Важность игры для дошкольников
статья

Богданова Любовь Ивановна

В статье рассказывается о важности игры для детей дощкольного возраста, о ее периодизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_igry_dlya_detey.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

         Игра - это не учение и не развлечение

          У современных родителей бытует два достаточно распространенных заблуждения. Первое в том, что развивающая игра - это непременное приобретение новых знаний и умений, второе, напротив, в том, что игра - это забава, отдых, развлечение. 
      В последние десятилетия в воспитании со стороны родителей наметилась тенденция к раннему целенаправленному развитию с самого раннего возраста. Во многом этому способствует состояние современного рынка, с каждым годом предлагается все больше развивающих игрушек и пособий. Их создатели понимают под развитием исключительно приобретение знаний и освоение навыков, но ничего общего с игрой это не имеет. Многие производители игрушек, а также некоторые детские издательства думают не о ваших детях и тем более об их развитии, а исключительно о своей прибыли. Настоящие игрушки вытесняются, с одной стороны, дидактическими играми, а с другой - современными, технически оснащенными или модными игрушками-забавами, которые не только не развивают, но и тормозят естественное развитие ребенка. Все чаще на полках в книжных магазинах можно встретить книги с искаженными изображениями людей, животных, птиц и пр., которые не дают ребенку сформировать целостную картину мира. Довольно трудно за пестротой и разнообразием, не зная объективных и научно-обоснованных критериев отбора, найти правильные игрушки, хорошие книги и другие полезные материалы для своих детей. 
      Любящие родители, заботливые бабушки и дедушки буквально заваливают ребенка развивающими игрушками, водят детей в центры раннего развития, закупают учебные пособия с самого раннего возраста и все это с целью не упустить золотое время. И если ребенок развивается согласно графику, знает фигуры, числа, буквы и пр., то счастливые мамы, увидев плоды своих трудов, продолжают еще с большим усердием. Но почему-то все меньше родителей обращают внимания на основной показатель развития ребенка: на соответствие СЛОЖНОСТИ игровой деятельности возрасту. А если и замечают, что игровые сюжеты ребенка примитивны, то успокаивают себя тем, что ребенок растет творческой личностью, умеет считать и читать до школы. И тем самым родители упускают из вида самое важное, что дает ребенку игра - это личностное развитие: становление самосознания, устойчивых мотивов, инициативности и ответственности, творческого воображения, воли и произвольности, умение управлять своим поведением и эмоциями. 
     Именно игра развивает умственные способности, образное мышление, формирует эмпатию, помогает ориентировать в сложных ситуациях.
     Истинное развитие - это всегда возникновение нового качества, появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и мотивов (побуждений) к действию. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок САМ к чему-то стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребёнка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку лишают малыша собственной активности.

        Исследования последних лет показывают: дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и раннее развитие, оказываются в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать или знание цифр) не дают никаких преимуществ в умственном развитии и даже в освоении школьной программы.
Настоящая игра всегда предполагает сосредоточенность и некоторое напряжение, например придумывание новых сюжетов или решение каких-то задач. В хорошей игре человек одновременно находится и внутри, и вне игрового сюжета, а игровая ситуация так же значима для него, как реальная. Переходы из воображаемой ситуации в реальную помогают представить план действия, сформировать образное мышление, без которого невозможны ни успешное обучение, ни полноценное развитие. 
         Как это ни странно, игра может быть хорошей и плохой, развитой и примитивной. В случае неразвитой игры главное для ребенка - обладание предметом и действия с ним, а в развитой игре смысловой центр ситуации переносится с предмета на человека, на отношение между людьми. Благодаря этому взрослый и его действия начинают выступать перед ребенком как образец. Ребенок хочет стать взрослее, умнее, сильнее, стремится действовать как взрослый. Важно подчеркнуть, что эти желания возникают и оформляются именно в игре. И для выполнения этих желаний ребенок способен преодолевать непосредственные импульсы; он учится владеть собой и управлять своим поведением. Игра - это прежде всего уникальное средство воспитания и развития личности. 

       В сентябре 2016 года проходила I международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства», на которой были представлены результаты недавних российских исследований: только у 5% детей в возрасте 5-6 лет высокий уровень игры, а у 60% - низкий. Мы наблюдаем стремительное снижение уровня детской игры. Современные дети играют мало, игра стала поверхностной и примитивной, превратилась в машинальные, автоматические операции с игровыми предметами.
Пока родители игнорируют или не придают большого значения насколько развита игровая деятельность и соответствует ли она возрасту ребенка, проблема будет усугубляться. 
К счастью, многие уже начинают задумываться о значении игры, но мало кто из родителей на самом деле понимает «анатомию» игры и знает основные этапы ее развития. Игра никогда не приходит сразу зрелой, она вырастает постепенно, проходя следующие этапы: 
1) предметно-манипулятивная деятельность (1-3 года), 
2) режиссёрская предметная игра-манипуляция (3-4 года), 
3) образная игра (4-5 лет), 
4) сюжетно-ролевая (5-6 лет), 
5)игра по правилам (6-7 лет), 
6) режиссёрская игра высокого уровня.
      Важно, что без первых двух игровых этапов сюжетно-ролевая игра ребенка будет бедной и неполноценной, и необходимые качества и психические функции в этой игре не смогут развиваться в полной мере. Ребенку будет трудно брать на себя и удерживать роль, развивать сюжет, творчески перестраиваться в игре, вносить проблемы и коллизии в игру.
Поэтому наша задача поддержать прежде всего игровую деятельность ребёнка и создавать условия для нее. Ведь чем «лучше» ребенок играет, тем интенсивнее развивается. Мы несем ответственность за будущее наших детей и только наш разумный подход ко всему принесет им пользу и не причинит вреда.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое социализация дошкольника .Важность игры в социализации дошкольника."

раскрывает понятие социализации дошкольника и её важность в процессе игры....

«Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребенка. Именно в  игре он развивается и самореализуеться, усваивая и в...

Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника.

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность про...

Презентация "Что такое социализация дошкольника с ОВЗ ?" Важность игры в социализации дошкольника"

Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, но стараться очищать се...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...

Важность игры для дошкольников

В статье рассказывается о важности игры для детей дошкольного возраста., о ее периодизации....