Система работы по развитию звуковой культуры речи
методическая разработка по развитию речи

Цель: развитие восприятия и произносительной стороны речи: произношение гласных и простых согласных звуков.

Задачи:

  • Развить лексическую, грамматическую и произносительную стороны речи;
  • Развить речевой слух;
  • Закрепить правильное произношение звуков раннего онтогенеза (А, У, И, О, Э, М, Б, П, Д, С, В, К, Г, Х, Ф, З, Ц);
  • Обогатить выразительную сторону речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx47.3 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Цель: развитие восприятия и произносительной стороны речи: произношение гласных и простых согласных звуков.

Задачи:

  • Развить лексическую, грамматическую и произносительную стороны речи;
  • Развить речевой слух;
  • Закрепить правильное произношение звуков раннего онтогенеза (А, У, И, О, Э, М, Б, П, Д, С, В, К, Г, Х, Ф, З, Ц);
  • Обогатить выразительную сторону речи

Неделя

Тема недели / тема НОД

Задача: уточнить и закрепить правильное произношение звуков

Методы и приемы развития восприятия и произносительной стороны речи : произношение гласных и согласных звуков

Содержание предметно – развивающей среды

1

Яблочка на яблоне и в магазине/ «Магазин»

А, у, и

  • Д/и «Громко - тихо», д/и «Далеко - близко» (звукоподражания «Иа-иа - иа», «У- у - у», «Уа – уа - уа», «Би - бип»)
  • Дых / упражнения «Сдуй листочек со стола». «Чей кораблик дальше уплыл»
  • Артикуляционные упражнения «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка», «Конфета»
  • Д/и «Тянем за ниточку звук (а, у, и)»
  • Д/и «Потерялся» (произношение звуков АУ-АУ)
  • Чистоговорки « А-а-а-шире ротик,детвора»,  «А-а-а-у меня болит нога.» «У-у-у- всех детей зову», «И-и-и-ротик к ушкам растяни.»
  • Д/и «Звуки вокруг нас» (развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, У, И)
  • Д/и «У куклы болят зубы» (произношение звуков УА - УА)

Игрушки: кукла, волк, ослик.

Сюжетные картинки про животных

Листочек, кораблик

Предметные картинки : апельсин, автобус, абрикос, ананас, арбуз, аист, утка, улитка, улыбка, ухо, утюг, избушка, игрушки, иголка, индюк

2

Где растёт репка?/ «Собираем урожай»

О

  • Д / и «Покорми зайку» (подражая звуку жевания «Хрум - хруп» «Чок - чок»).
  • Д / и «Назови протяжно слово»
  • Отгадывание загадок (отгадки на предметных картинках)
  • Рассматривание сюжетных картинок (детали изображения имеют звук «О»)
  • Чистоговорка «О-о-о-мне тепло.»
  • Скороговорка «Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток.»
  • Дых / упражнения «Сдуй листочек со стола». «Чей кораблик дальше уплыл»

Игрушки: заяц, обощи

Предметные картины: одеяло, ослик, обезьяна, очки, огурец, окно, овечка

Сюжетные картинки с деталями на звук «О»

Листочек, кораблик

3

Дождик и зонтик. Мой город - Нефтеюганск/ «Прибываем в Дождеград»

О, э, и

  • Звукоподражание «О – э - ы»
  • Д /и «Доскажи словечко»
  • Д /и«Тянем за ниточку» (пропевание звука)
  • Звукоподражание «Идет дождь»
  • Чистоговорки «И-и-и-песенку тяни.» «О-о-о-я надел пальто.»
  • Д /и «Скажи как я» (тихо-громко, ласково)
  • Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку»

Игрушка: поезд, мяч

Предметные картинки : эскимо, эсковатор, одеяло, ослик, окно, эскалатор, иголка, избушка

Вертушка

4

Кто любит зёрнышки?/ «Козочка Ме-ме и овечка Бе-бе»

Э

  • Д/и «Громко – тихо, близко - далеко» (звукоподражание «Ме – ме - ме», «Бе – бе - бе»)
  • Рассматривание предметных и сюжетных картинок
  • д/и «Назови кто нарисован»
  • д/и «Тянем ниточку(длинную, коротку)»
  • Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку»

Игрушки: коза и овца

Предметные картинки: эскимо, эксковатор, эскалатор

Вертушка

5

Белочкина кладовка/ «Медведица с медвежонком»

М

  • Чистоговорки «Мама, мама, меду, меду» «Ом- ом- ом - мы гулять идем.»
  • Отгадывание загадок
  • Д / и «Угадай кто кричит» - развивать слуховое восприятие, различать на слух отдельные звуки.
  • Чтение и разыгрывание стихотворений М. Яснова «Бурое и белое», «Медвежонок»
  • Д/и «Назови детеныша»

Игрушки: медведица и медвежонок

Сюжетные картинки про медведей и медвежат, диких животных

Предметные картинки: машина, медведь, малина, мышка, морковь, муха, мяч, мандарин

6

Где спрятался котёнок?/

«Лапкой умывается, за мышкой гоняется».

М

  • Звукоподражание «Мяу - мяу»
  • Д/и «Назови протяжно «М» в словах»
  • Чистоговорка «Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.»
  • Скороговорка «Мама Милу в ванне мыла»
  • Дых / упражнение «Сдуй листочек»
  • Д/и «Скажи как я» (ласково, громко - тихо)

Игрушка: котенок

Предметные картинки: машина, медведь, малина, мышка, морковь, муха, мяч, мандарин

Листочки

7

Любимое имя. Доброе слово

/«Каким ласковым именем называет тебя мама»?

А

  • Д/и  «Близко - далеко»(звукоподражания «Иа-иа - иа», «У- у - у», «Уа – уа - уа»)
  • Дых / упражнения «Сдуй листочек со стола».
  • Артикуляционные упражнения «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Д/и «Тянем за ниточку звук (пропевание звуков А, У, И)»
  • Чистоговорки « А-а-а-шире ротик,детвора»,  «А-а-а-у меня болит нога.»
  • Д/и «Звуки вокруг нас» (развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласного звука А)
  • Д/и «У куклы болят зубы» (А-А-А-А)
  • Д/и «Пропой имя»

Сюжетные картинки на тему «Семья»

Предметные картинки: апельсин, автобус, абрикос, ананас, арбуз, аист

Листочки

Игрушки: кукла, мяч

8

Холодный ветер. Тёплые рукавички/

«Одеваемся теплей»

Б

  • Скороговорки «Баю-бай. Баю-бай, баю-бай, Спи, сынок мой, засыпан! Засыпайте  все па свете ,Бобы, Любы, Поли, Пети!», «Белка бегала, скакала. Белка шишки собирала.»
  • Чистоговорка «Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.»
  • Рассматривание предметных картинок
  • Дых упр «Надуваем шарик»
  • Арт упражнение «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»

Игрушка:  белочка

Предметные картинки: бинокль, бегемот, бочка, бабочка, барабан, белка

Надувной шарик

Одежда: кепка – шапка, брюки - штаны

9

Книжка – сказка. Ботинки и сапожки/

«Ботинки, босоножки, боты»

М, б, п

  • Звукоподражание «Мяу - мяу»
  • Д/и «Закончи стишок»
  • Чистоговорка «Бу-бу-бу сидит ворон на дубу» «Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп», «Пи – пи – пи – пирожок купи»
  • Скороговорка «Бегал заяц по болоту, всё искал себе работу, Он работы не нашёл, а заплакал и пошёл.»
  • Дых упражнение «Направь снежинку»

Предметные картинки: пирамида, перец, петух, помидор, подушка, повар, бант, бабочка, банан, белка, ботинки, босоножки, малина, мышка, медведь, мышка, пингвин

Игрушка: котенок

Снежинка на ниточке

10

Кроватка и сон. Ласковая песенка/

«Дрёма в гости к нам идёт»

Д

  • Д / и «Сонный слон» (стих- е И. Токмаковой)
  • Чистоговорка «До-до-до, там на дереве гнездо»
  • Артикуляционные упражнения «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Отгадывание загадок
  • Д /и «Звуки вокруг нас»

Игрушка: слон

Предметные картинки: диван, дельфин, дерево, дом, дверь, дракон

Сюжетные картинки на тему «Семья»

11

Книжка – сказка/

«Колючая сказка»

П

  • Арт упражнение «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Чистоговорка «Пи-пи-пи – пирожок купи.»
  • Д/и «Потерялся звук»
  • Д /и «Звуки вокруг нас»
  • Д/и «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано»
  • Дых упражнение «Сдуй снежинку с ладошки»

Предметные картинки: пирамида, помидор, перец, подушка, петух, повар, пароход, подарок, попугай, пылесос

Снежинка

Сюжетные картинки на тему «Посуда»

12

Заснеженная елочка/

«Снег идет»

С

  • Д /и «Скажи как я»
  • Д /и «Закончи стишок»
  • Дых . упражнения «Сдуй снежинку с ладошки», «Кто дольше дует»
  • Артикуляционные упражнения «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Рассматривание сюжетных картинок

Снежинка

Сюжетные картинки на тему «Зима»

Предметные картинки: снег, слон, сапоги, сыр, сок, сумка, самокат

13

Наряжаем елочку/        

«Новогоднее происшествие»

В

  •  Д/и «Скажи как я»
  • Д/и «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано»
  • Д/и «Назови ласково»
  • Арт упр «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»

Сюжетные картинки на тему «Новый год»

Предметные картинки: велосипед, вертолет, ведро, вилка, виноград, волк, ворона, варежки, вертушка

14

Конфеты и сладости/

«Дедушка Мороз»

Д

  • Д / и «Сонный слон» (стих- е И. Токмаковой)
  • Чистоговорка «До-до-до, там на дереве гнездо»
  • Артикуляционные упражнения «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Отгадывание загадок
  • Д /и «Звуки вокруг нас»

Предметные картинки : диван, дельфин, дерево, дом, дверь, дракон

Сюжетные картинки на тему «Новый год»

15

Конфеты и сладости/

«Волшебный сундучок»

К

  • Звукоподражание «Кар - кар»
  • Дыхательное упражнение «Произнеси «К» громко/тихо»
  • Отгадывание загадок
  • Д/и «Назови предмет»

Предметные картинки: кружка, кепка, коляска, клубника, кошка, конфета, кукла

Игрушка : сундучок

16

Санки и горки/

«Было всё белым – бело»

Г

  • Звукоподражание «Гули - гули»
  • Чистоговорка «Га-га-га, га-га-га, хочешь, Галя, пирога?»
  • Д/и «Назови ласково»
  • Отгадывание загадок

Сюжетные картинки на тему «Зимние забавы»

Предметные картинки : горох, градусник, груша, грабли, гранат

17

В гости к белому медвежонку/

«Снеговик – морковный нос»

Х

  • Д /и «Хорошо – хорошо, очень даже хорошо! / Хи – хи –хи да ха – ха – ха – это просто чепуха!»
  • Чистоговорка «Их-их-их – ветерок затих.»
  • Д /и «Звуки вокруг нас» - произносить на одном дыхании звук «Х»
  • Дых упражнение «Надуй шарик»

Игрушка : снеговик, черепаха, мяч

Предметные картинки : хлеб, хлопушка, халат, хомяк, художник,

Надувной шарик

18

Где живёт черепаха?/

«Качу – лечу…»

О

  • Д /и«Тянем за ниточку»
  • Отгадывание загадок (отгадки на предметных картинках)
  • Д/и  «Назови что нарисовано»(детали изображения имеют звук «О»)
  • Чистоговорка «О-о-о-мне тепло.»

Предметные картинки : одеяло, ослик, обезьяна, очки, огурец, окно, овечка

Сюжетные картинки «Животные Африки»

Игрушка: ослик

19

Рыбки в аквариуме/

«Без неё не будет моря»

В, ф

  • Чистоговорки «Вы-вы-вы, вы-вы-вы, даже выше головы.», «Фэ-фэ-фэ, будем кушать мы в кафе.»
  • Д/и «Скажи как я»
  • Д/и «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано»
  • Д/и «Потерялся звук в слове»
  • Звукоподражание «Плывет моторная лодка»
  • Арт упр «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»

Предметные картинки : велосипед, вертолет, ведро, вилка, виноград, волк, ворона, варежки, фонтан, фонарь, флаг, фламинго, фотограф

Сюжетные картинки на тему «Рыбы»

20

Поздравляем папу/

«Папы всякие важны»

Ф

  • Д /и с мячом «Добавь звук»
  • Д\и «Назови протяжно «Ф»»
  • Чистоговорка «аф-аф-аф, мы купили новый шкаф»

Предметные картинки: фонтан, фонарь, фотоаппарат, флаг, футболка

Игрушки: фрукты, мяч

21

Приглашаем гостей/

«В гостях у кошечки»

К

  • Звукоподражание «Кис – кис- кис»
  • Д/и «Скажи громко/тихо»
  • Отгадывание загадок
  • Д/и «Назови предмет»
  • Дых упр «Направь снежинку по линии»

Предметные картинки : кружка, кепка, коляска, клубника, кошка, конфета, кукла

Сюжетные картинки на тему «Семья»

Снежинка

Игрушка: кошка

22

Любимый образ. Поздравляем маму/

«8 Марта – праздник мам»

В

  • Д / и «Назови правильно»        
  • Д/и «Назови ласково»
  • Д/и «Назови правильно, добавив звук»
  • Дых упр «Сдуй цветочек»

Предметные картинки: велосипед, вертолет, ведро, вилка, виноград, волк, ворона, варежки,

Цветочек

Сюжетные картинки на тему «Семья», «Праздник мамы»

23

Тёплое солнышко. Образ света/

«Лесной Мишка и проказница Мышка»

С

  • Чистоговорка «Друг мой, Мишка, веселый, смешной», «Су-су-су - я гулял вчера в лесу»
  • Д/и «Да, …(качество человека), да …! Нет …(качество человека), нет…»
  • Артикуляционные упражнения «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Отгадывание загадок
  • Звукоподражание «Насос»

Игрушка: медведь, мышка

Предметные картинки : сундук, снеговик, сова, самолет, сковорода

24

Кто как купается/

Понравилась вода»

С

  • Д /и «Скажи как я»
  • Звукоподражание «Сыпется песок»
  • Д /и «Потерялся звук»
  • Д /и «Закончи стишок»

Предметные картинки : сундук, снеговик, сова, самолет, сковорода

Песок

25

Скворушка вернулся/

«Очень рады солнышку»

С

  • Дых.упр. «Дует ветерок»
  • Отгадывание загадок
  • Д/и «Назови что нарисовано»

Предметные картинки : сундук, снеговик, сова, самолет, сковорода

Сюжетные картинки на тему «Весна»

26

Добрый мир. У кого какой дом?»/

«Утром»

С

  • Д /и «Скажи как я»
  • Д /и «Потерялся звук»
  • Звукоподражание «Насос»
  • Артикуляционные упражнения «Варенье» «Трубочка», «Покажи язычок», «Улыбка»
  • Дых упр «Сдуваем шарик»

Сюжетные картинки на тему «Семья»

Игрушки: мяч, животные

27

Кто умеет летать?»/

«Голосок тонок, нос долог»

З

  • Звукоподражание комару «Ззз - ззз»
  • Д/и «Назови предмет»
  • Артикуляционные упражнения «Заборчик», «Наказать непослушный язычок»
  • Разучивание стихотворения

«Зайки на лужайке

На зеленой на лужайке

Забияки жили зайки,

Жили змеи, медвежата

И ужата, и ежата.

В звездном небе светляки

Зажигали огоньки,

Чтоб ни зверю и ни птице

В том лесу не заблудиться.»

Предметные картинки: замок, звезда, зонт, заяц, зеркало, зебра, комар

28

Зоопарк в городе/

«Обезьянка и телефон»

З

  • Артикуляционные упражнения «Заборчик», «Наказать непослушный язычок»
  • Звукоподражание «Д-з-з-з-ынь»
  • Д/и «Скажи тихо, скажи громко»
  • Отгадывание загадок

Предметные картинки : замок, звезда, зонт, заяц, зеркало, зебра

Игрушки: обезьяна, телефон

Сюжетные картинки на тему «Зоопарк»

29

Что из семечка выросло. Добрая книга. Любимая книга/ «Любимая книга»

С

  • Звукоподражание «С-Сь»
  • Д/и «Назови предмет»
  • Дых упр «Греем руки»
  • Д/и «Кто нарисован»

Предметные картинки : сундук, снеговик, сова, самолет, сковорода

Сюжетные картинки на тему «Весна»

30

Праздники и выходные/

«Едем купаться»

Ц

  • Артикуляционные упражнения «Заборчик», «Наказать непослушный язычок»
  • Д/и «Назови ласково»
  • Рассматривание иллюстраций Сутеева  
  • Д/и «Потерялся звук» - умение называть слова, выделяя звук

Предметные картинки: царь, цирк, цапля, цветок

Игрушки : цыпленок, курица

31

Что из семечка выросло/ «Летит мохнатенькая, летит за сладеньким»

З

  • Звукоподражание «Ззз - ззз»,
  • Ситуация «Мохнатенькая пчелка прилетела в особый город. Куда она попала – догадайтесь сами. Там живут разные звери: тигры, медведи, жирафы, слоны. Взрослые и дети приходят на них посмотреть. Это - … (зоопарк). А еще в зоопарке есть полосатые коняшки. Что это за коняшки в полосатых тельняшка? (зебры). В зоопарке живет также музыкант, который умеет играть на барабане. У него длинные уши и  короткий хвост. Он любит морковку. Это … (заяц)»
  • Отгадывание загадок
  • Артикуляционные упражнения «Загнать мяч в ворота», «Часики»
  • Дых. упражнение «Буря в стакане» (дуть в трубочку в стакан с водой)

Сюжетная картинка «Пчелы собирают мед», «Домашние животные»,

Предметные картинки: замок, звезда, зонт, заяц, зеркало, зебра

 Трубочка и стакан с водой

32

Кто пасётся на лугу/

«На лугу»

И, г, о

  • Звукоподражание «Иго - го»
  • Д/и «Тянем за ниточку звуки «И», «О»»
  • Д/и «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано»
  • Д/и «Угадай на чем играю»

Предметная картинка : лошадь, одеяло, ослик, обезьяна, очки, огурец, окно, овечка, горох, градусник, груша, грабли, гранат, иголка, избушка

Сюжетные картинки на тему «Дикие животные»

33

В деревне и на даче/

«В деревне»

Ц

  • Звукоподражание «Цып - цып»
  • Чистоговорка «Цыпленок пьет из блюдца воду.»
  • Д/и «Поют кузнечики» (ц-ц-ц-ц-ц)
  • Дых упр «Сдуй листочек»
  • Рассматривание иллюстраций Сутеева

Игрушка: цыпленок, курица

Предметные картинки: царь, цирк, цапля, цветок

Листочки

Сюжетные картинки на тему «Лето»

Иллюстрации Сутеева

Литература:

  1. Васюкова Н.Е. Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 3 – 4 лет. Еженедельное интегрированное содержание работы по всем образовательным областям / Н. Е. Васюкова, Н. М. Родина. - М.: ТЦ Сфера, 2016. – 240 с. – (Истоки)
  2. Гризик, Т.И. Планирование работы в детском саду  с детьми 3-4 лет : метод рекомендации для воспитателей / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова и др.; науч рук. Е.В. Соловьева. – М.: просвещение, 2011. – 192 с.
  3. Развивающие занятия с детьми 3 – 4 лет / под ред. Парамоновой Л. А. – 2 –е изд., перераб. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 640 с.: ил.
  4. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, Колесникова Е.В., 2001
  5. Сафонова И. Э. Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет. Методическое пособие. – Туринск, 2017 https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/05/03/formirovanie-zvukovoy-kultury-rechi-u-detey-mladshego
  6. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Развитие речи детей 3-4 лет. Программа. Методические рекомендации. ФГОС. Вентана – Граф, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему: "Система работы по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе"

Система работы по воспитанию  звуковой культуры речи в средней группе...

Выступление на семинаре "Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"

В сообщении представлена информация о системном подходе к воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников: задачи и способы их решения. А также представлен  перечень дефиниций, необходимый для п...

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...

Система работы по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Цель: развитие восприятия и произносительной стороны речи: произношение гласных и простых согласных звуков.Задачи:Развить лексическую, грамматическую и произносительную стороны речи;Развить речевой сл...

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание, фонематический слух, интонационную выразительность речи,дикцию.Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С, З, Ш, Ж, Ч, Ц, Щ, Л, Р(...