Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.
статья (подготовительная группа)

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду является важным компонентом развития дошкольников. Целью этой деятельности является развитие исследовательского мышления у детей, а также стимулирование их познавательных способностей. В ходе исследований дети активно исследуют окружающий мир, проводят эксперименты, задают вопросы и стремятся найти ответы на них. Организация познавательно-исследовательской деятельности может осуществляться через коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Применяемые методы и приемы включают эвристический метод, наблюдение, опыты и эксперименты, проектную деятельность и использование ТРИЗ-технологий. Все эти подходы способствуют развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности у детей в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основная статья18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.

Каждый ребенок по своей природе стремится к новым впечатлениям и открытиям, проявляя себя как первооткрыватель. Он с радостью исследует окружающий мир, экспериментирует и стремится к самопознанию.

Исследовательская деятельность является особым видом интеллектуально-творческой работы, которая основывается на активности исследования со стороны ребенка. При этом поисковая активность дошкольников направлена на изучение объектов окружающего мира, выявление причинно-следственных связей между явлениями и объектами окружающей среды, а также установление закономерностей. Затем полученные знания упорядочиваются и систематизируются.

Дошкольники проявляют познавательно-исследовательскую активность через эксперименты с предметами или задавая вопросы взрослым. Исследования позволяют им самостоятельно находить ответы на вопросы "как?" и "почему?". Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные эксперименты в процессе исследования, активно манипулируя объектами, а не просто наблюдая. Знания, полученные в ходе исследований, экспериментов и опытов, закрепляются надолго.

Считается, что разнообразная и насыщенная познавательно-исследовательская деятельность способствует быстрому и полноценному развитию дошкольников. Задача педагога заключается в стимулировании и поощрении исследовательской активности, а также в помощи детям в сохранении и развитии этой активности, которая является основой важных процессов самообучения, самовоспитания и саморазвития. Этот принцип активного применения экспериментирования основан на практике работы дошкольных учреждений.

Цель и задачи

Основной целью организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях является развитие у детей исследовательского мышления.

Путем наблюдения, прослушивания и осязания, дошкольники определяют качества и свойства предметов окружающего мира. Они пытаются установить причинно-следственные связи, дают объяснения тому, что видят или слышат, а также обобщают и систематизируют полученные знания. Возможность самостоятельно получать информацию позволяет детям почувствовать радость открытия.

Задачи, связанные с познавательным развитием в дошкольных учреждениях, включают:

  • Стимулирование интереса к предметам и явлениям окружающего мира.
  • Формирование первоначальных представлений об их свойствах, таких как форма, цвет, размер, структура, звучность и т. д.
  • Развитие мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
  • Развитие ориентировки во времени и пространстве, а также установление причинно-следственных связей.
  • Поощрение самостоятельного поиска необходимой информации и создание положительного отношения к этому процессу.
  • Стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности и выявление интересов у ребенка.
  • Развитие творческих способностей и воображения.
  • Формирование и улучшение умения использовать различные инструменты в работе, а также накопление опыта взаимодействия с различными предметами и веществами.
  • Развитие мелкой моторики.

Таким образом, задачи познавательного развития в дошкольном образовании направлены на разностороннее развитие детей, их познавательных способностей и умений в освоении окружающего мира.

Исследовательская деятельность в дошкольных учреждениях организуется в различных формах:

  1. Коллективная форма. Занятия, направленные на развитие исследовательской активности, проводятся в групповом формате, где каждый ребенок участвует в процессе исследования. В ходе занятия используются игровые элементы и физкультминутки, при этом соблюдается план деятельности в определенные временные рамки. Структура такого занятия включает постановку проблемы, основную часть и подведение итогов.
  2. Подгрупповая форма. Педагог делит детей на подгруппы для проведения исследовательской работы. Эта форма выбирается, когда требуется сравнительный анализ нескольких результатов исследования для получения выводов.
  3. Индивидуальная форма. Педагог предлагает выполнить исследовательское задание одному ребенку в случае, если его уровень знаний, умений и навыков отстает от общего уровня группы, если у ребенка продолжительный и стойкий интерес к исследовательской деятельности или если возникла возможность развить стихийный интерес к изучению определенной темы или объекта.

Таким образом, различные формы организации исследовательской деятельности в ДОУ позволяют учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка, создавая условия для развития его исследовательского мышления и интереса к познанию.

Методы и приемы, применяемые при организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях, включают следующие актуальные подходы:

  1. Эвристический метод. Этот метод основан на использовании проблемно-ориентированных вопросов во время беседы. Педагог создает проблемную ситуацию, которая активизирует мыслительные способности детей и стимулирует развитие их любознательности, исследовательских навыков и речевого развития. Проведение эвристических бесед требует тщательной подготовки, включающей определение основного проблемного вопроса, подготовку дополнительных направляющих и уточняющих вопросов, а также прогнозирование возможных ответов и реакций.
  2. Наблюдение. Организованное наблюдение за предметами и процессами, проводимое в помещении или на территории детского сада, способствует развитию визуальных и аудиальных способностей у детей. Во время прогулок дети погружаются в мир природы с его разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является активной практикой научно-исследовательской деятельности дошкольников.
  3. Опыты и эксперименты. Помимо игры, экспериментирование является важной деятельностью дошкольников. Путем проведения простых опытов с предметами (стукнуть предметы друг о друга, разломить или сложить из частей) дети приобретают и систематизируют знания об объектах окружающего мира и их свойствах. Дети с удовольствием экспериментируют с водой, песком, камнями, глиной, семенами растений и другими материалами. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, а также учит их прогнозировать и делать выводы.
  4. Проектная деятельность. Этот вид работы предполагает совместную исследовательскую деятельность детей, педагогов и иногда родителей. В рамках проекта активизируются не только мыслительные, но и творческие и организаторские способности детей. Под руководством педагога дети самостоятельно планируют ход наблюдений и экспериментов, при необходимости получая направление и поддержку.
  5. ТРИЗ-технологии. ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) побуждает детей к самостоятельному созданию алгоритма действий для решения возникающих проблем. В детском саду ТРИЗ-технологии применяются в качестве игровых заданий, где дети должны думать о способах решения проблемы, например, как добраться до Винни-Пуха, если у Пятачка потерялся зонтик во время дождя. Этот метод развивает аналитическое мышление у детей.

Таким образом, эти методы и приемы способствуют развитию познавательно-исследовательских способностей, активности и самостоятельности у детей в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. «Ознакомление детей с магнитами».

Ø  Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследоват...

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду

В соответствии с новым Федеральным Государственным Образовательным  Стандартом, познавательно-исследовательская деятельность это – сквозной механизм развития ребенка.    На протяже...

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.

Как построить познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду на основе ФГОС?...

Статья Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду (использование кружковой работы)

СтатьяПознавательно – исследовательская деятельность в детском саду(использование кружковой работы)Авторы: Чернуха Ирина Алексеевна - воспитатель Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобрет...

Экспериментальная деятельность в детском саду как вид познавательно – исследовательской деятельности

Как  организовать экспериментальную деятельность дошкольников? Ответить на вопрос поможет презентация. К каждому слайду прилагаются комментарии....