.
  • Постепенное усложнение правил

Сюжетно-ролевая игра

  • Играет в социальные и соревновательные игры с другими людьми
  • Может играть в игры с другими детьми, придуманные на ходу, может соблюдать правила, при их изменении
  • Организация НОД по сюжетно-ролевой игре
  • Введение сюжетов: мамы и дочки, больница, магазин, парикмахерская

А теперь предлагаю вам всем вместе попробовать сыграть в простые и все знакомые игры «тутушки», «игры на коленочках». Если вес и возраст ребенка позволяет, то лучше подбрасывать ребенка на коленях с разной амплитудой, покачивая в стороны на ухабах, в конце уронить. Лучше напевать. При длительном проведении игры рекомендуется не договаривать последнюю фразу, делать паузу, побуждая ребенка к речевой активности.

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг…в яму!
Бух!..


Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Маша на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком

Также важной частью является умение взаимодействовать с окружащими для этого также есть простые игры, давайте вместе попробуем сыграть.

«Мяч по кругу»

Ход игры: дети встают в круг, мяч передается по кругу.Вместо мяча можно использовать любую игрушку. Педагог следит за тем, чтобы ребенок подставлял руки, когда мяч дошел до него, а также отдавал мяч, когда подошла его очередь и разжимал руки, ослабляя захват.

Вариация игры «Дай пять»-дети, стоящие в кругу поочереди передают «пять» друг другу.

«Ладошка подари ладошку»

Ход игры: ты ладошку подари, на другую положи. Итак, один человек протягивает руку другу ладонью вверх. Другой кладет на них свои ладони. Все дети вместе с педагогом образую единый круг.

Игра «Нетрадиционное приветствие»

Ход игры: игра проводится в паре со взрослым или с ребенком. После того, как образовались пары, необходимо поприветствовать друг друга, касаясь частями тела по команде.

И так приветствуем друг друга:

o Нос к носу,

o Щека к щеке,

o Ухо к уху,

o Пятка к пятке,

o Локоть к локтю,

o Колено к колену,

o Бедро к бедру,

Ну и конечно же музыка дети очень любят веселые песенки и некоторые с удовольствием пытаются повторять слова или покачиваться в такт услышанному ритму, давайте попробуем проделать это вместе.

(музыкальное сопровождение)

Вот на этом и заканчивается наш мастер-класс, надеюсь, что вам было полезно и интересно. Желаю вам удачи и успехов в развитии детей.

Учитель-дефектолог

Бухарова А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...

Игры по дороге домой и дома

Образование ребенка (воспитание, обучение и, как следствие, развитие) не ограничивается и не исчерпывается детским садом....

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома"

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома" посвящена вопросам физического воспитания детей не посещающих детские образовательные учреждения....