Родительское собрание
методическая разработка (подготовительная группа)

Симонова Марина Равуиловна

Деловая игра для родителей «Мамы, папы, в школу собирайтесь!»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Родительское собрание

                  Деловая игра для родителей «Мамы, папы, в школу собирайтесь!»

Дата: 28.02.2018г.

Цель:

  • содействовать психопрофилактическому направлению работы с семьями детского сада при готовности детей к обучению в школе;
  • развить компетентность родителей в вопросах готовности детей к школе, их социализации к школьной жизни;
  • помочь осознать специфику возраста и соотнести требования школы с психологическим портретом ребенка;
  • познакомить с проблемами первоклассников в период адаптации к школе, их причинами и способами коррекции.

Участники: родители детей подготовительной группы.

Продолжительность: 1- 1,5 часа.

Ход игры

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу.

Большинство родителей считают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширный.

В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен.  

Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе, будет сложно угнаться за темпом обучения, и он будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников.

Для того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу предшкольной подготовки и не полениться позаниматься с ребенком.

В нашем детском саду этому вопросу уделяется огромное внимание. Ежегодно проводятся мероприятия, конкурсы, соревнования, собрания которые направлены на развитие общего кругозора детей,  развитие крупной и мелкой моторики, умения быть внимательным, личностно-коммуникативным, зрелым дошкольником, что является главными критериями готовности детей к школе.

1.Видеоролик «Первое сентября»

Педагог:

В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог.

Вспомните, как обычно, входит в воду человек? - (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой…).

Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, … что тем более дети, могут там проводить часами….

С приходом в школу изменяется      вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 27 детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребёнка стресс. 

Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат.

Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.

Что делать? - Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.

В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родителей.

 

1.Задание «Цветной колокольчик»

Попросить родителей разделиться на 2 команды с помощью игрового задания «Колокольчики» - в шляпе лежат ленточки нужного количества  и цвета, каждый вытягивает «колокольчик». Затем по цветам все расходятся на команды.

Выбирается капитаны команды, и название команд. Капитанов команд прошу представить название команды.

2. Разминка «Хитрые вопросы»

 1. Сколько ног у осьминога?

 2. Сколько орехов в пустом стакане?

 3. Один ум хорошо, а … лучше?

 4. Делу время, потехе… .

 5. Как называется геометрическая фигура без углов?

 6. Сто иголок имеет, а шить не умеет …

 7. Какое число встречается в названии сказки о Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и Ниф-Нифе?

 8. Какое число показывает, сколько голов у Змея Горыныча?

 9. Как называются иностранные деньги?

 10. Как по-другому можно назвать деньги?

 11. Что такое бартер?

 12. Что такое товар?

 13. По какой цене выгодно продать: по дорогой или по дешевой?

 14. По какой цене выгодно купить: по дорогой или по дешевой?

 15. Почему люди должны трудиться?

 16. Для чего нужна реклама?

 

Участникам выдаются жетончики – по полученным ответам.

3. Мозговой штурм «Цели начального образования»

Участники получают карточки с заданиями. Педагог: в приведенном ниже списке основных целей начального образования отметьте 2-3 наиболее важные, с вашей точки зрения (учтите, что задачи могут быть необходимыми, взаимодополняющими и взаимоисключающими).

  • Я считаю, что начальная школа должна в первую очередь:
  • Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать, хорошо считать.
  • Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов.
  • Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.
  • Развивать интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.
  • Помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.
  • Воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимые в общении и совместных делах.
  • Снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседневной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за любое новое дело.
  • Другое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Обсуждение. Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества – приоритетные ценности.

4.Игра «Размышляй-ка!»

Педагог:

- Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа на вопросы и отметить его карандашом, затем зачитать выполненное задание и обосновать ответ вашей команды.

Представитель каждой команды получает свой набор вопросов.  На обсуждение в группе отводится 5-7 минут.

Задание для 1 команды:

1. Ребенок готов к школе когда:

а) ему исполнилось 7 лет;

б) умеет читать и считать;

в) его уровень соответствует возрастной норме и он хочет идти  в школу.

2. Мотивационная готовность – это, когда ребенок хочет идти в школу:

а) так как будет учеником  и получать «пятерки»;

б) получать новые знания;

в) купят новый портфель, форму, школьные принадлежности.

Задание для 2 команды:

1. Общая цель  воспитания в современной школе – это:

а) трудовое и политехническое образование;

б) умственное воспитание;

в) разностороннее и гармоническое развитие личности.

2. Дисциплинированный ребенок:

а) всегда и везде выполняет правила поведения;

б) не дерется и не опаздывает;

в) соблюдает правила поведения в школе.

5. Упражнение «Анализируем ситуации»

Каждой группе раздаются карточки с ситуациями, которые описывают один из компонентов школьной готовности. Задача участников - провести анализ ситуации, предложить вариант развития компонента.

Карточки с ситуациями

Ситуация 1. Мама Светы с вечера собирает пакет в бассейн. Света спрашивает у мамы:

- А ты мне шапочку купальную положила? А мыло? А мочалку?

- Да, - ответила мама.

В бассейне Света достала из пакета вещи, а полотенца не оказалось.

Воспитатель спросила у Светы:

- А где полотенце?

- Мама забыла положить,- ответила Света.

Вопрос: Как бы вы поступили на месте Светиной мамы в данной ситуации?

Ситуация 2. Мама посмотрела выполненное дочерью – первоклассницей задание и обнаружила в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было побольше?». Дочь объяснила это тем, что у нее устала рука.  «Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге разговор закончился криками и истерикой дочери.

Вопрос: Что, на ваш взгляд, способствовало конфликту между матерью и дочерью?

Ситуация 3. Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот увидел, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.

Вопрос: Ваша оценка действий отца? Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребенка.

Ситуация 4. Отец возвратился с работы и увидел, что все его инструменты лежат в коридоре на полу, где семилетний Боря до того мастерил лодочку с парусом. Отец рассердился. Он нашел Борю во дворе и приказал ему идти домой. По отцовскому тону Боря понял, что ему грозят неприятности, и подошел нерешительно.

- Я бы хотел знать, в чем дело? – спросил отец, указывая на инструменты. Боря молчал.- Сколько раз я тебе говорил, что, закончив работу, инструменты надо убирать на место!

Боря стоял молча, съежившись, опустив голову.

- Ты будешь отвечать?

- Не знаю, папа.

- Ладно. Придется тебя выпороть. Может быть, в следующий раз ты не забудешь убрать мои инструменты на место.

Он повернул Борю к себе спиной и отшлепал его. Всхлипывая, мальчик собрал инструменты, отнес их на место.

Вопрос: Выскажите свою точку зрения: согласны ли вы  теми методами, которые использует отец, чтобы приучить сына соблюдать порядок. Какие бы вы дали советы отцу?

6. Игра «Уровни готовности»

Материалы: родители получают небольшие листочки с надписями показателей готовности (на каждую группу). Их следует расположить по предложенной схеме, но в том порядке, чтобы основное было внизу.

  • Умение ставить большие и маленькие цели
  • Умение организовать рабочее место
  • Умение считать, считать, писать
  • Настойчивость
  • Ответственность
  • Логическое мышление
  • Умение общаться
  • Самостоятельность
  • Состояние здоровья

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место).

7. Анализ ситуаций «Как родители готовят ребенка к самостоятельной жизни»

Материал: две фотографии – на одной мама кормит ребенка с ложечки, на второй – ребенок весь чумазый сам ест, мама наблюдает со стороны; карточки с ситуациями.

Показываем участникам поочередно две фотографии и просим их ответить на вопрос «В чем разница между фотографиями?».

- Всем вам хорошо знакома эта ситуация. (Фотография, где мама кормит ребенка.) Мама кормит маленького ребенка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести ее ко рту малыша, которому останется только проглотить пищу. При таком способе кормления и время экономишь, и нет риска, что все вокруг будет в каше.

(Показываем вторую фотографию) Здесь ребенок ест сам, перепачкал себя кашей. Мама находится рядом, присматривает за ним. Конечно, в этом случае и времени уходит больше, и хлопот тоже прибавляется. Оба способа приведут к желаемому результату – ребенок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, а второй - приобрел неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребенок ел, второй - учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие, как набрать в ложку каши, а потом поднести ее ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьезный труд!

- Взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее. Сами застегивают пуговицы, завязывают шнурки, заправляют постель, собирают игрушки за детьми. А через несколько лет удивляются тому, почему ребенок несамостоятельный, безответственный, безынициативный. А все просто - он привык к тому, что за него все делают и все решают. В детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи, помогать учиться новому, а не делать все за них.

5.Игра «Идеальный первоклассник»

Педагог: мне хотелось бы задать вам первый вопрос: “Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, “идеальный” первоклассник?”.

Родители называют качества, психолог записывает их маркером на вывешенном альбомном листе.

На выполнение этого задания отводится 3–5 минут, после чего проводится обобщение и анализ ответов.

Обсуждение.

Теоретическая часть

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя “психологическая готовность к школе”?

 На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе:

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: 

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Родителям раздаются распечатки с описаниями компонентов психологической готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать неудовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

9.Ритуал прощания

Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения «Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я ...»

Психолог: Уважаемые родители! Я подготовила для вас вот такие выписки из диагностики ваших детей и рекомендации, чтобы вы знали в каком направлении работать. Я думаю, к концу учебного года дети будут готовы к школе во всех смыслах.

Желаю удачи вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...