Консультация для родителей «Развитие речи детей 3-4 лет, игровые упражнения»
консультация (младшая группа)

Нясимя Фатиховна Халимова

Увлекательные и простые игры для детей 3-4 лет направлены на развитие грамматического строя речи, пополнение активного словаря ребёнка, а также восприятия, мышления и внимания. Помогут родителям и воспитателям в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_3-4_let.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Консультация для родителей

«Развитие речи детей 3-4 лет, игровые упражнения»

Воспитатель:

Халимова Нясимя Фатиховна

Пгт Стройкерамика 2023г

Развитие речи детей 3-4 лет.

Вы вступили на порог дошкольного детства! Позади три года активного узнавания окружающего мира. Но не останавливайтесь, всё еще впереди! Одной из главных задач в этом году остаётся развитие речи ребёнка. В его словарном запасе около 2000 слов и это число неумолимо растет. Ребёнок в речи выражает простейшие связи между предметами, пользуется обобщающими словами, пытаясь группировать предметы по наиболее яркому признаку. В речи появляются наречия, числительные и местоимения (тут, там, наш, твой и т.д.). Разнообразными становятся прилагательные (мамина, волчий).

В это время особое внимание стоит уделить правильному согласованию слов в предложении. Ребёнок старается отвечать развернутыми предложениями из 4-5 слов, но допускает при этом грамматические ошибки. Например: «У меня много мячёв» или «Красная яблоко». Для исправления таких ошибок существуют весёлые игры, играть в которые можно на улице, в трамвае, в очереди к врачу – проведёте время с пользой.
Хотя ребёнок проявляет большой интерес к разным словам, рифмует их, пытается создать новые, речь его далека от совершенства. Без помощи мамы или бабушки ему сложно рассказать об увиденном. Но чем больше вы общаетесь с ребёнком, тем быстрее он научится составлять небольшие рассказы и удивлять гостей своим словотворчеством.
У некоторых детей 3-4 лет наблюдается неправильное звукопроизношение отдельных звуков. Это объясняется возрастными физиологическими особенностями. Малыш либо не произносит трудный звук вообще, либо заменяет его другим. Иногда дети переставляют местами или упускают из слова целые слоги. Например, деверо (вместо дерево), всеварно ( вместо все равно), Охана (вместо Оксана) и т.д. Все эти несовершенства с возрастом проходят. Но взрослый может ускорить этот процесс. Ежедневные речевые упражнения и чистоговорки приносят большую радость и пользу маленькому человечку. Ведь он так стремится к общению со взрослыми. Для формирования правильного звукопроизношения подойдут так же короткие стихи, в которых часто повторяется нужный вам звук.
Продолжайте постоянно разговаривать с ребёнком, описывать свои действия и задавать ему вопросы. Это стимулирует умственную деятельность малыша. Рассматривайте и обсуждайте всё что видите, машины, дома, людей. Побуждайте сына или дочку к тому, что бы они вычленяли детали из целого предмета. Теперь ребёнок видит не просто машину, он может назвать её цвет и размер, а так же выделить колеса, двери, фары и т.д. Исследуйте окружающий мир играя в разные игры. Выходя, например, на прогулку, договоритесь, что сегодня вы будете искать все предметы красного цвета, или большие предметы и т.д. Поощряйте малыша за внимательность, радуйтесь его успехам.

Развитие мышления приводит к тому, что ребёнок с удовольствием группирует предметы. Он может отделить овощи от фруктов, одежду от обуви или зимнюю одежду от летней (это более сложный вариант). Чтобы стимулировать этот процесс, используйте речевые игры на классификацию разных предметов.

Очень эмоциональный момент в общении взрослого и ребёнка – чтение литературных произведений. Книги и художественные произведения предназначены для расширения кругозора детей, ребёнок учится слушать и сопереживать героям. Помимо всего, художественное слово развивает слух ребёнка, помогает правильно составлять предложения и приобщает к народной культуре. Читать или рассказывать одну и ту же сказку можно несколько раз. Малыш скоро начнет рассказывать вместе с вами. Предложите ему быть каким-нибудь героем, поставьте спектакль для домочадцев. Скачёк в развитии памяти позволяет ребёнку не только слушать, но и запоминать, а потом эмоционально рассказывать стихи и даже небольшие сказки. Все это поможет малышу раскрепоститься, почувствовать себя важным и «взрослым». Обратите внимание на то, какие книги окружают вашего малыша. Они должны быть легкими, безопасными и соответствовать возрасту.

По мнению педагогов и педиатров именно с трёх летнего возраста необходимо уделять большое внимание развитию речевого дыхания. Обычное (жизненное) дыхание ритмично и происходит в одной и той же последовательности – вдох и выдох примерно одинаковы по времени. Это происходит автоматически и ребёнок не задумывается над процессом дыхания. А вот когда ребёнок говорит, включается речевое дыхание. Здесь самое главное – выдох. Он значительно длиннее вдоха, потому что все слова и звуки появляются на выдохе. Процесс такого дыхания становится произвольным. Упражнения на развитие ротового выдоха помогут тренировать ротовые мышцы, развивать длительный выдох. Помимо всего прочего такие упражнения носят и закаливающий характер.
Так же необходимо помнить о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики ребёнка. Существует множество приемов и игр, которые помогут развивать моторику рук не выходя из дома. Ознакомьтесь с нашими упражнениями для развития мелкой моторики и развивайтесь.

Развитие речи детей 3-4 лет посредством игр и упражнений

Увлекательные и простые игры для детей 3-4 лет направлены на развитие грамматического строя речи, пополнение активного словаря ребёнка, а также восприятия, мышления и внимания. Игры простые и не требуют специального оборудования, в них можно играть где угодно.  
«Какой?»
Эта игра предназначена для обогащения словаря прилагательными. При рассмотрении любого предмета, например, матрёшки, как можно больше подберите прилагательных. Спрашивайте у ребенка: «Какая матрешка?» (большая, красивая, весёлая, лёгкая, яркая и т.д.) Машина может быть маленькая, пластмассовая, жёлтая, быстрая и т.д. Собирайте в копилку разные прилагательные. Для этого можно использовать следующее упражнение: игрушка из дерева – какая? – деревянная.
игрушка из пластмассы – пластмассовая,

из железа – железная,

из кирпича дом кирпичный,

лист березы – березовый, лист клёна – кленовый и т.д.

Подбирайте прилагательные, которые ребёнок может образовать таким образом от существительных.

«Какое, какие?»

Ещё одна игра с прилагательными направлена на правильное согласование прилагательных с существительными по родам. Рассматривая предметные картинки задавайте вопросы ребёнку, интонационно выделяя окончание вопроса «КакАЯ?, КакОЕ? и т.д.» Если ребёнок затрудняется в правильном согласовании слов, попросите его повторять за вами, так же выделяя голосом окончание.

«Один, два, много…»

Для образования множественного числа существительных можно играть в эту игру. Предложите ребёнку посчитать, например, карандаши. Один карандаш, два карандаша, много карандашей (одна кукла, две куклы, много кукол, или одно яблоко, два яблока, много яблок). Так считать можно всё, что вы видите на улице, в магазине или поликлинике.

«Корреспондент»

Гуляя на улице, закройте глаза и попросите ребёнка описать подробно всё, что он видит. Вначале придётся задавать наводящие вопросы, но в дальнейшем ребёнок научится обращать внимание на детали. Меняйтесь ролями, это способствует развитию воображения ребёнка.

«Чего не стало»
Знакомая игра, развивающая мышление, так же способствует развитию речи. Ребёнку придётся правильно отвечать на вопрос «Чего не стало?» Не стало подушки, кастрюли и т.д.

«Назови одним словом»
Предложите ребёнку назвать одним словом кастрюлю, тарелку, стакан (это посуда), трамвай, машина, самолёт (это транспорт). Можно играть наоборот: назови посуду, назови одежду и т.д.

«Что бывает зеленым?»

Вместе с ребёнком называйте предметы, которые бывают большими, красными, мокрыми и т.д. Например, что бывает жёлтым? Лимон, солнце, бантик, юбка, машина, лопатка, мячик и еще много чего другого. Эта игра удастся, если вы в прошлом правильно и внимательно рассматривали предметы, выделяя их основные и второстепенные признаки.

«Скажи наоборот»

Взрослый говорит, например, большой, а ребёнок должен сказать наоборот – маленький. Горячий – холодный и т.д. Рассматривая любой предмет, можно заострить на этом внимание (как будет наоборот).

«Чем закончилось?»

Начните с ребёнком смотреть мультфильм, а потом выйдите из комнаты (решить срочное дело), а ребёнка попросите быть внимательным. После окончания просмотра спросите, чем закончился мультфильм. Не довольствуйтесь коротким и скудным рассказом, стимулируйте использование сложных предложений. Похвалите ребёнка за внимательность, ведь он постарался всё запомнить и рассказать вам.

«Назови детёныша»

Показывая ребёнку картинки с изображением животных, спросите, как называется детёныш. Например, это собака, детеныш – щенок, у зайца детеныш зайчонок и т.д. Потом можно играть наоборот: называя детеныша спросить, кто его мама.

«Рифма»

Если вы заметили, что ребёнок склонен к словотворчеству, предложите ему подбирать рифмы к разным словам. Это очень весело и способствует развитию фонематического слуха (непременного условия успешного обучения в школе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений».

Родительское собрание «Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений»....

Консультация для родителей "Развитие речи детей младшего возраста в игровой деятельности."

Цель: Познакомить родителей с тем, в какие игры можно играть с ребенком для развития речи. Способствовать установлению доверительных отношений с родителями...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4-5 лет с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Консультация для родителей«Развитие речи детей 4-5 лет с использованием пальчиковых игр и упражнений»....

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность».

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность»....

Консультация для родителей :"Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности".

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста средствами игровой деятельности»

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэ...