"Адаптация первоклассников к школе"
консультация

Психологические особенности периода адаптации от дошкольника к школьнику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_adaptatsiya_shkolnikov.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Консультация для родителей

                         «Адаптация первоклассников к школе»

Мы все с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребёнок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и для нас. Особенности адаптации ребёнка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошёл для него наиболее безболезненно.

Обычно от поступления ребёнка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября ребёнок, как по волшебству, измениться, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учёбой, а не игрой. Порой, искренне желая ребёнку добра, мы говорим: «Ты уже совсем большой, а значит, должен интересоваться не игрушками, а учёбой. Что ты все время играешь, лучше пошел бы почитал»

Ну что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребёнком не происходит. И второго, и третьего и десятого сентября он остаётся все тем же вчерашним дошкольником. Ребёнок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительских наставления.

Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один момент. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Адаптация ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Первое время ребёнок находиться как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступить он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника. Ребёнку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как  дошкольник. Подобные требования реальны и абсолютно выполнимы для ребёнка. Мы же должны предъявлять ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все- таки школьных форм поведения и более серьёзного отношения), и терпимо относиться к проявлению «дошкольничества».

Нам необходимо понять, что ребёнок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что не стоит осуждать его интерес к играм и игрушкам. Это абсолютно естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Зачастую мы рассматриваем чтение и письмо как «серьёзные», «нужные» занятия, тогда как игра представляется как пустой тратой времени. Такое представление мы невольно передаём нашим детям, например, когда радуемся, увидев у него в руках книжку.

Нам следует быть умеренными в обращении с детьми, общаться с ними с любовью. При обучении относиться к ним мягко, чтобы облегчить их восприятие, так как ребёнку требуется определённое время, чтобы понять наши слова и правильно ответить. Дети не несут ответственности за свои поступки, поэтому будьте терпеливы в их отношениях.

Они отличаются друг от друга по уровню интеллекта и восприятия. Некоторым для понимания хватает простого сурового взгляда, а других нужно крепко поругать. Но никогда нельзя переставать следовать хадису Султана Пророков, который сказал: Кто не показывает милосердия к молодым людям, тот не сможет быть одним из нас. Поэтому ребёнка можно завоевать только с любовью, нежностью и мягкостью.

Давайте попробуем разобраться в причинах, из-за которых многие дети проявляют отсутствие интереса к получению знаний. Иногда причины могут быть самыми очевидными: возможно, у родителей не бывает времени помогать ребёнку в выполнении домашних заданий, или ребёнка окружает большое количество развлечений, из-за которых он не может оказать должную концентрацию в учёбе.

Также могут быть менее явные причины: возможно ребёнку не нравиться тот или иной предмет, возможно, его понимание дается ему с большим трудом. Иногда смена учебной обстановки или приход нового учителя может повлиять на чадо с отрицательной стороны, также давление со стороны сверстников или отсутствие доверия со стороны взрослых могут послужить причиной отсутствия интереса к учёбе. Важным вопросом является то, насколько мы, будучи родителями и работниками сферы образования, обращаем внимание на то, получает ли ребёнок радость и удовольствие от процесса обучения.

Первые годы в жизни ребёнка имеют первостепенное значение и играют важнейшую роль в установлении характера ребёнка и его возможных действий в будущем. Исследования показывают, что опыт, который переживают дети в первые пять лет своей жизни, формируют жизненные связи в головном мозгу.

Именно эти связи являются основой для предрасположенности ребёнка к обучению, его социального и эмоционального развития.

Также некоторые дети, обладающие коротким периодом концентрации, не могут заниматься одним видом деятельности больше 5-10 минут. Их требования отличаются от сверстников, поэтому для них созданы специальные программы, соответствующие их требованиям в обучении.

Проведение вашего времени с ребёнком в процессе игры или выполнением домашней работы является одним из ключевых возможностей для взаимодействия, и устанавливает доверие и мотивирует ребёнка на обучение. Мы должны не забывать о том, что дети получают знания постоянно и всюду, и не только в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности адаптации первоклассников к школе

Адаптация (приспособление) ребенка к школе происходит не сразу. Требуется не день, не неделя, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжен...

Социальная адаптация первоклассников к школе

Консультация для родителейСоциальная адаптация первоклассников к школе...

Адаптация первоклассников в школе

Зтот документ пригодится при оформлении документов к аттестации...

Адаптация первоклассника к школе.

Рекомендации для родителей первоклассников....

Трудности адаптации первоклассников к школе

Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; нау...

Консультация для родителей "Адаптация первоклассников к школе"

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация. Как помочь детям адаптироваться в первом классе?...

Трудности адаптации первоклассников в школе

"Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... Как если бы от этого зависела ваша жизнь..." Л.Кьюби....