"Методические основы работы по развитию звуковой культуры речи ребенка 5-7 лет"
консультация

Рединова Марина Сергеевна

Данная консультация раскроет основные аспекты работы по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Методические основы работы воспитателя по развитию

звуковой культуры речи ребенка от 5 до 7 лет»

Подготовила: Рединова М. С.

        04. 04. 2019 г.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает в себя фонетическую, орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию, т.е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.

Многие дошкольники испытывают значительные затруднения в произносительной и интонационно-выразительной организации высказываний, что является причиной необходимости организации целенаправленной работы по развитию звуковой культуры речи как важнейшего компонента нормированной речи.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Рассмотрим задачи по развитию звуковой культуры речи у дошкольников среднего, старшего возрастов и подготовительной к школе группе.

Задачи развития звуковой культуры речи у детей пятого года жизни:

  • совершенствовать работу артикуляционного и голосового аппарата;
  • закреплять правильное произношение всех звуков;
  • развивать речевой слух, речевое дыхание;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать навык пользования интонационными средствами выразительности

Задачи развития звуковой культуры речи у детей шестого года жизни:

  • продолжать укреплять артикуляционный аппарат;
  • упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов;
  • продолжать развивать фонематический слух, учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению,
  • учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности;
  • совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание;
  • показывать образцы литературного произношения слов;
  • устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи

Задачи развития звуковой культуры речи у детей седьмого года жизни:

  • совершенствовать произносительную сторону речи;
  • развивать фонематическое восприятие детей, голосовой аппарат;
  • устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи;
  • правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности;
  • показывать образцы литературного произношения слов.

Для решения данных задач педагог использует следующие приемы: 

- для совершенствования работы артикуляционного аппарата используется показ упражнений артикуляционной гимнастики с  целью выработки четкого и правильного движения и положения органов артикуляционного аппарата, картинок, игровые задания: «Давайте комара научим петь веселую песенку», также уместны следующие приемы: сопряженная речь ребенка с воспитателем, отраженная речь ребенка (повторение правильного образца), образная физкультурная пауза, где дети совмещают движения и речь;

- как известно правильное произношение звуков, слов и фраз обеспечивается и хорошо поставленным дыханием, показ упражнений на дыхание в игровой форме «Подуй на листочек», «Остуди горячий чай»;

- для развития фонематического восприятия применяем  игры на определение звука в слове (н-р: игра «Поймай звук», я буду произносить слова, а вы хлопнете, если услышите звук [Л] (мел, лиса, рыба, кол), упражнение «Чудесный мешочек» (спрячь в мешочек те предметы, где есть звук [С]); его места (в начале, середине, в конце), н-р: игра  «Внимательный слушатель» (взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них),  работа со звуковыми линейками;

- разучивание чистоговорок и скороговорок для совершенствования дикции, высоты голоса;

- для формирования интонационных средств выразительности используются драматизации сказок, рассказывание стихов, потешек по ролям, подвижные игры с текстом, творческие задания (например, подойти к другу и попросить игрушку от лица какого-то персонажа так, чтобы все остальные могли определить, кто ее попросил, или перейти ручей по камешкам от лица любого персонажа и объяснить, почему он так идет;

- при формировании фонематического слуха используется прием утрированного произношения звука (например: а-р-р-р-буз);

- для развития слухового внимания, тренировки силы голоса можно использовать игру «Мишка, покажись!» (если говорим фразу тихо - мишка спит, если громко - танцует, если быстро – скачет, медленно- переваливается), упражнение «Метель» (замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие).

- тренировки высоты голоса. Упражнение «Три медведя» Цель: воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

 Скажите фразу «Кто сидел на моем стуле и сломал его» как Михайло Иванович, Настасья Петровна, мишутка.

Ведущим приемом является образец правильного произношения педагогом.

Вывод: все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы развития звуковой культуры речи.

Заканчивая свое выступление, хочется сказать, что работа по воспитанию звуковой культуры речи должна проводиться не только в детском саду, но и дома. Педагогу следует активно привлекать родителей к воспитанию у детей чистой и правильной речи, особое внимание обращая на тех из них, которые имеют отставание в овладении звуковой стороной речи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию звуковой культуры речи

Цель: развитие восприятия и произносительной стороны речи: произношение гласных и простых согласных звуков.Задачи:Развить лексическую, грамматическую и произносительную стороны речи;Развить речевой сл...

Развитие звуковой культуры речи ребенка (2- 3 года)

Развитие звуковой культуры речи ребенка (2-3 года)...

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...

Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Планирование работы по развитию  звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Система работы по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Цель: развитие восприятия и произносительной стороны речи: произношение гласных и простых согласных звуков.Задачи:Развить лексическую, грамматическую и произносительную стороны речи;Развить речевой сл...

"Обобщение опыта работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников "

Обобщеник опыта работы педагога по развитию звуковой культуры речи дошкольников в различных видах детской деятельности....

Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет

Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет – одна из важнейших задач этого возрастного периода.                          ...